Опыт регионов

Как использовать механизм концессии при строительстве социальных объектов

04.05.2020

В 2019 году городской округ Ханты-Мансийск (ХМАО-Югра) занял первое место в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» на конкурсе «Лучшая муниципальная практика». Конкурсная комиссия отметила опыт города по строительству школ в рамках концессионных соглашений. Как местные власти используют механизмы концессии при строительстве социальных объектов и реализуют другие практики, рассказал глава городского округа Ханты-Мансийск Максим Ряшин.

Комплексный подход дает преимущества при благоустройстве улиц и дворов

02.03.2020

2019 году городской округ Фролово Волгоградской области победил в двух федеральных конкурсах. За лучший проект создания комфортной городской среды в малом городе администрации выделили 75 млн руб. на обустройство парка. За победу в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие ЖКХ» город получил грант на сумму 3,8 млн руб. Глава города Василий Данков рассказал о новых проектах и преимуществах комплексного благоустройства. 

Как привлечь инвестиции и стимулировать активность граждан

27.02.2020

В 2019 году Шарыповский район Красноярского края стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». На региональном смотре-конкурсе муниципалитет наградили за высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства. О том, как местная власть помогает в подготовке кадров для агропромышленного комплекса и развивает территориальное самоуправление, рассказал глава района Геннадий Качаев.

Какие идеи благоустройства помогут увеличить доходы местного бюджета

05.02.2020

В 2018 году город Октябрьск Самарской области победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Город представил проект благоустройства набережной и за победу получил 75 млн руб. из федерального бюджета. Но реализация проекта — это не только затраты. По расчетам администрации, дополнительные доходы бюджета могут составить 2 млн руб. в год. Об идеях, которые дадут такой экономический эффект, рассказала Александра Гожая, глава городского округа Октябрьск.

Как сократить срок оказания муниципальной услуги с 10 дней до одного: опыт Перми

11.12.2019
  1. Раньше Управление муниципальным жилищным фондом тратило на выдачу справки до 10 дней. Сейчас — не более одного рабочего дня. Чтобы упростить процедуру, специалисты городской администрации проанализировали ее.
  2. В результате доработки информационная система может формировать справки автоматически.
  3. За справкой теперь можно обращаться не только в управление, но и в МФЦ.

Как Ижевск реализует проекты благоустройства с участием жителей

03.12.2019

В 2019 году Ижевск вошел в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Общественные пространства города получают признание за пределами Удмуртии. Местный парк развлечений отметило жюри международного конкурса. А результат реконструкции сквера на средства граждан и бизнеса высоко оценил Минстрой России. Глава города Олег Бекмеметьев рассказал, как администрация вовлекает жителей в планирование проектов благоустройства и их финансирование.

Двойной портрет

16.11.2019

В конце августа Совет муниципальных образований Томской области побывал с рабочим визитом в двух соседних сельских поселениях Томского района: Моряковском и Зоркальцевском. Как для организаторов, так и для участников, — эта поездка особенно явно показала, насколько вектор развития любой территории может зависеть от целого множества факторов.

Казалось бы, один и тот же Томский район в Томь-Обском междуречье, и проблемы, и успехи сельских поселений должны быть похожи. К тому же, они равны и по статусу – Томский район, единственный в регионе, где нет райцентра.

Главы поселений – опытные практики: в местное самоуправление пришли практически одновременно, уже имея за своими плечами приличный управленческий стаж; потом более 15 лет каждый на своей территории оттачивал мастерство управленца и развивался в ногу с муниципальной реформой, проводимой в нашей стране.

В общем, на первый взгляд может показаться, что Моряковское и Зоркальцевское поселения – буквально братья-близнецы.  Но оказалось — наоборот! Проблемы разные, и подходы к решению некоторых их них тоже принципиально отличаются.

И дело не в том, что у каждого из глав есть свой стиль руководства и своя команда. Просто у каждой территории есть свои нюансы, и на них нельзя не обращать внимание, принимая те или иные решения. 

Так, в одном поселении главная транспортная артерия – река, а в другом – оживленная, надеемся, скоро федеральная трасса. Одно поселение центростремительное, другое наоборот – рассредоточенное. И даже возраст деревень и сел здесь имеет большое значение: Зоркальцево, например, ведет свою историю с XVII века, а Моряковкий Затон по историческим меркам село молодое – ему чуть больше ста лет.

Без преувеличения, в каждом из них есть на что посмотреть. Поэтому для делегации Совета двое суток работы «на земле» принесли интересные результаты. 

Если бы животные умели говорить...

13.11.2019

Как исполнять требования законодательства об ответственном обращении с животными в условиях недостаточного финансирования обсудили участники заседания Комиссии Совета по вопросам жизнеобеспечения и безопасности среды обитания

В чем вопрос?

Выступая перед участниками заседания о реализации областного закона, наделяющего органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных — закона № 51-ОЗ, начальник Департамента ветеринарии Томской области В.В. Табакаев отметил, что с начала действия данного документа в отрасли отмечается положительная тенденция, и это подтверждается снижением числа жалоб от жителей.

— Несмотря на имеющиеся трудности, по результатам деятельности муниципальных образований, процент отлова безнадзорных животных вырос с 26% в 2013 году до 100% от плановых показателей, начиная с 2016 года, — привел статистику Валерий Витальевич. — Всего же с момента действия закона на территории Томской области отловлено 28,8 тысяч животных.

Национальный доклад о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах России

12.11.2019

Национальный доклад о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах России (далее – Доклад) подготовлен РАНХиГС и АИРР, совместно с Группой «Интерфакс».

Впервые Доклад представлен на Гайдаровском Форуме 2018. Разработка Доклада поддержана главами регионов АИРР.

Глобальная цель Доклада – определить потенциальные точки не сырьевого роста экономики России. Нами выделяются регионы, где сконцентрированы основные ресурсы для развития высоких технологий, и регионы, создающие высокотехнологичную продукцию.

Обзор практики российских городов по внесению изменений в правила землепользования и застройки

11.11.2019

В 2016 году был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 373-ФЗ).

Целью Федерального закона № 373-ФЗ являлось расширение механизмов, позволяющих комплексно развивать застроенные территории, а также реализовывать проекты комплексного освоения территорий, находящихся в частной собственности. К моменту принятия этого закона уже в течение около 10 лет был накоплен опыт применения схемы развития застроенных территорий.1 Данный опыт показал, что такая схема не является универсальной и не может быть применена ко многим ситуациям в городах, когда требуется преобразование застроенных территорий.

Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды

10.11.2019

Главная ценность города — это его жители. А город для жителей — это их дом, комфорт и удобство которого важны для горожан. Именно поэтому современные, комфортные для жизни и работы города создаются при непосредственном участии и благодаря вовлечённости горожан.

На текущий момент накоплен большой позитивный опыт системно используемых практик соучастия жителей в решении вопросов управления и улучшения качества жизни в городах Российской Федерации.

Авторы атласа поставили перед собой цель обобщить, систематизировать и донести в доступной широкому читателю форме данный опыт для его популяризации и последующего применения в городах.

Практическое пособие жилищному активисту: «Дорожная карта капитального ремонта многоквартирного дома»

06.11.2019

Проект Фонда "Институт экономики города" стал победителем Конкурса Грантов Мэра Москвы, который проводился в 2018 году. 

Проект предлагает домовому жилищному активу полезный практический инструмент для подготовки и успешного проведения капитального ремонта в многоквартирном доме. Будет разработана «Дорожная карта капитального ремонта многоквартирного дома» - пособие, представляющее собой синтез информационного справочника, календаря событий, ежедневника для записи планируемых и выполненных задач и путеводителя по капитальному ремонту. Пособие будет напоминать о важных действиях, позволит сформировать пошаговый алгоритм действий жилищного актива по подготовке к капитальному ремонту для конкретного многоквартирного дома на основе заданных региональной программой капремонта условий и следовать данному алгоритму, отмечая выполнение контрольных точек и фиксируя события. Практическое пособие будет протестировано жилищным активом в 20-30 многоквартирных домах города Москвы, представлено широкой общественности и размещено в сети Интернет для неограниченного пользования. 
Цель проекта: Предоставить городскому активу в сфере ЖКХ и капитального ремонта полезный практический инструмент для подготовки и успешного проведения капитального ремонта. 

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

  1. Создать доступный практический инструмент в помощь жилищному активу для использования в период подготовки и проведения капитального ремонта для заблаговременного принятия решений, выявления и предотвращения проблем и внутренних и внешних конфликтов, привлечения необходимых финансовых средств, включая заёмные, организации выполнения работ и его контроля.
  2. Разработать условия для дальнейшей электронизации и широкого публичного использования разработанного практического пособия.
  3. Широко распространить разработанное практическое пособие и другие материалы проекта.
  4. Оказать консультационную помощь участникам городского жилищного актива по вопросам капитального ремонта и применения разработок проекта

Опыт концессии по благоустройству общественных пространств. Создание парков как муниципально-частные партнёрские проекты

28.10.2019

Речь пойдёт о практиках байкальского региона по формированию комплексных проектов благоустройства на пустующих землях муниципальных образований силами кооперации предпринимателей при поддержке власти. В статье разбираются примеры двух недавно созданных  парков «Солнечная дорога» и «Поляна», с опытом которых я, Андрей Крылов, познакомился в Иркутске в январе 2019 года. В феврале я пригласил организатора проекта, Анатолия Казакевича, выступить с данной практикой на съезде ОКМО, и в мае снова изучил их опыт. Тогда у нас с Анной Важениной возникла идея описать этот полезный для развития территорий и взаимовыгодный для муниципалитета, жителей и бизнеса опыт концессии по благоустройству общественных пространств.

Идея создания комфортной среды в городе: парк сенситивного развития

16.10.2019

В 2018 году Гурьевский городской округ Калининградской области победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды с проектом парка сенситивного развития. Наградой стало финансирование из федерального бюджета на сумму 50 млн руб. Глава администрации округа Сергей Подольский рассказал, чем проект понравился конкурсной комиссии и как администрации удается привлекать инвесторов для реализации других идей.

Как Сызрань выиграла конкурс проектов благоустройства и создала лучший муниципальный сайт

15.09.2019

В первой половине 2019 года Сызрань дважды победила во всероссийских конкурсах. Она вошла в число малых городов и исторических поселений, которые создали самые удачные проекты благоустройства. В конкурсе на лучший муниципальный сайт Сызрань опередила всех участников из числа городских округов. Секретами успеха поделился глава городского округа Сызрань Самарской области Николай Лядин.

Как привлечь инвесторов и снизить налоговые недоимки. Рекомендации муниципалитета – победителя конкурса

11.08.2019

В 2019 году Октябрьский район Ростовской области стал победителем XII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Об эффективной бюджетной политике, стратегии и перспективах развития муниципального образования рассказала глава администрации Октябрьского района Людмила Овчиева.

Как упростить местным жителям доступ к муниципальным услугам: опыт, удостоенный награды

05.08.2019

В 2019 году Пермь одержала победу в конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Как упростить доступ к услугам и сократить срок их предоставления с 10 дней до 1?

Рекомендации по результатам совещания в г. Хабаровске «Полномочия органов местного самоуправления, их оптимальный набор для каждого вида муниципальных образований и вопросы их реализации»

31.07.2019

Обсудив комплекс вопросов, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления через призму совокупности прав и обязанностей представительных и исполнительных (распорядительных) органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления при решении вопросов местного значения, осуществлении отдельных переданных государственных полномочий, а также в части исполнения полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления по «отраслевым» направлениям деятельности, в том числе с целью выработки предложений по совершенствованию, включая законодательному, системы разграничения полномочий между уровнями публичной власти на основе их инвентаризации, участники совещания отмечают следующее.

Материалы совещания "Полномочия органов местного самоуправления, их оптимальный набор для каждого вида муниципальных образований и вопросы их реализации"

31.07.2019

В Хабаровске 5 июля 2019 года прошло выездное совещание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором руководители всех 19 районов Хабаровского края и представители более 20 субъектов федерации совместно с парламентариями пытались выработать оптимальный набор полномочий органов местного самоуправления.  

7 горячих вопросов о взаимодействии муниципалитета с прокуратурой и органами контроля

21.07.2019
  1. У органа местной власти есть возможность избежать санкции, если он не успевает предоставить прокурору информацию или документы.
  2. Что делать, если недостоверные сведения о проверке попали в реестр.
  3. Руководитель поручил подчиненному предоставить информацию по запросу прокуратуры. Кто из них будет отвечать, если сведения не направили в срок?