Юридический форум по вопросам местного самоуправления

Юридический форум объединит усилия и знания муниципальных юристов в поиске ответов на проблемные вопросы, возникающие в сфере местного самоуправления.

Здесь Вы можете получить консультацию, совет юриста. Свой вопрос Вы можете задать, создав новую тему для обсуждения в соответствующей категории.

Вы также можете стать консультантом на форуме, если у Вас есть опыт в решении обсуждаемого вопроса, которым вы хотите поделиться. Пришлите Ваш ответ на нашу почту ispdirekt@mail.ru

Войти

Отменен исполнительский сбор с главы администрации в размере 50 тысяч рублей

SMOАссоциация CMO
  • 1
  • 12 Дек '18

Арбитражные споры

SMOАссоциация CMO
  • 2
  • 12 Дек '18

Дело № 33а-1328 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Волошиной Е.В., Мороз И.Г.
при секретаре Козаченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2016 года административное дело по административному иску сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края к УФССП России по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Тугуро-Чумиканскому району Хабаровского края, судебному приставу-исполнителю ОСП по Тугуро-Чумиканскому району о признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.11.2015 г., постановления о назначении нового срока исполнения от 19.11.2015 г., прекращении исполнительного производства, по апелляционной жалобе администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 10 декабря 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой Ю.В., пояснения представителя УФССП России по Хабаровскому краю Якубович Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в лице Главы администрации сельского поселения обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Тугуро-Чумиканскому району Хабаровского края, судебному приставу-исполнителю ОСП по Тугуро-Чумиканскому району ФИО1 о признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.11.2015 г., постановления о назначении нового срока исполнения от 19.11.2015 г., прекращении исполнительного производства. В обоснование заявленных требований указала, что 11.03.2013 г. постановлением судебного пристава-исполнителя на основании исполнительного листа от 14.01.2013 г. возбуждено исполнительное производство о возложении на Главу сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района обязанности в срок до 01.01.2014 г. организовать регистрацию права собственности на недвижимое имущество – жилое помещение, расположенное в <адрес>. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем 19.11.2015 г. вынесено постановление о взыскании с Главы сельского поселения исполнительского сбора и постановление о назначении нового срока исполнения. Полагает, что указанные постановления нарушают права сельского поселения, поскольку Главой сельского поселения были приняты все меры, направленные на исполнение решения суда. Регистрирующий орган отказал в регистрации имущества по независящим от администрации сельского поселения причинам, так как данный объект недвижимости не учтен в кадастровом реестре. Отдел судебных приставов по Тугуро-Чумиканскому району был поставлен в известность о проделанной работе и о данном отказе, однако, несмотря на это, судебным приставом-исполнителем с Главы сельского поселения был взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. Взыскание исполнительского сбора, административный истец считает незаконным, поскольку Главой сельского поселения была организована работа по регистрации права собственности на данный объект недвижимости, предприняты все возможные меры для исполнения решения суда, о чем было известно судебному приставу-исполнителю.
По этим же основаниям полагает незаконным и постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения исполнительного документа до 03.12.2015 г., поскольку отказ Росреестра в регистрации права собственности основан на отсутствии документов на данный объект, не преданных при передаче самих объектов, находящихся в собственности Тугуро-Чумиканского муниципального района в собственность сельского поселения, для получения которых Главой поселения предприняты все зависящие от него меры. В настоящее время такое заявление в Росреестр подано повторно, однако возможность регистрации перехода права собственности в данном случае от должника не зависит, как не зависит и время осуществления такой регистрации.
Определением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 10 декабря 2015 года производство по данному делу в части требований о прекращении исполнительного производства №, прекращено на основании п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Решением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 10 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе <данные изъяты> сельского поселения «Село Чумикан» Н.В. Николаева с постановленным по делу решением не согласна. Указывает, что судом было пересмотрено по существу решение суда от 10.12.2012 г., которым возложена обязанность организовать регистрацию права собственности, а не зарегистрировать право собственности на данный объект. Данная обязанность была исполнена - работа по организации регистрации права собственности, т.е. по сбору документов для осуществления такой регистрации, проведена. Срок завершения регистрации решением суда от 2012 года не установлен. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Е.Н. – Булавин, УФССП России по Хабаровскому краю полагают, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Представитель административного истца - администрации сельского поселения «Село Чумикан», взыскатель – прокурор в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 441 ГПК постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положения пункта 13 части 1 статьи 64, статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года № 01-8, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

SMOАссоциация CMO
  • 12 Дек '18

Продолжение: Дело № 33а-1328 г.Хабаровск
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями ст.ст. 5, 12, 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд пришел к выводу о том, что поскольку право собственности на жилое помещение, расположенное в <адрес> в установленный судом срок зарегистрировано не было; в связи с чем требования исполнительного документа о возложении на Главу сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района в срок до 01.01.2014 г. обязанности организовать регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости счел не исполненным, а постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора и об установлении ему нового срока исполнения требований исполнительного документа законными и обоснованными.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия согласиться нем может, считая их ошибочными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 10.12.2012 года удовлетворены исковые требования прокурора действующего в интересах муниципального образования сельского поселения «Село Чумикан». На Главу сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность, в срок до 01.01.2014 г. организовать регистрацию права собственности на объекты недвижимости жилые помещения, расположенные на территории сельского поселения «Село Чумикан» в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе, на объект недвижимости, расположенный в <адрес>. Указанное решение суда вступило в законную силу 12.01.2013 г.
Во исполнение указанного решения ОСП по Тугуро-Чумиканскому району 11 марта 2013 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – главы сельского поселения «Село Чумикан».
19.11.2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Тугуро-Чумиканскому району ФИО1 по указанному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с главы сельского поселения «Село Чумикан» в размере <данные изъяты> в связи с неисполнением требований исполнительного документа должником, а также постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 03.12.2015 года.
В обоснование уважительности причин неисполнения решения суда в полном объеме, административный истец указал, что на жилое помещение, расположенное по <адрес> администрацией муниципального района не было своевременно предоставлена техническая документация, в связи с чем ею с целью исполнения решения суда были предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, а именно: после подписания передаточного акта о принятии имущества находящегося в собственности Тугуро-Чумиканского муниципального района в собственность сельского поселения проводилась работа по приему технической документации на принятые объекты недвижимости, в ходе которой выяснилось, что такая документация, необходимая для регистрации права собственности на часть объектов недвижимости, в том числе и на данный объект отсутствует. Администрация сельского поселения неоднократно обращалась в отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального района за недостающей технической документацией, в связи с чем в 2013 году администрацией района были поданы заявки в КГУП «Хабкрайинвентаризация» на изготовление технических паспортов на такие объекты недвижимости. В ноябре 2013 года сотрудниками КГУП указанный объекты недвижимости были осмотрены. При этом администрацией сельского поселения велись переговоры с администрацией района о предоставлении такой документации. После получения технических паспортов и иной технической документации, администрацией сельского поселения было подано заявление о регистрации в орган, осуществляющий регистрацию прав собственности, однако в регистрации объектов недвижимости было отказано. поскольку данные объекты недвижимости в том числе и спорный до сих пор не считаются учтенными. В настоящее время проводится работа по получению дополнительных документов для повторной подачи заявления и пакета документов в регистрирующий орган.
Между тем при вынесении решения, данные обстоятельства суд первой инстанции не проверил, какие действия обязан был произвести должник для исполнения решения суда, однако не произвел без уважительных на то причин, в оспариваемом решении не указал. Кроме того, суд не учел и то обстоятельство, что решением суда на Главу сельского поселения «Село Чумикан» была возложена обязанность лишь организовать регистрацию права собственности на недвижимое имущество, а не зарегистрировать его в ЕГРП, что исключает возможность обуславливать правомерность действий административного истца как должника по исполнительному производству, лишь фактом и датой постановки спорного объекта недвижимости на регистрационный учет.
Между тем доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия находит обоснованными и полагает, что должником в суд были предоставлены сведения о том, что он предпринимал все зависящие от него меры по надлежащему исполнению решению суда, тогда как регистрация объекта недвижимости не была своевременно осуществлена по объективным причинам, не зависящим от воли должника, что было достоверно известно и судебному приставу-исполнителю, и приходит к выводу, что в данном случае меры штрафного характера – исполнительный сбор были применены к должнику необоснованно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Суд не учел, что в данном случае Глава сельского поселения «Село Чумикан» в качестве юридического лица выступать не может, является физическим лицом, в связи с чем, установление данному лицу исполнительского сбора в размере <данные изъяты> противоречит указанной выше норме права.
В связи с указанным, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району УФССП России по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 19 ноября 2015 года, нельзя признать законным.
Кроме того, принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит необоснованным и постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения исполнительного документа до 3.12.2015 года, поскольку возможность внесения сведений в ЕГРП о правах на недвижимое имущество, осуществляемого иным специализированным государственным органом, в данном случае от действий Главы администрации сельского поселения «Село Чумикан» не зависит, как не зависит и срок внесения этих сведений в ЕГРП, лицом не являющимся должником по данному исполнительному производству. Принимая во внимание, что указанное постановление не содержит каких-либо указаний на действия, которые по мнению судебного пристава-исполнителя, должен выполнить должник в рамках данного исполнительного производства, разумный срок их выполнения, полагать, что установленный в данном постановлении новый срок исполнения исполнительного документа до 3.12.2015 года является обоснованным, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем оспариваемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Главой администрации сельского поселения «Село Чумикан» требований.
Руководствуясь ст.309 – 311 КАС РФ., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 10 декабря 2015 года по административному иску сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края к УФССП России по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Тугуро-Чумиканскому району Хабаровского края, судебному приставу-исполнителю ОСП по Тугуро-Чумиканскому району о признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.11.2015 г., постановления о назначении нового срока исполнения от 19.11.2015 г. – отменить, апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро – Чумиканского муниципального района Хабаровского края – удовлетворить.
Признать принятые в рамках исполнительного производства № от 11.03.2013 года постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району от 19.11.2015 года о взыскании с Главы Сельского поселения «Село Чумикан» исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> и постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району от 19.11.2015 года о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 3.12.2015 года незаконными.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Мороз И.Г.

  • Страница 1 из 1