Юридический форум по вопросам местного самоуправления

Юридический форум объединит усилия и знания муниципальных юристов в поиске ответов на проблемные вопросы, возникающие в сфере местного самоуправления.

Здесь Вы можете получить консультацию, совет юриста. Свой вопрос Вы можете задать, создав новую тему для обсуждения в соответствующей категории.

Вы также можете стать консультантом на форуме, если у Вас есть опыт в решении обсуждаемого вопроса, которым вы хотите поделиться. Пришлите Ваш ответ на нашу почту ispdirekt@mail.ru

Войти

Оспаривание исполнительского сбора

SMOАссоциация CMO
  • 1
  • 12 Дек '18

Суды общей юрисдикции

SMOАссоциация CMO
  • 12 Дек '18

Дело № 2А-52\2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года с.Чумикан Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края
Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Колесник Н.Н., с участием
представителя административного истца – и.о. главы администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края Горшкова В.А.,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району УФССП России по Хабаровскому краю Кузнецовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Тугуро-Чумиканскому району УФССП России по Хабаровскому краю, УФССП России по Хабаровскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району Кузнецовой Е.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация, администрация сельского поселения «Село Чумикан») Горшков В.А. обратился в Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края с единым материалом, содержащим заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Тугуро-Чумиканскому району Кузнецовой Е.А., выразившихся в вынесении постановлений о взыскании исполнительских сборов по исполнительным производствам №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, возбужденных ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Тугуро-Чумиканскому району, уточнив административные исковые требования заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.4-68, 99-104). Заявленные административные исковые требования административным истцом обоснованы тем, что решением Тугуро-Чумиканского районного суда администрация была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать уличное освещение в с.Чумикан и с.Неран. В целях исполнения решения суда на улицах с.Чумикан частично были установлены светильники, недостающая часть светильников была докуплена, а с единственной, имеющейся на территории сельского поселения «Село Чумикан» организацией, осуществляющей деятельность в сфере ЖКХ, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор подряда на установку данных светильников и их дальнейшее обслуживание, светильники переданы подрядчику для установки. В настоящее время улицы сельского поселения «Село Чумикан» освещаются частично по причине того, что начальник ОСП по Тугуро-Чумиканскому району ФИО1 оказывает давление на <данные изъяты> в целях отказа последнего от выполнения принятых на себя обязательств по договору подряда под угрозой применения к подрядчику штрафных санкций. Полагал, что администрацией приняты все зависящие от неё меры, направленные на исполнение решения суда. Несмотря на это, в нарушение требований действующего законодательства, судебным приставом-исполнителем Кузнецовой Е.А. были вынесены вышеуказанные постановления о взыскании исполнительских сборов с должника в размере <данные изъяты> рублей по каждому исполнительному производству на общую сумму <данные изъяты> рублей. В связи с чем, административный истец просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в вынесении постановлений о взыскании исполнительских сборов по вышеуказанным исполнительным производствам, обязать устранить нарушения прав административного истца.
В судебном заседании и.о.главы администрации сельского поселения «Село Чумикан» Горшков В.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлениях основаниях, суду пояснил, что администрацией сельского поселения «Село Чумикан» принимаются все зависящие от неё меры, направленные на исполнение решения суда. Так, ранее на улицах с.Чумикан уже было установлено 11 светильников, но их количества было недостаточно для освещения всех улиц сельского поселения «Село Чумикан». В этой связи администрация дополнительно докупила еще 15 светильников, исходя из финансовых возможностей бюджета сельского поселения, полагая, что данного количества светильников будет достаточно для организации уличного освещения на всей территории сельского поселения. До окончания срока отсрочки, предоставленного судом, данные светильники были переданы <данные изъяты> для установки согласно заключенному ДД.ММ.ГГГГ. договору. Вместе с тем, из-за постоянных перебоев в подаче электрической энергии, уже установленные светильники постоянно выходили из строя, их ремонт невозможен, за исключением случаев, требующих замены реле, в связи с этим, на место вышедших из строя светильников, приходилось устанавливать новые, установка которых была запланирована в другие места. Закупить сразу больший объем уличных светильников возможности не имеется из-за острого дефицита бюджета сельского поселения. Администрация понимает значимость исполнения решения суда и изыскивает дополнительные возможности, которые позволят организовать уличное освещение в полном объеме, для чего участвует в Краевой программе по ремонту и содержанию автомобильных дорог и уличного освещения, на цели реализации которой согласно соглашению, заключенному между соответствующим министерством Хабаровского края и администрацией, в ближайшее время должно быть выделено около <данные изъяты> рублей, в том числе, для установки уличного освещения в с.Чумикан и с.Неран в ДД.ММ.ГГГГ, что позволит в полной мере обеспечить освещенность улиц сельского поселения. Приобретение уличных светильников на территории Тугуро-Чумиканского района невозможно, поэтому они закупаются за пределами района, после чего доставляются в с.Чумикан. Несмотря на то, что администрация в условиях нахождения сельского поселения в труднодоступном отдаленном районе, делает все возможное для исполнения требований исполнительных документов, службой судебных приставов в лице начальника ОСП ФИО1 чинятся препятствия в исполнении обязанности, возложенной судом, которые выражаются в том, что последний оказывает давление на представителей <данные изъяты> являющегося единственным предприятием, оказывающим услуги в сфере ЖКХ на территории района, в целях отказа от выполнения принятых на себя обязательств по договору подряда под угрозой применения штрафных санкций. Администрация ведет постоянную работу для того, чтобы улицы сельского поселения освещались. Высказал мнение о том, что взыскание исполнительского сбора в такой ситуации в общей сумме <данные изъяты> рублей не только является несправедливым, но и нанесет непоправимый ущерб бюджету сельского поселения.
В судебном заседании административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Кузнецова Е.А., вынесшая оспариваемые постановления, административные исковые требования не признала, суду показала, что материалы исполнительных производств не содержат никаких доказательств того, что требования исполнительных документов не были исполнены должником вследствие непреодолимой силы, поэтому ею ДД.ММ.ГГГГ. были вынесены оспариваемые постановления.
В представленных суду возражениях указала, что постановления о взыскании исполнительских сборов были вынесены в связи с тем, что требования исполнительных документов не были выполнены в установленный законом срок, ссылку административного истца на отсутствие финансов, а также на неполучение копий постановлений о возбуждении исполнительных производств, по которым вынесены оспариваемые постановления, считала необоснованной (том 1 л.д. 166-169).
Свидетель ФИО2, работающий главным энергетиком <данные изъяты> в судебном заседании показал, что <данные изъяты> согласно заключенному с администрацией договору в ДД.ММ.ГГГГ установило на улицах с.Чумикан светильники, а также произвело ремонт уже ранее установленных. Из-за постоянных перебоев в подаче электрической энергии (скачки напряжения), установленные на улицах светильники частично выходили из строя, их ремонт, за исключением случаев замены реле, является невозможным. Поэтому на место сгоревших светильников устанавливались другие, установка которых была запланирована в другие места. Три светильника временно на период получения районом дизельного топлива установлены на месте раскачки топлива, после окончания которой будут установлены в с.Неран и на <адрес> в с.Чумикан. Подтвердил, что к нему обращался пристав ФИО1, спрашивая, на каком основании были установлены уличные светильники, и имеется ли у предприятия лицензия на выполнение данного вида работ, показывал какие-то документы о том, что будет обращаться в прокуратуру.
В судебном заседании свидетель ФИО4 являющийся заместителем директора <данные изъяты> показал, что согласно заключенному с администрацией договору предприятие установило на улицах сельского поселения «Село Чумикан» светильники и произвело ремонт ранее установленных. Подтвердил, что к нему обращался пристав ФИО1 и выяснял, на каком основании предприятие установило уличные светильники, говорил, что был нарушен ФЗ-44, что предусмотрен штраф за данные действия, усмотрел в этом какую-то коррупционную составляющую, на что он ответил, что в таком случае предприятие демонтирует установленные фонари, и люди останутся без освещения улиц. В настоящее время светильники, предназначенные для установки в с.Неран, временно на период получения районом дизельного топлива были установлены на береговой склад ГСМ по согласованию с администрацией. После получения топлива, светильники будут демонтированы и установлены в с.Неран.
В судебном заседании свидетель ФИО3 показала, что работает в администрации сельского поселения «Село Чумикан», она лично неоднократно присутствовала при разговоре, когда ФИО2 говорил, что не сможет устанавливать светильники на улицах, так как это запретил делать пристав ФИО1 из-за отсутствия у предприятия лицензии на данный вид деятельности, в противном случае последний говорил, что у предприятия будут проблемы, высказывая намерения обратиться в следственный комитет.

SMOАссоциация CMO
  • 12 Дек '18

Продолжение: Дело № 2А-52\2016
В судебное заседание представитель административного ответчика - УФССП России по Хабаровскому краю, представитель заинтересованного лица – взыскателя – прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, возражений по существу заявленных административных исковых требований не представили.
Поскольку явка представителей УФССП России по Хабаровскому краю и представителя взыскателя в судебное заседания обязательной не признавалась, на основании ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено по существу без их участия в судебном заседании.
Заслушав стороны по делу, допросив свидетелей, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержится так же в части 1 ст.121 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон).
В силу пунктов 1,2 ст.4 Закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения, соотносимости требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям статей 12,13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Частью 12 стать 30 Закона установлено, что срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положения п.13 ч.1 ст.64, ст.105 Закона предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст.112 Закона, в силу которых в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор, если должник не представил судебному приставу доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что решением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора Тугуро-Чумиканского района; администрация сельского поселения «Село Чумикан» была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать уличное освещение по <адрес> <адрес> в с.Чумикан; <адрес> в с.Неран ( том 1 л.д.153-161).
Во исполнение указанного решения суда ОСП по Тугуро-Чумиканскому району ДД.ММ.ГГГГ. в отношении администрации сельского поселения «Село Чумикан» возбуждены следующие исполнительные производства об обязании должника организовать уличное освещение:

  • № - по <адрес>;
  • № – по <адрес>;
  • № – по <адрес> в <адрес> ( том 2 л.д. 1-136).
    На основании постановлений судебного пристава-исполнителя внесены изменения в постановления о возбуждении указанных исполнительных производств, которыми в номерах исполнительных производств цифровые обозначения «23» изменены на «24».
    Определением Тугуро-Чумиканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( том 1 л.д.138-139).
    Определением Тугуро-Чумиканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вновь предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Отсрочка исполнения решения суда была предоставлена должнику в связи с необходимостью приобретения последним дополнительных светильников для освещения улиц сельского поселения за пределами Тугуро-Чумиканского района и их последующей доставки в труднодоступный, отдаленный северный район Хабаровского края ( том 1 л.д. 134-137).
    Постановлением главы сельского поселения «Село Чумикан» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об организации уличного освещения на территории сельского поселения «Село Чумикан», согласно которому реализацию полномочий по организации уличного освещения осуществляет сельское поселение «Село Чумикан»; организация, в ведении которой находятся электрические сети, устраняет нарушения, связанные с уличным освещением; техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, реконструкция и строительство сетей уличного освещения осуществляется на основании муниципальных контрактов в пределах средств, предусмотренных в бюджете сельского поселения (том 1 л.д. 69-72).
    Договором на выполнение работ № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным между администрацией и <данные изъяты> (исполнитель), исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ по освещению <адрес> в с.Чумикан путем установки 16 фонарей на опоры линии электропередач ( том 1 л.д.80-81).
    Актом выполненных работ подтверждается факт установки <данные изъяты> 11 уличных фонарей на территории с.Чумикан ( том 1 л.д.82).
    ДД.ММ.ГГГГ. между <данные изъяты> (исполнитель) и администрацией (заказчик) заключен договор на оказание услуг №, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства установить светодиодные светильники уличного освещения в населенных пунктах с.Неран и с.Чумикан согласно приложению к указанному договору, а также выполнить замену узлов и агрегатов приборов уличного освещения на территории сельского поселения «Село Чумикан» (том 1 л.д.78-79).
    ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и <данные изъяты> заключен договор подряда на установку и техническое обслуживание уличного освещения на территории сельского поселения «Село Чумикан», согласно которому исполнитель принял на себя обязательства выполнить работы по установке и техническому обслуживанию уличного освещения на территории сельского поселения «Село Чумикан», а именно: 22 светильников в с.Чумикан, 3 светильников в с.Неран, а администрация обязалась приобретать необходимое количество расходного материала требуемых параметров и своевременно передавать их для установки ( том 1 л.д.73-75 ).
    Согласно акту сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>» произведены работы по установке и техническому обслуживанию установленных на улицах с.Чумикан 20 светильников ( том 1 л.д.76).
    Согласно соглашению «О предоставлении в бюджет сельского поселения «Село Чумикан» субсидии на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и администрацией, предусмотрено выделение денежных средств в размере <данные изъяты> тыс. рублей из краевого бюджета сельскому поселению «Село Чумикан» в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, на софинансирование затрат по установке уличного освещения (установка фонарного столба, монтаж уличного светильника и фотоэлемента, подсоединение к общей электрической сети) в с.Чумикан и с.Неран ( том 2 л.д. 138-144).
    ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП по Тугуро-Чумиканскому району УФССП России по Хабаровскому краю Кузнецовой Е.А. вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов с должника в размере <данные изъяты> рублей по каждому из вышеуказанных исполнительных производств на общую сумму <данные изъяты> рублей, мотивированные тем, что администрацией сельского поселения «Село Чумикан» не исполнены требования исполнительных документов, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительных документов, должником не представлено ( том 1 л.д.105-132).
    Оспаривая действия судебного пристава-исполнителя Кузнецовой Е.А., административный истец фактически просит признать незаконными вынесенные ею постановления о взыскании исполнительских сборов.
SMOАссоциация CMO
  • 12 Дек '18

Продолжение: Дело № 2А-52\2016
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что со стороны должника представлены доказательства того, что он принимал все зависящие от него меры по надлежащему исполнению решения суда: светильники для организации уличного освещения должником были приобретены, их доставка в с.Чумикан и последующая установка были организованы и обеспечены, вместе с тем, принятых мер оказалось недостаточно по причине частичного выходя из строя уличных светильников не по вине должника и невозможности оперативно восполнить недостающее количество светильников, то есть по объективным причинам, не зависящим от воли должника.
Доводы представителя административного истца о том, что из-за подачи некачественной электрической энергии часть уличных светильников вышла из строя и потребовалась их замена другими, установка которых была запланирована в других местах, нашли свое подтверждение в судебном заседании исследованными доказательствами.
Приобретение уличных светильников взамен вышедших из строя возможно только за пределами Тугуро-Чумиканского района, а доставка их в район и последующая установка возможна лишь в ограниченные периоды времени в силу территориальных и природно-климатических условий района.
Установка уличных светильников, предназначенных для освещения с.Неран и <адрес> с.Чумикан, в иное место – на береговой склад ГСМ, носит временный и вынужденный характер и обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для получения дизельного топлива для нужд всего Тугуро-Чумиканского района на весь предстоящий год.
При недостаточности денежных средств в бюджете сельского поселения «Село Чумикан» на цели исполнения решения суда, должником приняты реальные меры по изысканию дополнительных финансовых возможностей, о чем свидетельствует указанное выше соглашение, заключенное между Правительством Хабаровского края и администрацией.
При вынесении оспариваемых постановлений указанные обстоятельства и принятые должником меры не были приняты во внимание судебным приставом-исполнителем. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в данном случае меры штрафного характера – исполнительский сбор, применены необоснованно, а потому вышеуказанные постановления о взыскании исполнительских сборов от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Тугуро-Чумиканскому району Хабаровского края Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю Кузнецовой Е.А. о взыскании исполнительских сборов с администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам №, №, №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края.
<данные изъяты>
Председательствующий подпись Н.Н. Колесник

Ссылка на решение уда: https://t-chumikansky--hbr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=3&name_op=doc&number=77290354&delo_id=1540005&new=0&text_number=1

  • Страница 1 из 1