Практика работы управления образования района имени П. Осипенко

Тип: статья

Так, доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет составила 74%.

В перспективе планируется поддержание и увеличение уровня посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений за счет увеличения наполняемости групп (до 2015г.) и увеличения их количества (с 2016г.), а также за счет муниципальной целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Полины Осипенко Хабаровского края на 2014 год», принятой постановлением главы муниципального района, а также муниципальной подпрограммы «Развитие дошкольного образования на 2015-2017 годы», которая находится в стадии разработки.

Необходимо отметить, что в районе отсутствует очередность в дошкольных образовательных организациях, однако результат наблюдений двух лет показывает наблюдение рождаемости, что может в будущем повлечь образования очередности в детские сады, решение этой проблемы планируется решить за счет начала строительства в 2014-2015 году новых дошкольных образовательных организаций в общей сложности на 170 мест.

В районе отсутствуют муниципальные дошкольные образовательные организации, признанные аварийными и требующими капитального ремонта, в связи с ежегодным проведением в ходе текущих ремонтов мероприятий по требуемой технической эксплуатации и сохранности существующих зданий дошкольных образовательных организаций. Вместе с тем из 6 муниципальных дошкольных образовательных организаций ни одно не соответствует современным требованиям СанПиН. Прогнозируется улучшение ситуации за счет строительства новых дошкольных образовательных организаций: на 140 мест в селе имени Полины Осипенко и на 30 мест в селе Владимировка (в рамках строительства социально-культурного центра для КМНС). К сожалению, в связи с тяжелой финансовой ситуацией в регионе, сложившейся в результате наводнения в 2013 году, финансирование на реализацию данного проектаперенесено на 2015 год.

На сегодня перед нами встала другая серьезная задача - введение ФГОС дошкольного образования. Делаются первые шаги для ее решения.Понятие качества дошкольного образования приобрело новый смысл с переходом на новый стандарт. Главная установка стандарта - поддерживать разнообразие детства, развивать индивидуальность каждого ребенка.В рамках образовательной политики поддержан проект, связанный с культивированиемдетской инициативности и самостоятельности в дошкольном образовании, что является определяющим для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Необходимо сломать стереотипы и привыкнуть к тому, что не детский сад готовит ребенка к школе - там дети должны играть, а школа готовится к обучению детей с разными образовательными потребностями. И это одна из задач уже школьного стандарта общего образования.

В рамках введения ФГОС в муниципальном районе прошли первые семинары в дошкольных образовательных организациях, начата масштабная работа с кадрами по повышению квалификации и обучению в рамках ФГОС. На муниципальном уровне изданы нормативно-правовые акты по утверждению плана-графика по обеспечению подготовки к введению ФГОС ДО, на основе проведенного самоаудита готовности дошкольных образовательных организаций к введению в ФГОС. Учитывая, что Законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается переходный период до 01 января 2016 года, дошкольные образовательные организации обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями Федерального законодательства. Однако, это только начало большой масштабной работы на несколько лет. Нам надо ее вести с учетом тех проблем и сложностей, с которыми мы уже столкнулись при введении ФГОС начального образования.

Говоря об общем образовании, стоит отметить следующее. Для обеспечения доступного и качественного образования на всей территории района, независимо от проживания ребенка, в общеобразовательных учреждениях нами создаются равные базовые (стандартизированные) условия.

Школа – одно из основных социальных пространств для детей.К сожалению, сегодня далеко не все школы отвечают требованиям действующего законодательства, комфортны для пребывания детей. Поэтому вопросы укрепления школьной инфраструктуры являются одними из самых актуальных.

«Новые стандарты – новое качество образования», под качеством образования нами понимается переход от формального образования, получаемого в рамках классно-урочной системы, к ориентированному на развитие компетенций, которые есть результат интеграции формального и реального образования.

В наступающем учебном году закончит начальную школу первое поколение, полностью обучавшееся по новым стандартам. Мониторинг обученности этих детей по итогам 3-го класса продемонстрировал полярность результатов: с одной стороны, высокую долю детей с повышенным и высоким уровнем подготовки по русскому языку (54,2%) и математике (62%), но и большой процент обучающихся с низким уровнем знаний (13,2% и 26,6%).
Поэтому каждой школе необходимо внимательно проанализировать эти результаты и спланировать меры, гарантирующие достижение требований стандарта начального образования в новом учебном году всеми четвероклассниками.

Работа с детьми в системе общего образования ведется системно и поступательно. Решение таких задач, как воспитание и социализация школьников, их всестороннее развитие на I ступени обучения, наиболее эффективно раскрывается в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, который успешно реализуется с 1 сентября 2011/2012 учебного года во всех общеобразовательных организациях района.

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебные планы для начальной школы включают для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное («Ритмика», «ОФП», «Здоровячок», «Секреты здоровья», «Если хочешь быть здоров», «Подвижные игры»); Духовно-нравственное («Мы - Россияне!», «Я в мире», «Моя малая Родина») Общеинтеллектуальное(«Познай себя», «Информатика и ИКТ», «Проектная деятельность») Общекультурное («Юный эколог», «ИЗО», «Вокальный», «Театр для маленьких», «Декоративно-прикладное творчество», «Волшебная кисточка»).

Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т.д. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и другие, что играет немаловажную роль в развитии младших школьников.

Для организации внеурочной деятельности школы располагают спортивными залами со спортивным инвентарем для младших школьников, библиотекой, музыкальной и компьютерной техникой, мультимедийными проекторами, экранами.

Решение основной задачи II и III ступеней обучения - индивидуализации обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, раскрывается в профильном образовании. На начало 2013/2014 года 100% учащихся 10-11-х классов обучаются в профильных классах или классах с углубленным изучением отдельных предметов: социально-гуманитарный, универсальный учебный план с профильным изучением математики (МБОУ СОШ с. им. П. Осипенко); универсальный учебный план с профильным изучением русского языка (МБОУ СОШ с.Бриакан); универсальный учебный план с профильным изучением русского языка (МБОУ СОШ п. Херпучи). Для высокомотивированных на учебу детей в школах района обучение ведется по индивидуальным учебным траекториям – МБОУ СОШ с. им. П. Осипенко - химико-биологический профиль, организованный для 2-х учащихся 10 и 11 классов. МБОУ СОШ с. Бриакан - химико-биологический профиль, организованный для двух учащихся 10 и 11 классов, универсальный учебный план с профильным изучением английского языка организован для учащегося 11 класса.

Не стоит забывать, что от выбора профиля в старшей группе школы зависит не только поступление в вуз, но и дальнейшее трудоустройство, а значит, обеспеченность экономики кадрами. Мы выясняли, существует ли соответствие между основными направлениями экономического развития края и набором профилей в школах края. Набор профилей достаточно велик (31 направление). Но если рассмотреть такие развивающиеся отрасли, как лесопромышленный комплекс - профилей нет, нефтеперерабатывающая промышленность - химико-биологический профиль в 11 школах 5 территорий края; агротехнологический профиль, ориентированный на сельское хозяйство, не заявлен ни в одной школе.

На II,III ступени обучения во всех организациях района успешно работают научные объединения, элективные курсы по выбору и факультативы по интересам. При подготовке занятий педагогами района используются современные педагогические технологии (проектные, исследовательские и т.д.), которые развивают интеллектуальные, творческие способности у учащихся и позволяют им демонстрировать свои достижения на различных конкурсах.

В современном обществе большое значение имеют лидерство, творчество, инновации. В связи с этим другая линия образовательной политики – это работа с одаренными детьми.

С 2012 года развивается научно-исследовательская деятельность районного научного общества учащихся. В МБОУ СОШ с. им. П. Осипенко и с. Бриакан созданы и работают школьные научные общества, которые объединяют учащихся 1-11 классов.

По-прежнему главным конкурсным мероприятием, направленным на выявление одаренных детей, является Всероссийская олимпиада школьников. В школьном этапе в 2013 году приняли участие в среднем 65,4 % учащихся 5-11, классов в общей численности учащихся 5-11 классов (2012 году- 63,5%), в муниципальном этапе – 40,6% учащихся 7-11 классов (36,2%). На региональном этапе честь нашего района в 2013 году защищали 9 учащихся (11,5%) 9-11 классов.

Особенно радует, что число победителей и призеров муниципального этапа второй год остается на высоком уровне: так в 2013 году из 87 участников муниципального этапа олимпиады 51 участник получил дипломы, что составляет 58,6%, в 2012 году из 87 участников 59 человек были награждены дипломами (67,8%).

Из муниципального бюджета в 2013 году на проведение муниципального и районного этаповВсероссийской олимпиады в общей сложности израсходовано 150 тысяч рублей.

Помимо Всероссийской олимпиады школьников в районе проводятся и другие предметные олимпиады, как очные, так и дистанционные. Они являются дополнительным ресурсом по выявлению одаренных детей. Особенно активно ресурсом дистанционных конкурсных мероприятий пользуются в МБОУ СОШ с.им.П.Осипенко, в общей сложности школа приняла участие в 5 дистанционных предметных олимпиадах.

 С 2011 года принято положение о поощрении учащихся премией главы муниципального района, которая вручается лучшим ученикам по итогам каждого учебного года за отличную учебу и активное участие в общественной жизни школы. В 2014 году премию получили 15 человек из 3-х школ района.

Учебная, внеурочная деятельность школьников, а также школьные факультативы по интересам имеют свое продолжение в организациях дополнительного образования.

Такая система работы позволяет ребенку самостоятельно определить свои сильные стороны и помочь развиваться в различных направлениях.

По статистическим данным 2014 года в центре внешкольной работы контингент воспитанников составляет 355 человек.

Центр внешкольной работы является организацией, на базе которого регулярно проводятся различные массовые мероприятия: новогодние утренники, районные спортивные состязания, концерты и мероприятия, посвященные круглым датам, фотовыставки, районный слет туристов-краеведов. Во всех объединениях и кружках Центра созданы необходимые условия для творческой самореализации детей и молодежи, их успешного личностного самоопределения.

 «Эффективная организация – это искусство достижения необыкновенных результатов с помощью обыкновенных людей». Главный ресурс, который может обеспечить успех или неуспех любого проекта – люди!

Подготовка кадрового потенциала требует особого внимания. Во – первых, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» работник образовательной сферы должен иметь педагогическое образование. Следовательно, необходимо принять все меры по переподготовке и обучению педагогических работников, не имеющих специального образования.Во-вторых, руководитель образовательного учреждения несет персональную ответственность за укомплектованность кадрами образовательного учреждения. Таким образом, необходимо провести анализ кадрового состава, выявить образовавшиеся вакансии и привлечь компетентных работников. В третьих, для того, чтобы дать качественное образование, необходимо постоянно повышать качество собственных знаний и умений, то есть педагогу необходимо повышать свою квалификацию и проходить переподготовку. Для выполнения этой задачи необходимо оптимизировать методическую работу, что предполагает корпоративное и дистанционное обучение, организацию стажировок с целью формирования у педагогов инновационного поведения и способности к инновационной деятельности.