Сельское поселение «Село Лесопильное» (Бикинский муниципальный район)
- Глава сельского поселения «Село Лесопильное»: Редькина Ольга Николаевна
- Адрес: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лесопильное, ул. Первомайская, 20
- E-mail: adm_les@mail.ru
- Телефон: (42155) 24-3-03
- Веб-сайт: http://lesopilnoe.khabkrai.ru
История Отечества интересна для каждого человека, но насколько интереснее изучать ее по прошлому своего села! История сразу становится ближе и дороже, ведь вместе с людьми села ты проходишь путь поражений и побед.
Россия в конце 19 века представляла собой абсолютную монархию. Главным совещательным органом при царе является Государственный Совет. К центральным органам власти относились Священный Синод и министерства. Во главе местной администрации находился губернатор. Часть функций по управлению губерниями была передана земствам.
Такой предстает перед нами Россия в конце 19 столетия. Именно к тому времени относятся первые данные о нашем селе, которые нам удалось отыскать.
Благодаря указу Сената, который гласил: «Все, переселившиеся на Дальний Восток, освобождаются от ближайших десяти рекрутских наборов, навсегда – от уплаты подушной подати. И лишь через двадцать лет (со дня издания указа) должны будут платить поземельную подать…», происходит интенсивное передвижение переселенцев на Восток. Первые переселенцы обосновались на правом берегу реки Бикин (село Георгиевка), а первый дом был поставлен в 1891 году поселенцем Селютиным. Развитие нашего села, которое расположено по левому берегу тесно связано с фамилией золотопромышленника Устьянцева. За короткий срок он поставил пилораму, построил спичечную фабрику и организовал обжиг кирпича. В 1894 году был прорыт искусственный канал для сплава леса.
Спустя три года (в 1897 году) по территории современного села Лесопильное прошла узкоколейная железная дорога. Это место обозначилось как 485 верста, которая разделила две области: Амурскую и Приамурскую. С 1907 года началось заселение 485 версты.
Интенсивное заселение территории приходится на 1908 – 1909 года. Это были семьи Храпковых, Казанцевых, Калугиных, Задерея, Федоровых.
В 1912 году 485 верста получила название – разъезд «Звеньевой». В это же время строится новый кирпичный завод силами военных (энергию поставлял ломобиль). Он находился, где сейчас находится контора Звеньевского лесничества Пожарского лесхоза. Работал лесозавод, силами заключенных, разрабатывался карьер для добычи гравия, с целью отсыпки железной дороги и дорог в разъезде «Звеньевой». Владельцем лесозавода являлся капиталист Скидельский.
В районе первого дома от современного лесопункта находилась усадьба Скидельского. Дом был очень красив, наличники на окнах и большая терраса были украшены резьбой по дереву. За его домом шли бараки для рабочих. В каждом бараке проживало от 6 до 7 семей.
На левом берегу реки Бикин (бывший магазин Райпо) находилась усадьба и складские помещения купца Якимова. Он занимался скупкой пушнины у местного населения и снабжал их продуктами.
После революции 1917 года все частное производство перешло в руки государства. Это кирпичный завод, пилорамы. В это время жители села в основном занимались земледелием, рыболовством, охотой.
По воспоминаниям старожилов на разъезде Звеньевой находилось много китайских харчевен и фанз. Они стояли вдоль реки. Представители Советской власти в здании спичечной фабрики создали Гортоптрест, который занимался заготовкой дров для города Хабаровска. Для укрепления Дальневосточных границ силами военных был построен новый кирпичный завод и пущен на полную мощность в 1938 году. Гордостью этого завода была кольцевая печь. Дрова, глину для производства кирпича возили на лошадях. Заправляли на работе Молдаванов, Чижевский, Яковенко.
Ниже по течению реки находилось подсобное хозяйство Бикинского лесозавода (Ворошиловка), а чуть ниже корейцы выращивали рис, делали каналы от реки Бикин. Здесь был создан рисоколхоз из корейцев, а в 1933 году их всех в течение 24 часов погрузили в вагоны-теплушки и выселили в Казахстан. Представителем этого колхоза был отец Евгения Ивановича Пака.
В 30-х годах началась коллективизация. Семью Селютиных, которые имели много лошадей и занимались извозом, раскулачили и отправили в ссылку. В эти же годы в Звеньевой находилось много военных. В районе сельского дома культуры стояла мотострелковая дивизия. В районе школы – 79-й батальон. Хлеб готовили в собственной пекарне, которая находилась в районе лесопункта.
Но вот наступили тяжелые военные годы. Осенью 1941 года молодых девушек и юношей мобилизовали в совхоз «Пушкино» на уборку зерна. В здании современной школы был открыт госпиталь № 202. Начальная школа была переоборудована в хирургическое отделение, где заведующим являлся хирург Гительмак. В старшей школе находилось терапевтическое отделение, заведующим был Федоров. Во время войны 1941 – 1945 годах на территории села Георгиевка находилось подсобное хозяйство лесопункта; выращивали коней, как гужевой транспорт, сеяли для них фураж.
Вплоть до 60-х годов река Бикин была судоходной. По ней проходили катера и баржи. Вверх по течению доставляли продукты питания, а оттуда вывозили весной: сок березы, черемшу в бочках, в тюках – кору бархата; летом: мед и ягоду; осенью – орехи. Так же реку использовали и как связь с соседним селом Александровкой, хотя до войны была паромная переправа вначале района лесопункта, а затем в районе бывшего магазина ОРС.
В период переселения различных групп крестьянства на Дальний Восток из европейских и сибирских губерний значительное место принадлежало старообрядцам.
В основной своей массе переселялась та часть старообрядчества, которая отличалась стойким религиозным фанатизмом, не желала расставаться с заветами своих предков и подчиняться официальной церкви.
Дальний Восток привлекал в себе своими условиями жизни. С одной стороны, это земельный простор. С другой – религиозная свобода.
Первый старообрядческие поселения были основаны в Амурской области по рекам Зея и Бурея. Но затем с 60-х годов 19 века поток старообрядцев начинает возрастать и достигает реки Бикин. Обосновались они на правом берегу реки, образовав два села Георгиевку и Александровку; сейчас сохранилась только Александровка. Когда-то староверов было много, а сегодня их всего 3 человека, но даже эти бабушки стараются передать свою веру детям и внукам. В староверстве более сильные требования, чем в христианстве. Строго соблюдаются все посты и любое их нарушение наказывается. Перед такими великими праздниками, как Рождество, Пасха, староверы собирают своих детей и внуков, которые приезжают их поселков Лучегорска, Светлогорья. Все они собираются в одном доме, чаще всего в доме самого грамотного человека и там начинают молиться с 24 часов до 7 часов утра. По писанию на Пасху спать нельзя, радуются свету, продолжению жизни и начинают праздновать это великое событие после длительного и тяжелого поста.
Чтобы лучше понять этот добрый, приветливый и трудолюбивый народ, нам удалось немного узнать обычай захоронения староверов.
Сначала покойного омывают святой водой, а затем не него надевают белый саван, сшитый без единого узелка. Церемония погребения проходит без музыки, но сопровождается долгой молитвой. На староверской могиле стоит своеобразный крест, сделанный из дерева. Вокруг могилы нельзя ставить ограду, потому что по преданию душа умершего не сможет освободиться, и будет плакать в ограде. На сегодняшний день основным связывающим звеном староверов села Александровка с центром является село Мухен, оттуда староверы получают книги, иконы, кресты и крестики.
Большинство жителей села Лесопильное придерживались и придерживаются православной веры. Христианство на Руси было учреждено в 10 веке по византийскому образцу. Крещение Киева Владимиром и Новгорода Добрыней – это только первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным основанием северных территорий в конце 13 века. На волне переселения оно распространялось и утверждалось по всей территории Руси.
Жители нашего села гордятся тем, что в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции сельчане так же принимали участие и боролись за лучшую жизнь. Около здания Администрации находится Братская могила героям войны 1918 – 1922 годов. По найденным данным нам стало известно, что группа демобилизованных красноармейцев в количестве одиннадцати человек возвращались домой пешком по шоссе. Радостные, взволнованные, они думали о семьях, что скоро встретятся с ними. До дома оставалось несколько километров. Все они были жителями северных районов Приморского края. Но все вышло иначе. Остатки белогвардейских банд еще рыскали по тайге Дальнего Востока и периодически совершали набеги на мирных жителей. Так получилось, что именно в этот день белогвардейцы вышли из своего укрытия, увидев красноармейцев, внезапно напали на них и всех уничтожили. Удалось уцелеть только одному бойцу из Федосьевки, вот он то и рассказал о случившемся, это был – Даренских Александр Михайлович. Сначала им поставили памятник на границе Хабаровского и Приморского краев, всего в 3-х километрах от станции Звеньевой. В 1947 году могила была разрушена природой, поэтому жители приняли решение перенести ее в село, где будет легче следить за ее состоянием. И в 1953 году останки похороненных были перенесены к зданию Администрации. На этом трагическая история не останавливается. В поселке с 1942 по 1945 года стояла танковая бригада № 172, которой командовал майор Скоков. В этой бригаде служили, и демобилизованные из села, это Писаренко Ф.М., Белозуб И.И., Кузнецов С.М., Ильин. На западе нашей страны шла страшная война с немецкими захватчиками, а востоку угрожала Квантунская армия. Японские милитаристы мечтали захватить Дальний Восток. И в один из дней был дан приказ выступать. Это произошло 13 августа 1945 года. Войска двинулись на Манчжурию по Жаохейскому направлению на город Хаацель. Танковая бригада майора Скокова переправилась на понтонах через реку Уссури и вступила в бой с главными силами противника. В этой бригаде служили: Александр Иванович Синеев и Григорий Баранов. Синеев был командиром роты, в которой служила Кузнецова Мария Ивановна. Она то и поведала, как погибли эти молодые ребята. «Наша бригада шла первой в наступление. Шел сильный бой. Гриша вел машину с боеприпасами. У окраины деревни, где было особенно горячо, он выскочил из машины и побежал с автоматом в руках на передний край боя. Здесь его и настигла вражеская пуля. Ранение в живот было смертельным. Гришу без сознания доставили в медсанбат. Через несколько минут его не стало.
Ранним утром, 19 августа был дан приказ о наступлении. Мост через реку Уссури японцы сожгли и засели на той стороне. Надо готовиться к переправе. Как назло, несколько дней шел дождь. Целую ночь валили лес, вытаскивали бревна. Мокрое дерево скользило в руках, не поддавалось. Но одержимые ненавистью к врагу, мы не чувствовали усталости. Под обстрелом японских снайперов переправа казалась невозможной. И тогда лейтенант Синеев А.И. решил уничтожить вражескую огневую точку. Во время выполнения задания он героически погиб».
Их тела были перенесены и похоронены в братской могиле на территории села, где стояла их часть. Памятник был поставлен в 1956 году.
Еще сегодня горько вспоминать годы Великой Отечественной войны, а каково было людям, живущим в 70-х годах 20 века. В феврале 1975 года было принято решение исполкома поселка соорудить силами общественности обелиск, посвященный 30-летию победы над фашистской Германией. Была создана комиссия, в которую входили Ящук Анна Андреевна, Згурский Даниил Романович, Сырко Ф.Г., Стриженов Г.К., Севрюк Г.И. Они разработали проект обелиска, нашли место, заранее приобрели цемент (около 4 тонн), песок, доски, оргалит. Был сооружен временный сарай, где складывались все материалы.
Использовали толстые листы железа, собранный учениками металлолом для укрепления конструкции фундамента.
Все работы начались в апреле месяце, а надо было завершить строительство до 9 мая. Жгли костры и копали землю весь световой день.
Даниил Романович готовил оформление (лавровые листы, звезду, щит), проверял качество цемента. Разгар работ начался с 1 мая. Здесь помогли учащиеся старших классов. Душой же дела, конечно, были участники Великой Отечественной войны. Боялись не успеть к торжеству. Работали и по выходным. Радостью и гордостью наполнились сердца сельчан собравшихся на открытие обелиска, которое состоялось 9 мая в 14.00 часов 1975 года, как и было, запланировано.
Эти замечательные архитектурные сооружения являются гордостью нашего села, поэтому школьники и жители всегда следят за порядком около памятников, ко всем традиционным праздникам возлагают цветы и памятные гирлянды.
Наше село состоит большей частью из переселенцев и поэтому его культура заимствована из других регионов России. Благодаря изобилию на Дальнем Востоке леса, дома здесь строили только деревянные. Они были рассчитаны на одну (нередко довольно многочисленную) семью. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяина дома и назывался бабий кут. В нем на полках вдоль стен стояла нехитрая посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Ближайший угол к двери занимала печь. Русская печь – удивительное изобретение. Это огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Сбоку от печи настилались нары – полати. К стенам намертво прикреплялись лавки, на них спали. В углу, напротив печи, ставили большой стол. В том же углу, повыше, размещались иконы. Если один ближайший к двери угол занимала печь, то другой считался рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал.
Важной заботой в деревне был скот. Какое хозяйство без коровы и лошади? Надоит хозяйка молока, сделает из него творог, сметану, сыр, масло. Что еще надо? Сытно и вкусно. Благодаря корове и урожайность повышалась – за зиму много навоза накапливалось. Если корова в хозяйстве считалась главной кормилицей, то лошадь была главной работницей. Летом она так много трудилась, что днем не оставалось времени, как следует поесть. Поэтому вечером детей отправляли с лошадьми в ночное. Имелось в хозяйстве скотина и помельче – козы, свиньи, овцы. Летом приходилось приниматься за сенокос, который считался важным делом: заготовленных кормов должно хватить скоту до весны.
Кроме скотоводства, занимались огородничеством. Наиболее распространенными культурами были: капуста, репа, лук и чеснок, огурцы, морковь, картофель.
Главной пищей населения был хлеб, без него не обходилась ни одна трапеза. В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби.
Редкое блюдо в народном застолье могло сравниться по популярности с блинами. Они сопутствовали человеку в течение всей жизни: от рождения (роженицу кормили блинами) до смерти (блины входили в состав поминальной трапезы).
Ни один праздник не обходился без пирогов. Пироги считались украшением любого стола. Их пекли из разного теста: дрожжевого, пресного, слоеного. Делались пироги с яйцами, кашами, фруктами и ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом.
Непременным праздничным угощением были и пряники. Они в отличие от пирогов не имели начинки, но в их тесто добавлялись мед и пряности.
Повседневной горячей пищей были щи и каша. Каша считалась самой простой, сытной и доступной едой. Что же касается щей, то это не менее любимая народная еда, чем каша. Традиционно щи готовились из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Среди напитков больше всего любили квас. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления кваса. Распространенными напитками были кисель и пиво.
С годами меняется быт, культура, нравы нашего села. Зарождаются новые традиции. Одна из них – это празднование Дня села. Первый праздник села был связан со 100-летием железной дороги, где чествовали ветеранов труда дороги, слушали их интересные рассказы о тех непредвиденных ситуациях, которые случались за период их трудовой деятельности. На второй встрече, в канун 55-летней победы Советского народа в Великой Отечественной войне, приветствовали ветеранов войны и тружеников тыла. А следующий праздник был посвящен школе, дому, в котором проходит детство и юность сельских ребят. На нем говорили о прошлом и сегодняшнем дне школы, о людях, работавших и работающих в ней и, конечно же, о тех, ради кого школа и существует – ее учениках.
Последний праздник села был посвящен Масленице. Скоморохи потешали собравшихся, зазывали юношей поучаствовать в конкурсах, попытать удачу, взобравшись на столб, и снять подарки. Вокальная группа «Сударушка» радовала своими песнями. Дети и взрослые угощались блинами, запивали горячим чаем. Хороводы водились около чучела Масленицы, которое дождалось своей участи, запылало ярким пламенем.
Стало традицией проводить в нашем селе праздники, посвященные многодетным семьям. Вечера под названием «Наша дружная семья» представляются в виде конкурсной программы: разминка (представление участников); слагаемые счастья («счастье не птица, само не прилетит»); семейные затруднения (составление общей школы семейных затруднений). Заканчиваются праздники вручением подарков и памятных открыток всем присутствующим семьям.
На каждом празднике села проводится конкурс «Усадьба образцового порядка», награждаются победители, выступают участники художественной самодеятельности. Вот уже два года как снова работает инструментально-вокальный ансамбль «Поиск» под руководством Шелепова Юрия Павловича. Они радуют нас своим репертуаром почти на каждом празднике.
На протяжении последних пяти лет в селе возрождаются старинные традиции: празднование Рождества, во время которого молодежь колядует, гадает, отовсюду слышатся русские народные песни; Крещение, когда в полночь 19 января народ с ведрами идет на речку, чтобы набрать «святой» воды. Каждый год с нетерпением ждут сельчане лета. Потому что с ним приходит «День Нептуна» — с русалками, водяным, танцами на берегу озера «Синего».
Мы на Дальнем Востоке живем,
Где селений цепочка живая.
И для нас, как малиновый звон,
Слова Бикин, Покровка, Звеньевая.
Мы постарались рассказать о том, как важные события вплетаются в жизнь наших сельчан, в нашу сегодняшнюю жизнь.
Все, что мы узнали теперь, будут знать наши дети!