Судебная практика

Информация о мониторинге законодательства март 2021

26.03.2021

Прокуратурой края проведен мониторинг федерального и регионального законодательства. По результатам мониторинга установлены основания для корректировки муниципальных нормативных правовых актов.

В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов

15.03.2021
  1. Администрация вправе не проводить торги, если она предоставляет участок для ведения сельского хозяйства или осуществления связанного с ним производства. Посмотрите условия в таблице.
  2. Торги не потребуются, если участок уже находится в аренде у крестьянского (фермерского) хозяйства и предприниматель желает продлить срок аренды.
  3. Арендатор вправе выкупить участок не сразу, а через три года. Какое время включить в этот срок.

Информация о мониторинге законодательства февраль 2021

28.02.2021

Прокуратурой края проведен мониторинг федерального и регионального законодательства.

По результатам мониторинга подготовлен краткий дайджест разъяснения законодательства, регламентирующего обращение с цифровой валютой.

Пять типичных ошибок органов МСУ при рассмотрении представлений прокурора

13.01.2021
  1. Оптимизируйте работу по рассмотрению представлений прокурора. Какие меры принять.
  2. Используйте типовую форму ответа на представление прокурора.
  3. Чтобы прокурор реже вносил представления вашему муниципалитету, работайте на опережение. Что предпринять.

ИНФОРМАЦИЯ о мониторинге законодательства в декабре 2020

26.12.2020

Прокуратурой края проведен мониторинг своевременности и полноты реализации органами местного самоуправления полномочий по нормативному регулированию правоотношений в сфере предоставления муниципальных услуг.

Органы МСУ больше не смогут отказывать в формировании земельных участков под многоквартирными домами

20.12.2020
  1. Если муниципалитет отказывается формировать участок под МКД, собственники помещений могут оспорить бездействие органов МСУ и их должностных лиц в суде. Раньше суды становились на сторону муниципалитета в таких спорах. Но в 2020 году ситуация изменилась.
  2. Три довода, которые теперь бесполезно приводить в суде.

Конституционный суд обязал муниципалитеты платить по долгам созданных ими учреждений

18.12.2020
  1. В Гражданском кодексе предусмотрен только один случай, когда при недостаточности имущества бюджетного или автономного учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. Но это положение скоро пересмотрят.
  2. В 2020 году Конституционный суд изменил свою позицию и встал на сторону кредиторов. Каких последствий ждать муниципалитетам.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать правила поведения граждан и организаций в период введения режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции

20.11.2020

Прокуратурой Комсомольского района оспорены муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции.

О разъяснении законодательства

15.11.2020

В связи с поступающими обращениями о порядке взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности разъясняю следующее.

Порядок проведения прокурорских проверок регламентирован статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

О практике применения законодательства в сфере земельных правоотношений в Хабаровском крае

07.10.2020

В сфере законодательства о землепользовании в 2020 году органами прокуратуры края выявлено более 300 нарушений закона. В целях их устранения внесено 115 актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 12 лиц.

Наибольшее количество нарушений (235 или 78,3 %) выявлено в исполнительных органах местного самоуправления.

О практике применения законодательства в сфере противодействия коррупции в Xабаровском крае

05.10.2020

В текущем году прокурорами изучено более 6 тысяч нормативных правовых актов и их проектов, из них – свыше 80% -  акты органов местного самоуправления.

В результате выявлено почти 400 коррупциогенных факторов, которые в последующем могли привести к правонарушениям; для их исключения внесено порядка 150 мер  реагирования.

О состоянии законности в сфере муниципального нормотворчества

05.09.2020

Прокуратурой края проведен анализ работы органов местного самоуправления края по приведению нормативной правовой базы в соответствие с федеральным законодательством и состояния прокурорского надзора в этой сфере за 1 полугодие 2020 года.За 6 месяцев текущего года на территории края оспорен 1061 нормативный правовой акт органов местного самоуправления, противоречащий действующему законодательству, из них 97 уставов (за аналогичный период прошлого года - 957, из них уставов - 154).

Конституционный суд возложил на муниципалитеты обязанности по охране имущества осужденных

17.08.2020
  1. Раньше суды возлагали на муниципалитеты ответственность за все возможные охранные меры, даже за те, которые не соответствовали полномочиям органов МСУ.
  2. Какие меры по охране имущества осужденного Конституционный суд закрепил за муниципалитетами.

Разъяснения законодательства о полномочиях органов местного самоуправления в сфере законодательства, регламентирующего права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование

10.08.2020

Вопросы реализации прав граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование регламентированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), Законами Хабаровского края от 26.01.2005 № 258 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий в Хабаровском крае» (далее – Закон края № 258), от 30.03.2011 № 83 «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования».

Суды стали реже поддерживать муниципалитеты в спорах о размещении торговых палаток возле домов

19.07.2020
  1. Предпринимателям и управляющим организациям стало проще оспорить в суде запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.
  2. Чтобы правила благоустройства вашего муниципального образования не стали предметом судебного разбирательства, учитывайте новые выводы Конституционного суда.
  3. Муниципалитетам стало труднее добиться через суд демонтажа палатки на придомовой территории.

Верховный суд разъяснил, как предоставлять отсрочку по арендным платежам

14.06.2020
  1. В каком случае орган МСУ может отказать арендатору в отсрочке.
  2. Арендодатель обязан предоставить отсрочку внесения арендных платежей не только за все имущество, но и за его часть.
  3. С какого момента снизить плату за аренду муниципального имущества.