Среднеургальское сельское поселение (Верхнебуреинский муниципальный район)
- Глава Среднеургальского сельского поселения: Захарченко Петр Сергеевич
- Адрес: с. Средний Ургал, ул. Садовая, 22
- E-mail: admurgal@mail.ru
- Телефон: (42149) 34-2-83
История сельского поселения «Среднеургальское»
Средний Ургал – один из первых поселков, появившихся на карте Верхнебуреинского района. Первые упоминания о нем в конце 20-х годов. Это молодой поселок геологов, прибывших сюда для изучения его природных ресурсов.
С 1930 года в районе работает уже много экспедиций, начато детальное изучение и освоение угольного бассейна. По переписи населения в 1926 году на территории района проживало 392 человека, из них 354 якута, эвенка. К 1933 году население резко возросло до 2188 человек в связи с развертыванием работ Бурейстроя. В 1930-1931 годах стало возможным детальное исследование Буреи бригадой Ленинградского угольного комитета под руководством геолога Понамарева, а позднее в 1932 году партией Дальгеологии треста в составе геологов Скорохода, Штемпеля, Булатова и др. Первые же исследования бассейна реки Бурея были произведены в прошлом столетии: Миддендорф - в 1844 году, Усольцев - в 1858 году, Шмидт - в 1862 году.
В 1932 году группа из 5-ти человек во главе с В.З.Скороходом работает в районе реки Ургал. Этой же группой были заложены первые штольни в среднем течении реки Ургал, и уже в августе 1932 года В.З.Скороход определил промышленные запасы угля, т.е. открыл Ургальское месторождение.
В 1933 году на Среднем Ургале находилась ГРП (геолого-разведывательная партия). Поселок состоял из одного большого барака, нескольких маленьких домиков геологов, а также землянок и полуземлянок, в которых размещались пекарня, столовая, баня, склад. Основной транспорт ГРП состоял из 20 оленей, арендованных у колхоза «Ниман», и лошади. Летний транспорт – несколько лодок и оморочек. На лошади возили лес и горные выработки, оборудование и нефть на буровые вышки, а оттуда - керн для обработки, дрова, воду в поселок, строительный лес и другие грузы. На оленях возили продовольствие и оборудование из Усть-Ургала и Чекунды, зимой - на нартах, а летом – вьючно.
До 1936 года на Среднем Ургале не могли пройти автомашины. Создалась легенда о том, что они вообще не могут пройти сквозь сугробы, снега, сквозь торосы реки Бурея в жестокие северные морозы. А громоздкое шахтное оборудование можно было завести только зимой на машинах. Только в конце 1935 года на Среднем Ургале своим ходом пришли тракторы, пробили дорогу по зимнику и следом пришли машины ЗИС-5. Это событие было просто чудом. Якуты и тунгусы (эвенки) со всей тайги съезжались на Ургал смотреть трактора и машины, трогали их руками, восхищались, потом катались на автомашинах.
В 1937 году XVII международный геологический конгресс утвердил цифру запасов Буреинского бассейна в 26 млрд. тонн, что больше чем запасы других месторождений Дальнего Востока и Забайкалья вместе взятых. Первым для эксплуатации был выбран Средний Ургал. Этот участок был наиболее изучен, и запасы угля были определены в количестве примерно 45 млрд. тонн. В начале 30-х годов на Среднем Ургале была построена первая коксовая печь (она находилась на месте домов № 36, 38 по улице Набережная), которая простояла до 1939-40 г.г., пока не построили коксовую печь в нижнем Чегдомыне.