Судебная практика

ИНФОРМАЦИЯ о мониторинге законодательства в декабре 2020

26.12.2020

Прокуратурой края проведен мониторинг своевременности и полноты реализации органами местного самоуправления полномочий по нормативному регулированию правоотношений в сфере предоставления муниципальных услуг.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать правила поведения граждан и организаций в период введения режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции

20.11.2020

Прокуратурой Комсомольского района оспорены муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции.

О разъяснении законодательства

15.11.2020

В связи с поступающими обращениями о порядке взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности разъясняю следующее.

Порядок проведения прокурорских проверок регламентирован статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

О практике применения законодательства в сфере земельных правоотношений в Хабаровском крае

07.10.2020

В сфере законодательства о землепользовании в 2020 году органами прокуратуры края выявлено более 300 нарушений закона. В целях их устранения внесено 115 актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 12 лиц.

Наибольшее количество нарушений (235 или 78,3 %) выявлено в исполнительных органах местного самоуправления.

О практике применения законодательства в сфере противодействия коррупции в Xабаровском крае

05.10.2020

В текущем году прокурорами изучено более 6 тысяч нормативных правовых актов и их проектов, из них – свыше 80% -  акты органов местного самоуправления.

В результате выявлено почти 400 коррупциогенных факторов, которые в последующем могли привести к правонарушениям; для их исключения внесено порядка 150 мер  реагирования.

О состоянии законности в сфере муниципального нормотворчества

05.09.2020

Прокуратурой края проведен анализ работы органов местного самоуправления края по приведению нормативной правовой базы в соответствие с федеральным законодательством и состояния прокурорского надзора в этой сфере за 1 полугодие 2020 года.За 6 месяцев текущего года на территории края оспорен 1061 нормативный правовой акт органов местного самоуправления, противоречащий действующему законодательству, из них 97 уставов (за аналогичный период прошлого года - 957, из них уставов - 154).

Конституционный суд возложил на муниципалитеты обязанности по охране имущества осужденных

17.08.2020
  1. Раньше суды возлагали на муниципалитеты ответственность за все возможные охранные меры, даже за те, которые не соответствовали полномочиям органов МСУ.
  2. Какие меры по охране имущества осужденного Конституционный суд закрепил за муниципалитетами.

Разъяснения законодательства о полномочиях органов местного самоуправления в сфере законодательства, регламентирующего права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование

10.08.2020

Вопросы реализации прав граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование регламентированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), Законами Хабаровского края от 26.01.2005 № 258 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий в Хабаровском крае» (далее – Закон края № 258), от 30.03.2011 № 83 «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования».

Суды стали реже поддерживать муниципалитеты в спорах о размещении торговых палаток возле домов

19.07.2020
  1. Предпринимателям и управляющим организациям стало проще оспорить в суде запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.
  2. Чтобы правила благоустройства вашего муниципального образования не стали предметом судебного разбирательства, учитывайте новые выводы Конституционного суда.
  3. Муниципалитетам стало труднее добиться через суд демонтажа палатки на придомовой территории.

Верховный суд разъяснил, как предоставлять отсрочку по арендным платежам

14.06.2020
  1. В каком случае орган МСУ может отказать арендатору в отсрочке.
  2. Арендодатель обязан предоставить отсрочку внесения арендных платежей не только за все имущество, но и за его часть.
  3. С какого момента снизить плату за аренду муниципального имущества.

В каких случаях муниципалитет отвечает за очистку территории от снега и льда

16.03.2020
  1. Кто должен убирать придомовую территорию, зависит от того, поставили ли участок под МКД на кадастровый учет.
  2. Орган МСУ вправе обязать владельца магазина или офисного здания поддерживать порядок на территории, прилегающей к объекту. Как определить размер такой территории.
  3. Кто отвечает за уборку снега и льда во внутридворовых проездах? Ответ — в новом решении Верховного суда.

Пять аргументов в защиту муниципалитета от обвинений в нецелевке

15.02.2020
  1. Если контролеры провели оценку качества материалов только визуально, без инструментов, технических и лабораторных исследований, их выводы нельзя считать обоснованными.
  2. Разные даты начала работ в отчетных документах — это не нарушение.
  3. Проектную документацию можно менять без увеличения стоимости контракта. 

Пять аргументов, которые помогли органам МСУ оспорить незаконные требования контролеров

16.12.2019
  1. Что делать, если вы не успеваете устранить нарушение в срок.
  2. Судьи отменили предписание контролеров, а те выдали вместо него новое. Законно ли это?
  3. В каких случаях региональные инспекторы имеют право проверить орган МСУ.

Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома

05.12.2019
  1. Раньше было опасно возлагать на владельцев помещений в МКД обязанность по содержанию прилегающей территории, которая находится в муниципальной собственности. Но летом 2019 года Верховный суд пересмотрел свои позиции.
  2. В каких документах закрепить обязанность поддерживать порядок.

Прокуратура Хабаровского края:о судебной практике оспаривания муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства территорий муниципальных образований

05.12.2019

В ходе мониторинга судебной практики Верховного Суда Российской Федерации проанализированы выводы, изложенные в определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, по вопросам оспаривания правил благоустройства территорий муниципальных образований.