Методические материалы

«Продовольственная долина» Белогорска Амурской области стала лучшим проектом развития моногорода

13.12.2017

Белогорск — второй по величине населенный пункт Амурской области и единственный на Дальнем Востоке моногород, функционирующий в режиме территории опережающего развития (ТОР). В 2017 году команда Белогорска стала победителем практикума в рамках образовательной программы «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов» в РАНХиГС при Президенте РФ. Команда защитила свой проект, получила дипломы и приз за лучший проект развития города. О мерах, благодаря которым город планирует избавиться от приставки «моно» уже к 2020 году, рассказал его мэр Станислав Мелюков.

Муниципальный депутат не представил сведения о доходах. Какую позицию займет суд

10.12.2017
  1. Если порядок исполнения обязанности депутата представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не урегулирован на муниципальном уровне, суд поддержит депутата.
  2. Судьи могут встать на сторону депутата, если он допустил незначительные или технические ошибки при заполнении справки.
  3. Суд имеет право прекратить полномочия депутата, грубо нарушившего требования антикоррупционного законодательства.

Как повысить качество данных информационных систем

08.12.2017
  1. При интегральном показателе качества данных ниже 80 процентов рассмотрите вариант формирования новой базы данных взамен старой.
  2. Если в органе местной власти есть архив сканов бумажных первичных документов, сверьте информацию из них с данными в различных базах. Если противоречий нет, используйте сканы как источник данных.
  3. Проведите инвентаризацию по всем базовым справочникам, которые использует муниципалитет. Вы окупите расходы за счет роста поступлений в местный бюджет.

Новое в закупках: один контракт и на проектирование, и на строительство

21.08.2017
  • С 1 июля 2017 года предметом одного контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства.
  • Чтобы заключить контракт, понадобится решение главы муниципального образования. Застройщик должен получить положительное заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в проект создания объекта капитального строительства.
  • Основное условие контракта – запрет на увеличение его цены. Он коснется и тех случаев, когда в момент заключения контракта невозможно предусмотреть полный объем работ или расходов. 

Рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 – 2022 гг.

04.08.2017

Основными целями инвентаризации является оценка текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе определения перечня дворовых и общественных территорий, оценки их состояния, выявление территорий, требующих благоустройства.

Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики

03.08.2017

Стратегии развития отраслей экономики являются отраслевыми документами стратегического планирования, которые, в свою очередь являются частью общей системы документов стратегического планирования в Российской Федерации.

Стратегии развития отраслей экономики, как отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием (статья 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров

02.08.2017

Проект примерного энергосервисного договора (контракта) для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.
 

Методическое пособие по реализации ОМСУ полномочий, связанных с участием в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании

01.08.2017

Методическое пособие предназначено для руководителей органов местного самоуправления, депутатов муниципальных советов, муниципальных служащих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере

27.07.2017

Настоящее издание подготовлено Агентством стратегических инициатив совместно с Центром Навигатор по исследованию развития ГЧП и посвящено анализу лучших практик реализации инвестиционных проектов в социальной сфере реализуемых с использованием механизмов ГЧП, а также формированию рекомендаций для региональных и муниципальных органов власти по отбору, структурированию и запуску инвестиционных проектов в таких отраслях, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и культурное наследие.
Цель настоящего исследования – обеспечить тиражирование лучших региональных и муниципальных ГЧП-практик в тех публично-правовых образованиях, где еще не сформирован достаточный опыт реализации инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Исследование адресовано в первую очередь представителям органов государственной и муниципальной власти, а также широкому кругу экспертов, так или иначе связанным с подготовкой и реализацией проектов ГЧП в социальной сфере.

Сборник материалов по защите прав потребителей органами местного самоуправления

25.07.2017

Сборник предназначен для сотрудников органов исполнительной власти всех уровней, руководителей органов местного самоуправления, депутатов муниципальных

советов, муниципальных служащих, а также жителей внутригородских муниципальных образований.

В сборнике приведены:

  • нормативные акты, являющиеся правовой основой в области осуществления защиты прав потребителей;
  • перечень основных понятий, используемых в рассматриваемой сфере деятельности;
  • материалы, используемые в работе специалистами муниципальных образований по осуществлению защиты прав потребителей;
  • основные требования к контролю качества предоставляемых жилищнокоммунальных услуг;
  • перечень вопросов и ответов по правам потребителей жилищно-коммунальных услуг;
  • права потребителей и ответственность исполнителей в сфере здравоохранения;
  • рекомендации по приобретению товаров для детей и взрослых;
  • образцы документов, составляемых при обращении в компетентные органы для защиты законных прав потребителей (примерные формы исковых заявлений и претензий)

Основные положения Концепции развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года

24.07.2017

Концепция (стратегия) необходимый документ на текущем этапе развития сферы ГЧП в Российской Федерации, как бизнесу (инвесторам, заемщикам, операторам, консультантам), так и государственным и муниципальным органам власти. Концепция (стратегия) должна стать инструментом для становления сферы ГЧП.

Методические рекомендации по порядку разработки проектов комплексного благоустройства

22.07.2017

Комплексное благоустройство может касаться облика территории, организации рельефа, габаритов и конфигурации различных зон (тротуаров, проезжей части, зоны озеленения и пр.), переустройства инженерных сетей, размещения малых архитектурных форм и пр. Все это требует соответствующих архитектурных, планировочных, инженерных, дизайнерских решений. Их совокупность складывается в проект благоустройства территории.
На данный момент состав, содержание и порядок подготовки таких проектов не регулируется на федеральном уровне.
Как правило, региональное законодательство также не предусматривает соответствующих норм. В большинстве случаев проекты разрабатываются в один этап — в рамках муниципальных контрактов на производство строительно-монтажных работ по благоустройству территории.

Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики

18.07.2017

Представленные рекомендации подготовлены Минэкономразвития России в целях обеспечения методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в применении норм законодательства в сфере ГЧП (МЧП) при подготовке и реализации проектов ГЧП (МЧП).
ГЧП, прежде всего, является механизмом привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению.
Рекомендации адресованы, в первую очередь, специалистам государственных и муниципальных органов, ответственных за заключение и последующее сопровождение
СГЧП (СМЧП) и КС, а также за нормативное регулирование данной сферы.

Методические рекомендации по применению критериев оценки и иных контрольных мероприятий реализации приоритетных проектов

12.07.2017

Настоящие методические рекомендации по применению критериев оценки и иных контрольных мероприятий реализации приоритетных проектов (программ) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" от 15 октября 2016 г. № 1050.
 

Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики

09.06.2017

Представленные рекомендации подготовлены Минэкономразвития России в целях обеспечения методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в применении норм законодательства в сфере ГЧП (МЧП) при подготовке и реализации проектов ГЧП (МЧП).

ГЧП, прежде всего, является механизмом привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению.

Рекомендации адресованы, в первую очередь, специалистам  государственных и муниципальных органов, ответственных за заключение и последующее сопровождение СГЧП (СМЧП) и КС, а также за нормативное регулирование данной сферы.

Рекомендации могут быть в равной степени использованы в образовательных целях, включая повышение квалификации специалистов, а также при подготовке и реализации проектов частным партнером / концессионером.

Стратегии малых городов: территория творчества

09.06.2017

Эта брошюра предназначена для представителей первичного уровня местного самоуправления (МСУ) — городских и сельских поселений.

Одним из полезных инструментов координации усилий местного сообщества в интересах будущего является стратегическое планирование — совместная выработка представлений о ценностях, целях и направлениях устойчивого социально-экономического развития поселения. Об этом говорят и зарубежный, и российский опыт.

С середины 2014 года стратегическое планирование регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — 172-ФЗ, Закон).

Закон зафиксировал общие рамки стратегирования и сделал обязательными разработку и реализацию документов стратегического планирования на уровне федерации и субъектов федерации, а также определил возможность для крупных муниципальных образований — городских округов и муниципальных районов — заниматься стратегическим планированием при соответствующем решении органов МСУ.

Рекомендации по приемке работ по капремонту

07.06.2017

Капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2017 год

24.05.2017

Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год (далее – региональные (муниципальные) программы соответственно), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169 (далее – Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно:

  • благоустройство территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории),
  •  дворовых территорий многоквартирных домов,
  •  а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

Методические рекомендации: Вовлечение жителей в проекты благоустройства

22.05.2017

Сегодня при реализации большинства проектов благоустройства открытых городских пространств в России используется механизм принятия решений сверху вниз (см. илл. 1). Разрабатывая проекты, муниципальные органы власти или бизнес-сообщество (иници­аторы проекта) не учитывают мнение горожан — интересантов проекта (жителей окрестных домов, городских сообществ, обще­ственных объединений, активистов, малого бизнеса, экспертного сообщества и др.).

Этот механизм неэффективен, потому что инициатор исклю­чает из процесса будущих пользователей благоустраиваемых территорий. Даже небольшие проекты (благоустройство двора, установка скамеек в сквере) в таких случаях могут вызывать недовольство горожан и провоцировать конфликт.

Альтернативой могут быть проекты благоустройства с обще­ственным участием (см. илл. 2). Этот механизм предполагает ско­ординированную работу инициатора со всеми потенциальными интересантами проекта, которые в этом случае становятся актив­ными участниками процесса и оказывают влияние на развитие городской среды

Методические рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов

21.05.2017

К марту 2018 г. в рамках реализации Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» 319 монопрофильных муниципальных образований России должны суммарно выпол­нить 1300 проектов и мероприятий по повышению качества городской среды. Выбор этих проектов основан на концепции «Пять шагов благоустройства повседневности». В данной книге представлены методические рекомендации, которые были разра­ботаны с целью содействия качественной реализации проектов и мероприятий, отобранных моногородами.