Органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать правила поведения граждан и организаций в период введения режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции

Тип: обзор

Указанные нормативные правовые акты приняты органами местного самоуправления с превышением компетенции.

В силу пункта а.2) статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

С учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом а.2) статьи 10 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом а.1) статьи 10 настоящего Федерального закона (пп. «у», «ф» п.1 ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе.

Правительством Хабаровского края реализованы возложенные на него полномочия путем принятия ряда постановлений.

Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Учитывая изложенное, правовые акты органов местного самоуправления о введении или снятии ограничений, вводимых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), устанавливающие обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, подлежат признанию незаконными.

Настоящая информация направляется в целях оказания практической помощи при осуществлении правотворческой деятельности, а также профилактики нарушений законодательства в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления.

Н.В. Титова - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления