Городской округ "Город Хабаровск"
- Мэр города Хабаровска: Кравчук Сергей Анатольевич
- Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66
- E-mail: cityhall@khabarovskadm.ru
- Телефон: (84212) 41-99-70, 306509
- Веб-сайт: https://khv27.ru/
Историческая справка
История основания и развития Хабаровска напрямую связаны с именем Г.И. Невельского. Именно он первым определил это место как наилучшее и непременное для города, который в будущем должен стать ключевым на всем российском Дальнем Востоке. Еще в феврале 1854 г. он обращается к генерал - губернатору Н.Н. Муравьеву с просьбой выставить военный пост, чутко предугадав, что здесь "должна сосредоточиваться вся главная наша деятельность в этом крае и управление им."
В 1858 г., 18 мая по старому стилю, был создан военный пост Хабаровка. Своим названием он обязан Н.Н.Муравьеву-Амурскому (получившему эту приставку к фамилии за подписание Айгунского договора и успех Амурского дела). По его повелению так было увековечено имя Е. Хабарова, который за двести лет до этого основывал на Амуре первые русские постоянные поселения.
Уже в 1864 г. топографом М.Любенским был сделан первый план застройки будущего города. В 1865г. в Хабаровске насчитывалось около 200 домов и 1294 жителя. Первостроителями ее стали солдаты и офицеры 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона, направленные сюда для охраны пограничной линии России, под командованием капитана Я.В. Дьяченко. Исторической частью городской застройки, где появились первые улицы, первые кварталы, стали три гряды дальних отрогов Сихотэ-Алиня. Первожители их именовали "горами" - Военная гора. Артиллерийская гора, Средняя гора. Ныне это улицы: Серышева, Ленина и Муравьева-Амурского. Из всех давних "гор" в разговорном обиходе горожан сохранилась лишь одна - Казачья или попросту - Казачка. У ее основания ныне расположен речной грузовой порт.
Между тремя основными "горами" протекали две небольшие речки, дожившие до 60-х годов нынешнего века и хорошо известные старожилам как Чердымовка и Плюснинка. Они названы по фамилиям былых "отцов" города, проживавших возле их устьев. Заселялась Хабаровка поначалу преимущественно служивым народом. К военному посту прибивается и торговый люд. Это были уроженцы Забайкалья и Сибири, Оренбургской и Пермской, Казанской и Курской, Нижегородской и Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга. Военные и чиновники приезжали сюда на несколько лет за льготной выслугой и повышением в чине. Солдаты, казаки, купцы, ремесленники и крестьяне оставались надолго или навсегда. Из них в первую очередь и образовались собственно хабаровчане, кто начал беспокоиться о благоустройстве улиц, об открытии училищ, лечебных заведений и возможностях самоуправления.
В административном отношении Хабаровка подчинялась Софийску. Мало-помалу сама становилась фактическим центром Софийского округа, входившего в Приморскую область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, что определяло ее географическое положение. С самого первого дня, с 1858 г., она становится центром почтовой связи всего Дальнего Востока. В конце 60-х годов здесь размещается Амурская инженерная дистанция. В 70-е годы сюда переводится артиллерийское хозяйство, чьи здания до сих пор сохраняются в районе Артзатона.
В 1873 г. Хабаровку посетил первый высокий гость - великий князь Алексей Александрович, ставший и первым "шефом" Дальнего Востока в царской семье. Его посещение оставило свой след - самая первая и главная улица Хабаровки будет названа Алексеевской (ныне ул. Шевченко). И первое учебное заведение, начальное училище, открытое в 1875 г. - Алексеевским. Следующим станет цесаревич Николай, побывавший тут позже, в 1891 г. сменивший Алексея Александровича на "шефском" посту и вызвавший в городе гораздо больше переименований. К его приезду было приурочено и торжественное открытие первого и навсегда ценнейшего для города памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому работы выдающегося русского скульптора А.Опекушина.
Высочайшее решение о переводе в Хабаровку областной столицы было принято 28 апреля (10 мая) 1880г. Тогда же селению был придан и статус города. Накануне этого события здесь проживало 2036 человек. Из них 47,3% - военных, 23% - мещан, 21,3% - иностранцев (в основном, китайских рабочих), 1,4% - представителей коренного населения и 7%- "высшего" общества: офицеров, духовенства, купечества, промышленников. В 1884 г. из Восточно-Сибирского выделяется самостоятельное Приамурское генерал-губернаторство. Резиденцией Главного начальника назначалась Хабаровка, выросшая, таким образом, до губернской столицы. Однако, став "начальственной" по отношению к городам Николаевску, Благовещенску, Владивостоку, она только в 1893 г. получила более подходящее и привычное нам именование - Хабаровск.
Приобретение областного, а затем и губернского ранга вызвало в городе подлинный строительный бум. Именно в эти годы появляется множество каменных домов, большинство из которых сохраняются в городе и поныне; значительно увеличилось и число жителей. Довольно бурное развитие города в конце прошлого - начале нынешнего века было связано с началом большого железнодорожного строительства на Дальнем Востоке. В 1891 г. начинается возведение Уссурийской железной дороги, самого дальнего плеча Транссиба. И в 1897 г. устанавливается движение между Хабаровском и Владивостоком. После русско-японской войны идет сооружение Амурского участка Транссиба. А затем и Амурского моста (строительство 1913-1916 гг.), получившего название " Чудо XX века". Его открытие стало последней точкой в этой величайшей стройке.
Город обрастает слободками. Они появляются сами по себе. Так сложилась Хохлацкая слобода за ул. Барановской (ул. Ленина), а за ней и Дальнехохлатская (в районе 19-й школы). Обе решением первого городского Совета в 1918 г. были переименованы в Украинскую и Дальнеукраинскую. О них и сегодня напоминает название улицы Слободская (в районе пл. Блюхера). Иначе рождалась Арсенальская слободка (район завода "Дальдизель"). Сюда в 1902 г. перенесли былые артиллерийские мастерские, но уже в новом качестве - Арсенала, довольно крупного предприятия. Прикомандированные к нему рабочие с семьями, прибывшие из европейской части России, и сложили Арсенальскую слободку. Как железнодорожники - слободку, появившуюся за вокзалом станции Хабаровск-1.
В начале века Хабаровск быстро обзаводится и полноценным городским хозяйством. В 1900 году появляется телефонная станция. Число ее абонентов быстро достигает 900 номеров. В 1907 г. в обиход города входит электричество. Кроме непременного для больших гарнизонов Военного собрания, здесь было единое для горожан Общественное собрание. И улица Пушкина появилась одной из первых в России. А именование другой улицы именем опального графа Л.Н. Толстого, при его жизни и как бы в ответ на отлучение великого писателя от церкви, было, вообще, смелым шагом. Наиболее образованная и подвижническая часть горожан объединилась в рядах созданного в 1894 г. Приамурского отдела Русского географического общества. Благодаря усилиям его членов, всего за два десятилетия были проведены 60 различных научно-исследовательских экспедиций, изданы 25 научных трудов, а на основе собранных ими экспонатов и книг были открыты краеведческий музей и общедоступная библиотека.
Революционные события 1917 г., начавшиеся с падения самодержавия, были восприняты горожанами с энтузиазмом. Сказалось долгое присутствие и влияние политических ссыльных.
Преобразования проходили мирно. С 25 декабря была провозглашена власть Советов. И лишь начавшаяся в 1918 г. Гражданская война, осложненная тяжелой интервенцией, в первую очередь - кровавыми действиями и грабительской политикой японских интервентов, серьезно повлияли на городскую жизнь. Именно здесь "базировался" жуткий "вагон смерти" казачьего атамана Калмыкова, через который, приняв мученическую смерть, прошли сотни горожан. Особенно пострадал город во время японского путча 5 апреля 1920 г. Возвращение Хабаровска к мирной жизни состоялось после боев под Волочаевкой и штурма сопки Июнь-Корань частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики (ДВР), вступившими в город 14 февраля 1922г. С 1924 г. Хабаровск становится центром Дальневосточного края, территориального преемника ДВР и Приамурского генерал-губернаторства.
Стремительный рост и преображение города начинается с первых же советских пятилеток. Строятся крупные промышленные предприятия: завод энергетического машиностроения, завод им. С.М. Кирова, нефтеперерабатывающий завод им. С. Орджоникидзе, завод "Авторемлес"; реконструируются действующие, и строятся новые предприятия легкой и пищевой промышленности, расширяется выпуск товаров народного потребления. Основываются первые высшие учебные заведения Хабаровска: медицинский институт, педагогический институт, институт инженеров железнодорожного транспорта. Возле предприятий возникают жилые городки для рабочих и инженерно-технических работников. Так в южной части города вырастает целый район, ныне самый крупный в городе - Индустриальный, в прошлом Сталинский. Застраивается и северная половина города, где появляются вузы - политехнический и народного хозяйства, техникумы, телецентр, жилые микрорайоны. Один за другим в городскую черту попадают небольшие пригородные поселки и, наконец, с городом сливается самый дальний из них, им. Кирова, бывший Осиповский затон. Так сложился еще один крупный район - Краснофлотский. Превращение Хабаровска в крупнейший транспортный узел Дальнего Востока с появлением могучего железнодорожного хозяйства, получившего название Хабаровск-11, а затем с развитием крупнейшего на Дальнем Востоке аэропорта, предопределило рождение еще одного крупного района города - Железнодорожного. Обустраивается центр города. В 1930г. на ул. К. Маркса и в квартале между улицами Фрунзе и Запарина возводится новое административное здание, вместе с ним кинотеатр "Гигант" со зрительным залом на 600 мест. Через квартал от него строится Дом коммуны оригинальной архитектуры. Поднимается управление Дальневосточной железной дороги. Над Амуром возводится здание Амурского управления речного пароходства.
Дальнейшее выполнение планов пятилеток было прервано Великой Отечественной войной. В первые ее дни на фронт ушли около 30 тысяч жителей Хабаровска, они участвовали в боях при защите Москвы и Ленинграда, в Сталинградской битве, битве за Днепр, в разгроме фашистского логова в Берлине. Отказывая себе во многом необходимом, хабаровчане вместе со всем советским народом старались дать больше фронту. В фонд обороны к 1944 г. было собрано 73 миллиона рублей. На средства, собранные молодежью, были построены эскадрильи боевых самолетов "Хабаровский комсомол" и "Хабаровский пионер", танковая колонна и боевые корабли. В августовские дни 1945 г. жители Хабаровска помогали частям Красной Армии и Амурской флотилии в войне с империалистической Японией.
Наиболее существенные преобразования в городе пришлись на послевоенные десятилетия. Началась реконструкция главных площадей города - им. В.И. Ленина (бывшая пл. Свободы) и Комсомольской. Ушли в прошлое речки Чердымовка и Плюснинка - на их месте ныне бульвары: Амурский и Уссурийский. Исчезла с речного фасада города неказистая, самостройная улица Набережная - ее заменили стадион им. В.И. Ленина и благоустроенная, полюбившаяся горожанам для прогулок набережная. Началось массовое строительство пяти-девятиэтажных домов на месте ветхого жилья. Интенсивно застраивались Первый, Южный, Северный и Прибрежный микрорайоны вместе с кинотеатрами, магазинами, школами, детсадами, библиотеками, клубами и больницами. Будто паруса, поднялись над Амуром корпуса Дома радио и гостиницы "Интурист". На площади Славы, у вечного огня в металле увековечены имена хабаровчан и жителей края, отдавших свои жизни на войне и умерших от ран. Скорбный список пополняется новыми именами. Год за годом во всех районах города растут производственные корпуса предприятий, которых к началу 90-х годов уже было более ста. К этому сроку население Хабаровска превысило 600 тысяч человек, увеличившись против 1913 года в 12 раз.
Сегодня Хабаровск - один из крупных по численности населения и объему промышленного производства городов российского Дальнего Востока, центр научной и культурной жизни края. А каким он станет завтра - покажет время.