Юридический форум по вопросам местного самоуправления

Юридический форум объединит усилия и знания муниципальных юристов в поиске ответов на проблемные вопросы, возникающие в сфере местного самоуправления.

Здесь Вы можете получить консультацию, совет юриста. Свой вопрос Вы можете задать, создав новую тему для обсуждения в соответствующей категории.

Вы также можете стать консультантом на форуме, если у Вас есть опыт в решении обсуждаемого вопроса, которым вы хотите поделиться. Пришлите Ваш ответ на нашу почту ispdirekt@mail.ru

Войти

Неприкосновенность депутата

SMOАссоциация CMO
  • 24 Ноя '18

Обладает ли депутат выборного органа местного самоуправления неприкосновенностью при привлечении к административной ответственности, существуют ли какие-то особые гарантии для него при привлечении к административной ответственности?

SMOАссоциация CMO
  • 24 Ноя '18

Ответ: Статьей 98 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий обладают только члены Совета Федерации и депутаты Г осударственной Думы.
Согласно части 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит некоторые правовые гарантии в отношении депутатов муниципальных образований. Так, частью 9 статьи 40 данного Закона установлено, что депутат не может быть привлечен к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотренная федеральным законом.
По обозначенному вопросу высказывался также и Верховный Суд Российской Федерации. Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 13-АД13-10 была рассмотрена надзорная жалоба гражданина, депутата Думы муниципального района, на постановление судьи районного суда, решение судьи областного суда, которым он был привлечен к административной ответственности. В надзорной жалобе депутат указывал, что является депутатом Думы муниципального района и считает, что на него распространяется особый порядок производства по делу об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности. Суд признал такой довод необоснованным и указал на то, что в силу ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Однако в отношении депутатов представительного органа местного самоуправления такие особые условия в федеральном законодательстве отсутствуют.
Вывод: наделить депутата выборного органа местного самоуправления какой-либо неприкосновенностью в части привлечения его к административной ответственности возможно только принятием соответствующего федерального закона или внесением изменений в Конституцию РФ. На настоящий момент в федеральном законодательстве таких привилегий не содержится, за исключением статьи 40 Закона N 131-ФЗ, в части привлечения к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата.

  • Страница 1 из 1