Корфовское городское поселение (Хабаровский муниципальный район)

  • Глава Корфовского городского поселения: Аврамец Элеонора Бронюсовна
  • Адрес: 680504, Хабаровский край, Хабаровский район, р.п. Корфовский, ул. Таежная, 19
  • E-mail: korfadm@list.ru
  • Телефон: (4212) 49-22-33, 49-22-98
  • Веб-сайт: http://adminkorfovskoe.ru/index.php

Между гор, как на сказочном блюде

Разместился посёлок большой.

И живут здесь хорошие люди,

И историю помнят такой.

 

И гордятся они все по праву

Своим камнем, что знает страна,

Вот такие они здесь по нраву,

По-другому иначе нельзя.

 

Осмотритесь налево, направо,

Где история дышит сто лет.

Это здесь Владимир Арсеньев

Для потомков оставил свой след.

 

Подойди к тому серому камню,

Где лежит незабвенный Дерсу,

Он во славу посёлка, России

Обошёл все тропинки в лесу.

Помянём знаменитого Корфа,

Им зовётся родное село.

Пусть от памяти станет светлее, а

А на сердце селянам светло.

У каждого человека есть место, где он родился, живет, где живут и трудятся на протяжении нескольких поколений его родные. Это близкое и родное место зовется малой родиной.

Для нас малой родиной является поселок Корфовский, здесь мы родились, учимся, растем, здесь трудятся наши родители. Нам захотелось лучше узнать его историю. Облик посёлка меняется, старожилов остается все меньше и меньше, но для нас и будущего поколения надо сохранить крупицы прошлого для понимания настоящего.

История поселка Корфовского насчитывает более ста лет. Она тесно переплетена с историей страны, богата удивительными, подчас драматическими событиями и не менее поразительными судьбами людей.

Мы считаем, что сведения о нашем поселке пополнят еще одну страницу летописи нашего Отечества. К сожалению, литературы о нашем поселке написано мало.

Мы изучили статью А. Жукова «Станция Корфовская. Из прошлого.» в газете «Сельская новь» за 2-8 февраля 1998 г., в которой он приводит интересные факты из истории нашего поселка. Мы будем также использовать в работе материал из книги Л.А. Вострикова и В.В. Востокова «Хабаровск и хабаровчане» об А.Н. Корфе, так как наше поселение носит его имя.

Статья А. Жукова в газете «ТОЗ» «Первый губернатор Приамурского края» также о А.Н. Корфе. Газета «Ленинское знамя» за 13 августа 1961г. и газета «Сельская новь» от 26 декабря 1970г. публикуют материал о Корфовском каменном карьере. В газете «Сельская новь» от 18.06.1992г. в статье Г. Ващенко «У карты района» есть также сведения о нашем посёлке.

К столетию Корфовского каменного карьера и семидесятилетию Хабаровского района в газете «Сельская новь» за 21 мая – 3 июня 2007 г. публикуется материал о «ККК» и его директоре Дмитрии Владимировиче Левине. О. Шириадзинов в газете «Сельская новь» в рубрике «Твои люди, село.» пишет о бывшем начальнике нашей станции Корфовская Григории Олейничуке.

Много сведений об истории посёлка мы узнали от старожилов: Алдуховой Е.А., Щедраковой В.Н., Савченко Е. К, Гребенюк Н.К., Неклюшиной Н.А., Игнатенко В. М., Игнатенко Т.В., Крючковой М., Поляковой Н. М., Ковалевой М.Т. и Остапенко В.Г. Их детство, юность и вся жизнь связана с родным посёлком.

Посёлок Корфовский расположился в 30 км южнее г. Хабаровска. С запада он огорожен горными хребтами отрогов Сихоте-Алиня, с юго-востока - кочковатыми равнинами и речкой Чирки. Со станции Хабаровск путь к посёлку лежит через лесную группу Хехцирских холмов и сопок. Природа поселка очень богата: кругом произрастают кудрявые леса, болота богаты ягодой, в лесу много разнообразных зверей.

Здесь можно повстречать рысь, бурых медведей, пышнохвостых лис, всевозможных птиц и мелких зверей, а если повезёт – хозяина здешней тайги - уссурийского тигра.

Гребенюк Надежда Кирилловна на Корфовской проживает с 1937г. Она вспоминает о богатстве и красоте природы, окружавшей посёлок. Вот что она рассказывает: «Будучи детьми, мы много времени проводили в лесу: отдыхали, рвали ягоды, орехи и играли на полянах. Там с утра стоял птичий перезвон – заслушаешься. Куковали кукушки, стучали клювом дятлы, было много певчих птиц. Грибов - хоть косой коси. А ягод и того больше: голубика, жимолость, черный виноград, лимонник, калина, шиповник. Много орехов кедровых, колючих, грецких. Я знаю, что лес в военные годы нас кормил, согревал, был нашим доктором. Было много речушек, ручейков. Очень красиво текла вода по камушкам, переливаясь в солнечных лучах. Природе все доверяли, дружили с ней. В глубине леса есть уникальные места. Я люблю нашу природу и готова любоваться каждой травинкой. До сих пор мы с женщинами совершаем прогулки по лесу и не устаём любоваться его красотой».

Как же появился наш посёлок, с чего всё началось?

Совершим экскурс в историю. Началось все со времени царствования Николая I, когда генерал-губернатор восточной Сибири Н.Н. Муравьёв-Амурский высказал мысль царю о том, что начинать освоение Сибири и Дальнего Востока надо с дороги. В 1845 г. заговорили о возможности строительства железной дороги в Уссурийском крае. Местная администрация начала ходатайствовать о проведении «правого пути». Царское правительство отвечало молчанием. Лишь спустя десять лет, когда два губернатора, Приамурский и Восточно-Сибирский, выступили с предложением построить железную дорогу от Томска до Иркутска и от Байкала до Сретинска, а также от Владивостока до поста Буссе, после рассмотрения предложения на совещании министров царь велел организовать экспедиции по изысканию трех дорог под руководством Алексея Ивановича Урсати. К 1890 г. разведка была произведена, было признано «крайней необходимостью осуществление Уссурийской железной дороги», однако средств не выделялось.

Приамурский генерал-губернатор Андрей Корф представил в кабинет министров новые предложения. Ознакомившись с доводами губернатора, царь Александр III наложил резолюции: «Необходимо приступить скорее к строительству этой дороги».

17 апреля 1891 г. царь Александр III подписал высочайший рескрипт на имя наследника цесаревича. В нем говорилось: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы Сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, я поручаю вам объявить таковую волю мою. Вместе с тем полагаю на вас совершение во Владивостоке закладки, разрешённого к сооружению средствами государственной казны и непосредственным разрешением правительства, Уссурийского великого Сибирского рельсового пути». 

Наследник цесаревич, будущий царь Николай II, возвращается из долгого путешествия в Европу через Дальний Восток. Получив рескрипт, он выполнил поручение, положив первый камень в железнодорожный вокзал г. Владивостока.

Именно благодаря строительству железной дороги появился наш поселок. В газете «Сельская новь» 8 февраля краевед А. Жуков в статье «Станция Корфовская. (Из прошлого).» отмечает данный факт. Он пишет: «Своим появлением пос. Корфовский обязан исключительно строительству в 1891-1897 г.г. Уссурийской железной дороги. На карте проектируемого железнодорожного пути будущая станция имела рабочее название «Чирки», по названию близко текущей речки. Главный начальник края, генерал-губернатор Сергей Михайлович Духовской, предложил назвать ближайшую к Хабаровску станцию в честь его предшественника барона Корфа. 22 июля 1897 г. (по старому стилю) в присутствии высокого гражданского и военного начальства, членов строительства железной дороги, духовенства, с участием хора и духового оркестра штаба Приамурского военного округа на 680 версте от Владивостока состоялось торжество открытия, посвященное станции пятого класса «Корфовская». (Фото.1)

Такова история названия посёлка. Вклад барона Корфа в развитие Хабаровского края огромен.(Фото 2) Он занял пост Приамурского генерал-губернатора и командующего войсками Приамурского округа, 22 апреля 1884г. - назначен войсковым атаманом Приамурских казачьих войск. Он инициатор основания Хабаровского военно-учебного заведения - кадетского корпуса.

Он заботился об улучшении экономического благосостояния края, занимался переселенческой политикой. При нем началось проведение новых дорог в крае, он участвовал в закладке Великого Сибирского ж/д пути.

12 апреля 1891 года А.Н. Корфу было присвоено звание почетного гражданина г. Хабаровска. Приамурский край, которым барон управлял 8 лет, бесконечно ему обязан и стал неузнаваемым.

Символами нашего посёлка являются железная дорога и каменный карьер, в котором добывают гранодиарит.

Первым начальником станции Корфовская был Иван Николаевич Добровидов. Ему было 25 лет. До этого он служил телеграфистом. В должности начальника станции Добровидов проработал 2 года, а затем его назначили начальником станции Хабаровск. Он получил известность как владелец нескольких домов по улице Барабашевской (ныне ул. Запарина), где у него была мастерская по ремонту музыкальных инструментов.

Добровидов И.Н. был избран гласным депутатом городской думы, затем на него начались гонения, и в 1925 году его лишили избирательных прав.

Следующим начальником станции Корфовская был Евгений Михайлович Адерсон. Он приступил к должности 1 сентября 1899 года. Его пригласили из европейской части России. На Корфовскую он прибыл со своей семьёй. Здесь он проработал в течение трёх лет.

Последним дореволюционным начальником станции был Иосиф Александрович Дзюль. Его зачисляют в штат Уссурийской железной дороги с назначением на должность начальника станции Корфовская 15 ноября 1902 года. Фамилия его помощника была Гурский.

В 1919 году Дзюля И.А. арестовали, но в 1920 году он получает назначение на должность ревизора движения станции Хабаровск. Не приняв новой власти, в 1922 году Дзюль И.А. эмигрирует с семьёй в Харбин. В 1937 году на станции Сарту он отстал от группы охотников и был убит хунхузами. Его тело с огнестрельными ранами было найдено в тридцати верстах от станции. 

С освоением Приамурского края возрастали ж/д перевозки, разрасталась и станция Корфовская. Первые постройки начались в 1901 году. Они были расположены по другую сторону современной ж/д станции в районе улицы Восточная. В 1906 году была отстроена деревянная, на каменном фундаменте, станция и два жилых дома для путейцев.

Из частных предпринимателей Корфовской история сохранила имя торговца из крестьянского сословия Федора Бебко, который имел свои торговые лавки в посёлке Чирки, две лавки в пос. Корфовский, на Красной Речке и даже в Хабаровске.

В 1904 году начинают разрабатывать Рудской каменный карьер, расположенный в стороне Белой речки. Разработку вели подрядчики Рудский, Голостьянов и Носкин. Камень добывали вручную. О каменных разработках впервые упоминается в местной печати в 1897 году. Пригнанные сюда каторжане первыми вонзили кирки, чтобы добыть строительный камень гранодиорит для начинающегося строительства Транссибирской магистрали. Под 3-х метровым грунтом скрывался этот прочный строительный материал. Тяжёл был труд добытчиков, да и много ли мог взять у природы человек, вооруженный такой техникой, как кирка и лопата. Транспортом служили волы. Фургоны, груженные камнем, двигались к Амуру, а затем на баржах направлялись к пунктам назначения. Заросшие кустарником, до сих пор сохранились первые каменоломни. 

С целью большой транспортировки камня от карьера была построена узкоколейная железная дорога, которая огибала сопку с юга и проходила между современной улицей Ленина и улицей Зелёная. Вторая узкоколейная железная дорога проходила южнее карьера и разрабатывалась подрядчиками Левковичем, Архиповым, Коваленко, Сенкевичем и Янсоном. «Труд был тяжёлым, ручным, скважины бурили вручную, откатка была конная. Уступы только нарезались, дорог и подъездов не было. Камень к площадкам доставлялся по наклонной выработке лебёдками в маломощных вагонетках»,-вспоминает один из старейший горняков Артемий Васильевич Записочный.

В 1900 году вся продажа гранитного камня поступает в ведение хабаровского купца 2-ой гильдии Владимира Николаевича Ехоалина. В 1911 году дело камнедобычи перешло в руки купца А. Е. Коваленко.

Летом 1913 года в Хабаровске было организовано товарищество «Строитель», объединяющее более мелкие фирмы – Забеловский, Тунгусский и Корфовский каменные карьеры (инженер Галастьянов). Главным распорядителем товарищества «Строитель» стал городской голова Иннокентий Иванович Еремеев, специализирующийся на возведении войсковых казарм.

Амурская инженерная дистанция тоже имела здесь свой карьер с подъездной железнодорожной веткой.

Началось заселение Дальнего Востока, много ресурсов потребовалось для строительства домов, мостов, железнодорожных путей. С 1908года велась интенсивная вырубка лесов Хехцира, которая связана была со строительством моста через реку Амур.

В ноябре 1911 года на Корфовской был построен лесопильный завод, принадлежавший управлению строительства Восточной части Амурской железной дороги. Завод был выстроен на казенной земле и оборудован доставленными из Англии двумя паровыми локомобилями (Клейтон и Шультварт в 8 и 10 лошадиных сил) для привода в действие двух пилорам. Лес привозился из Хехцирской « дачи » Хабаровского лесничества по 15-верстовой узкоколейке. Готовая продукция в виде шпал, брусьев, досок шла за Амур для строительства восточной части Амурской дороги.

В 20-х годах завод перешел в ведение Крайжилсоюза. В связи со строительством Амурского моста в течение зимы в начале 1914 года 300 арестантов жили в построенном ими же лагере и были задействованы на заготовке дров по особому контракту.

В архивных документах значится упоминание о каменном карьере также в связи со строительством моста через Амур. Грандиозная стройка потребовала увеличение разработки в карьере.

В 1909 г. наш поселок посетил В.К.Арсеньев, известный исследователь Дальнего Востока, ученый, писатель. (Фото.3) Он приехал, чтобы похоронить своего друга Дерсу Узала. О смерти проводника ему сообщил начальник станции Корфовская Дзюль И.А. В 1910 г. Арсеньев пишет: «Я приехал в Хабаровск, чтобы навестить дорогую могилу. Я не узнал места – все изменилось. Около станции возник целый поселок. В предгорьях Хехцира открыли ломки гранита, начались вырубки лесов, заготовка шпал. Несколько раз принимался искать могилу Дерсу, но напрасно». Именем писателя была названа одна из центральных улиц посёлка, а его верному другу в наши дни был поставлен памятник. (Фото. 4)

В 1912 г. из корфовского камня начали строить опоры Хабаровского моста через Амур. Доставка осуществлялась по железной дороге до речки Чирки, далее - плотами, баржами по реке Уссури до места строительства моста.

После строительства моста через Амур каменный карьер и железная дорога продолжали свое развитие.

В 1919 – 20 гг. развернулись события гражданской войны, эти события отразились на поселке. В сводках боевых действий в белых и красных газетах того времени часто писалось о боях за станцию Корфовская.

В годы гражданской войны станция Корфовская имела стратегическое значение. Командование Белой армии превратило его в сторожевой пост. Ревштаб, выполняя решения партийной конференции Хабаровской подпольной организации РКП (б), состоявшейся 20 августа 1919 года в деревне Ново-Алексеевке (ныне Некрасовка), дал задание партизанскому отряду разгромить гарнизон и уничтожить железнодорожные мосты и пути на перегоне Корфовская - Красная Речка. Командир отряда Иван Холодилов медлил с выполнением задания, объясняя это тем, что не обладает военной подготовкой и не имеет достаточного опыта. В начале сентября 1919 года в отряд прибыл командующий партизанскими отрядами Приамурья Д.И. Бойко-Павлов и принял на себя руководство. Операция осуществлялась примерно 10-12 сентября 1919 года.

В апреле 1920 года в бою против японских интервентов под Спасском был ранен будущий писатель, автор романа «Разгром», Александр Фадеев. Лечение он проходил в полевом военном госпитале на станции Корфовская. А в 1922 году в посёлке была установлена Советская власть. Первым представителем новой власти был рабочий железной дороги Роман Сысоенко. В доме жандарма Новикова была открыта начальная школа.

Первым представителем новой власти был рабочий станции Роман Сысоенко. В 1927 г. на Корфовской была избрана сельская рада, председателем которой был Ковалев. Первая школа была открыта в доме жандарма Новикова.

Большое значение на жизнь поселка оказали женщины, они старались отвлечь молодежь от пьянок и драк. Для женщин были организованы кружки кройки и шитья. Был создан красный уголок, лидерами которого были Котловенко, Кузнецова, Барановская, Новикова.

Старожилы помнят первую депутатку поселка Быстрову, которая следила за обучением школьников, устраивала концерты, проводила экскурсии в Хабаровске. К 1924 г. на Корфовской было 6 коммунистов и 4 комсомольца, секретарем партийной ячейки был Желтун.

В 1935 г. через Корфовскую строится шоссейная дорога Хабаровск-Владивосток. В следующем году - построены водопровод и больница. В 1939-ом - сдана в эксплуатацию электростанция.

В 1936 г. был избран Сельский Совет. С 1937 г. по 1942 г. председателем Сельского Совета был Петренко, в годы войны его заменила жена.

Есть в нашем поселке памятник, который дорог нашему сердцу. (Фото. 6) Он воздвигнут в память о погибших односельчанах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. На мемориальной доске читаем: «Вечная слава героям-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны». «Доблестно жившие, смерть сокрушившие, память о Вас никогда не умрет!» - это о моих односельчанах. По первому зову Родины отправляются на фронт наши односельчане, грудью своей защищать величие Родины.

Одними из первых из ушли на фронт Плотников Я. Г., Евтин М.Н, Фурсов А.С, Сычев В.К, Сычев Н.С. Погибли на фронте учащиеся нашей школы Горючко Н.Е, Назаров Е.Ф.

Директором школы в 1941-1943 гг. был Енин М.И. В школьном архиве сохранилась книга приказов, в которой есть запись о его увольнении в связи с призывом в действующую армию. Он погиб в 1944 году.

Под Москвой сложили свои головы Смирнов Андрей Фёдорович и Набатов Михаил Макарович. Фролов Иван Александрович погиб под Сталинградом.

Гребенюк Николай Кириллович успел прислать домой с фронта только одно письмо, в котором сообщал: «Идём освобождать Старую Руссу». (Фото.7) Три года обходила стороной вражеская пуля Чепурного Прокофия Трофимовича, и только в 1944 году он погибнет в Восточной Пруссии.

В один год ушли на фронт семь братьев Ефремовых: Иван, Протас, Егор, Дмитрий, Степан, Павел, Валентин. Четверо сложили свои головы. Дмитрий - в 1942 г., Валентин и Иван - в 1943 г., Протас - в 1944 г.

Серебренникова Марина Кузьминична проводила на фронт мужа, сына и зятя. Боевой путь её мужа Павла Трофимовича – битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская огненная дуга. Вражеская пуля настигла его у стен Белграда. После тяжелого ранения скончался и зять Марины Кузьминичны. Серьёзно ранен был сын.

Погибли за родину братья Татура: Александр, Николай и Филипп. На мемориальной доске нашего обелиска есть ещё фамилии: Сиводин Д.Н, Сиводин Г.Н. и Сиводин М.Н. Все трое - братья, они тоже погибли в боях за Родину.

Сохранились воспоминания Масло Татьяны Ивановны. Она рассказывала, что в её дом несчастье заглянуло дважды. Первая печальная весть о гибели мужа Михаила Николаевича под Винницей пришла в 1943 году. Вторая пришла ко Дню Победы.

Друг сына, Михаил Халуев писал: «Не расстраивайтесь, не убивайтесь. Ваш сын Николай погиб героем. Он имел четыре правительственные награды, а мы, гвардейцы части 41457-«Е», где служил ваш сын Николай - отомстим врагу за смерть нашего друга».

Софья Андреевна Ерёмина хранила всю жизнь сорок семь красноармейских уголков своего мужа. (Прил.7) Вот скупые строки этих писем: «Когда же кончится война?.. Но всё равно победа будет за нами... Соня, ты, наверное, читаешь о наших победах под Москвой? В них и моя крошечная долька… Соня, ничего не жалейте для оборонного значения, каждая наша копейка пойдёт для быстрейшего разгрома фашизма».

Наши односельчане верили в Победу. В это трудное для страны время в посёлке на субботниках общими усилиями был построен кинотеатр с символическим названием «Победа».

Некоторые наши односельчане встретили Победу в Берлине. Среди них был и Внуков Ф.М., получивший благодарность от самого Жукова Г.К.

Начальником станции Корфовская в годы Великой Отечественной войны был Игнатенко Михаил Николаевич. (Фото.8) Работа была напряжённой. Труд железнодорожников был очень важен и приравнивался по значению к службе в армии. Законы войны диктовали жёсткие условия, приходилось работать и днём, и ночью. Лишь изредка Михаилу Николаевичу удавалось вырваться домой. За безупречный труд он награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1943 году приказом от 4 сентября 1943 г. ему было присвоено звание инженер-лейтенант движения. (Фото. 9)

Летом 1945 года Игнатенко М.Н. вместе с командиром воинской части, дислоцировавшейся у нас в посёлке, встречал высокого гостя – маршала Жукова Г. К. Объяснил главнокомандующий свой приезд тем, что приехал за своей женой, которая проходила здесь службу. Это была, конечно, легенда. В действительности маршал приехал с тайной миссией. В это время шла подготовка к операции по разгрому милитаристской Японии, а его супруга, подполковник медицинской службы, инспектировала готовность госпиталей к приёму раненых. Но об этом тогда никто из жителей не знал.

В 1948 году в посёлке появилось радио. Основными предприятиями были каменные карьеры и лесхоз. В годы пятилеток Корфовская значительно выросла и с 1954 года была переименована в рабочий посёлок.

В послевоенное время, в годы социалистического строительства и перестроечное время поселковый совет возглавляли Крамаренко Л.,Улиско В.Д., Стрельников В.Е., Зель А.Е., а сейчас - Дубков А.В.

Со временем развивались ведущие предприятия пос. Корфовского: железная дорога, каменный карьер, лесхоз, АТК-5, СУ-72, СМУ КРПС, появлялись новые - «Далькварцсамоцветы», ПМС-186. Создавались предприятия торговли, сферы обслуживания, почта, детский сад, больница, школа. В 1952 г. в поселке был открыт аптечный пункт при амбулатории. Заведующей была Лобачева В.Н. В 1961 г. открывается аптека по улице Ленина, там работала Дронова Л.Н., а в 1975 г. построено типовое помещение в пятиэтажном здании по улице Таежная 12. С 1964г до 2007 г. в этой аптеке работала заведующей Игнатенко Т.В.

Школьная библиотека стоит у истоков библиотечного обслуживания в посёлке, ей уже почти 70 лет. В 1940-1941 годах её возглавлял директор школы Енин М.И. Приказ №35 от 14. 07.1941 гласит о том, что в связи с призывом в РИК, он уволен с работы, а на должность библиотекаря назначена Шушпанова К. с окладом 150 рублей. Установлены были библиотечные дни: понедельник, среда, пятница с 12.00 до 18.00. После её ухода на фронт в сентябре 1941 года в библиотеке стала работать Сердюкова Н.С. Все библиотекари имели педагогическое образование и совмещали свою работу с преподавательской деятельностью. В 60-ые годы библиотекой заведовала жена директора школы Коваленко Владимир Георгиевич. В 1967 году в библиотеке работала Николаева Татьяна Прокофьевна, учитель английского языка, в 1970-ом – Смотрова Ольга Васильевна. После неё заведующей школьной библиотекой много лет, вплоть до 2001 года, была Грищенко Р. И.

1951 г. - официальная дата открытия библиотеки поселка Корфовский, инициатором создания которой и первым библиотекарем была Вера Трофимовна Лобачева. Первое время библиотека находилась в маленькой комнате управления каменного карьера, затем в начальной школе по улице Школьная, затем в поселке был построен кинотеатр «Победа», в нем для библиотеки сделали пристройку. В 1987г в библиотеке работала Коваль В.Я., с 1962 г. - Старчикова Зинаида Александровна.

В 1962г в поселке был сдан в эксплуатацию первый 4-х этажный жилой дом, и администрация выделила квартиру площадью 39 кв. м на первом этаже под библиотеку.

В 1969 г. на базе фонда детской библиотеки была создана библиотека для взрослых читателей со своим штатом и помещением. Заведующей новой библиотекой стала Юракова Н.И, а библиотекарем - Анохина А.А. В 1970 г. ее сменила Хлюпина Валентина Павловна, она проработала до 2003 года.

С 1985г работает в детской библиотеке Щедракова И.Я.

В 1999 году детскую и взрослую библиотеку объединили в одну - «Филиал №1 МУК КДЦ п. Корфовский». С 1980 г. библиотека находится в здании Дома культуры. Ее площадь – 260 кв. м. Фонд библиотеки насчитывает 24000 тысячи книг .Её постоянные читатели - 2000 человек. Работники библиотеки на нынешний момент: Юракова Н.И, Иванова Т. И., Щедракова И.Я.

Благодаря работе библиотекарей жители поселка познакомились с известными людьми, такими как поэт Л. Ошанин, композитор Я. Френкель, писатели П. Халов, В.Сысоев, Л. Миланич, М. Дечули, Б. Копалыгин, Н. Костюк и др. Гостями нашей библиотеки были и зарубежные гости из США и Китая.

Основным предприятием посёлка стал на сегодняшний день каменный карьер. На его благо трудилось не одно поколение людей.

Газета «Сельская новь» 13 августа 1961года отмечала честный добросовестный труд машиниста дробилки Василия Дмитриевича Улиско, старшего электрика Ивана Кирилловича Кириченко, проходчика Прокопия Владимировича Кидло. Это их заслуга, что полугодовой план в карьере был выполнен на 104%.

26 декабря 1970 года газета писала: «Если в 1965году коллектив Корфовского каменного карьера выработал 460 тыс. куб. м. щебня, то в нынешнем году его выработка достигла 860 тыс. куб. м. Переход каменного карьера на новые условия планирования и экономического стимулирования позволит коллективу предприятия вскрыть дополнительные резервы производства и на основе этого улучшить экономические показатели. В результате лишь в прошлом году труженики каменного карьера дополнительно к зарплате получили денежное вознаграждение на общую сумму в 26,9 тыс. рублей».

ДСЗ (дробильно-сортировочный завод) был оснащен современным оборудованием и работал по новой технологии. Введены в строй ремонтно-механический цех, центральная котельная, а также производственно- бытовой комбинат. В октябре и ноябре 1979 года коллектив каменного карьера добился небывалой выработки - 83 тыс. куб. м.

В годы перестройки для предприятий посёлка наступили трудные времена.

В 1998 году по решению акционеров Корфовский каменный карьер возглавил выпускник хабаровского политехнического института Дмитрий Левин. Предприятие, коллектив которого составлял 98 человек, находилось на грани банкротства. Карьер выдавал всего на-гора 18 тыс. куб. м щебня. Не было шансов выжить, однако предприятие сегодня живёт, расширяется. В карьере в настоящее время трудится более 1000 человек.

В 2007 г. «ККК» отметил сто лет. Сегодня у предприятия 200 партнёров от Урала до Сахалина. К концу 2007 года выработка щебня составила 700 тыс. куб. м. Ежегодно на 50-60 миллионов руб. закупается техника (бульдозеры, погрузчики, экскаваторы, 30-тонные белазы). Сдан в эксплуатацию 40-квартирный жилой дом. В 2006 году карьер взял на баланс котельную, 9 км теплосетей.

ОАО «Каменный карьер» занялся новым делом - выпуском кирпича. Руководство планирует выпускать за год 42 мил штук. Его стиль работы - чтобы каждый от руководителя до рабочего считал успехи и неудачи общим делом и не подводил никогда. Всей душой преданы предприятию семейные династии Плискиных, Валяевых, Быстровых, Назарчуков.

Разработана программа подготовки кадров. Готовятся нужные специалисты в ВУЗах, техникумах, училищах. А.Б. Назарчук начинал слесарем, стал мастером, начальником цеха, окончил техникум, затем институт, стал инженером и заместителем директора.

Многие выпускники МОУ СОШ п. Корфовский трудятся в карьере также хорошо, как и их отцы и деды: Кибальник И.А, Алексеев Д.Ю, Антонюк В.Г., Бакалов А.Н., Кузнецов В.П., Кулиничева Е.И., Щедраков В.Н., Быстров В.П., Прохоров В.Г, Ефремов В.И., Крючков А.В., Василенко А. А. и др.

В разные годы карьером руководили Чекалев И.И., Ткачев Л.П., Олейничук Г.Г., Чумаков Г.С., Воробьев В.В., Филимонов А.К., Зель А.Е., Быстров В.П.

Пережил все трудные времена и ПМС -186. Путевая машинная станция тоже имеет давнюю историю. Она была создана ещё по приказу Кагановича Л.П., но постоянной дислокации у неё не было.

Перевод ПМС- 186 на ст. Корфовская дал возможность создать нормальные условия для жизни работников предприятия, строилось благоустроенное жильё, затем капитально строилась и развивалась производственная база. С этого времени началось и строительство депо машин тяжёлого типа, мастерских, автогоража, линий по зашивке и расшивке рельсошпальной решетки.

Долгое время капитальный ремонт пути почти на всех операциях выполнялся вручную. После оснащения ПМС укладочным краном, работы стали вестись комплексным способом. В 1971 г. было уложено первое звено краном УК-25 (машинист Харитонов В.Н. - ныне ветеран труда, почётный железнодорожник).

До 1984 г. зашивка РШР производилась вручную, затем была освоена линия зашивки рельсошпальной решетки ЗЛХ-800.

С 1986 г. стрелочные переводы начали собирать механизированным способом. В 1993 г. был уложен первый стрелочный перевод на ж/б брусьях по ст. Корфовская. В этом же году было уложено 900 п.м. пути на ж/б шпалах ст. Хабаровск-2.

В 1997 г. - ПМС первым на ДВЖД начал осваивать укладку бесстыкового пути (перегон Хор - Кия).

В настоящее время ПМС-186 перепрофилируется в специализированный ПМС для укладки стрелочных переводов. На данном этапе развития ПМС-186 укладывает стрелочные переводы на Хабаровском, Владивостокском, Комсомольском отделениях дороги. Для экономии времени и затрат стрелочных переводов производится совместно с капитальным ремонтом пути (до 3 стрелочных переводов в одно совмещенное «окно»). В настоящее время ПМС-186 оснащен тремя кранами для укладки стрелочных переводов, 23 механизированными платформами ППК для транспортировки стрелочных переводов. За год производится смена 200 комплектов стрелочных переводов.

На предприятии сложились целые рабочие династии.

Маркин Василий Федорович работал в ПМС-186 с 1936 года по 1974 год путевым рабочим, дорожным мастером, начальником колонны. Он был одним из первых работников предприятия, имеет за добросовестный труд награды: орден Трудового Красного знамени, знак «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», медаль «Ветеран труда». В ПМС-186 работала и его дочь Мартыненко Раиса Васильевна, работает в настоящее время сын - Маркин Юрий Васильевич, наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов.

Работают и внуки: Мартыненко Сергей Николаевич, монтер пути, и Минченкова Татьяна Николаевна, маляр.

Поздняков Сергей Степанович в ПМС-186 с 1953 года. Начинал путевым рабочим, потом работал дорожным мастером, затем стал начальником колонны. Имеет награды: медаль «Ветерана труда», знак «Почётному железнодорожнику». Продолжил династию его сын. Поздняков Валерий Сергеевич - машинист передвижной электростанции. Следом пришёл на предприятие и внук - Поздняков Виталий Валерьевич. Он работает монтером пути.

В 1981 г. была создана Дальневосточная геолого-поисковая экспедиция «Далькварцсамоцветы ». Сама экспедиция базировалась в с. Красное Николаевского р-на, а база южной ГПП (Южная геолого–поисковая партия) находилась в нашем посёлке. Южная партия занималась поисками и разведкой месторождений камнесамоцветного сырья на юге ДВ, включая Приморский край, юг Хабаровского края.

За 10 лет до уничтожения геологической службы в стране в 1991-1992гг., геологами этого предприятия были найдены и изучены месторождения технического агата, ювелирного агата, родонита, хризолита, мрамора в различных районах ДВ. Но самое интересное - это нахождение благородного опала в Приморском крае. Это единственное месторождение в СССР.

В разное время южную ГПП возглавляли Бородин Н.А., Драчев Н.А., Тертерян А.С., Зайцев П.А. Главными геолагами были Нурханов В.С. и Фролов А.А.

В коллективе царила атмосфера интересной творческой работы, дружбы. До сих пор те, кто уехал, помнят п. Корфовский.

В 1993 г. было мизерное финансирование ГПП. Чтобы сохранить базу для следующих ГПП, в 1993 г. предприятие было реорганизовано в дочернее предприятие «Приамурские самоцветы». Учредителем было Государственное геолого–промышленное предприятие «Далькварцсамоцветы».

С этого периода начался новый этап налаживания ювелирного производства. В п. Корфовский изготавливали ювелирные изделия из мельхиора, а в Хабаровске была создана ювелирная мастерская. Южная ГПП постепенно вставала с колен после перестройки.

Со временем мастерская заработала статус лучшей в городе. Она изготавливала памятные знаки из золота по заказу избиркома, вручавшиеся Ишаеву В.И. при его инаугурации на пост губернатора. Кроме того, в п. Корфовский работал замечательный ювелир Удовик А.Г., который изготавливал памятные знаки по заказу администрации Хаб. Края. Он изготовил замечательные настольные приборы, которые находятся у Ишаева В.И. в г. Москве и у руководителя С. Кореи.

Предприятие с трудом работало, но всегда с прибылью. К сожалению, учредитель «Далькварцсамоцветов» в 1998 году был объявлен банкротом.

В 2004 г. управляющий «Далькварцсамоцветов» надеялся продать одно из зданий предприятия, чтобы погасить долги. Началась череда исков. Здание по улице Запарина стало собственностью Хаб. края. Там сейчас находится служба судебных приставов. Здания в п. Корфовском были снесены для получения стройматериалов.

В сентябре 2004 г. предприятие было ликвидировано. Многие после трудных исканий продолжали свой геологический путь. Не изменили своей профессии Степанов Ю.К., Мирошкин В.Н., Зотов Т.К., Нурханов В.С. и многие другие.

В 2005 году отмечало 75-летний юбилей одно из старейших предприятий посёлка – Хехцирский лесхоз. Предприятие было образовано в 1929 году. Целью его деятельности является охрана, учёт и восстановление леса в Хабаровском районе. В 1935 году лесхоз заложил питомник. В штат лесной охраны входило 28 человек, в распоряжении которых было 40 лошадей. Площадь лесов примерно составляла 98900 га.

Основное развитие лесхоза началось с 1951 года, когда впервые была получена техника. В 1960 году лесхоз стал опытной базой ДальНИИЛХа. С 2005 года лесхоз передан в ведение Агентства лесного хозяйства по Хабаровскому краю.

Первое лесоустройство проведено в 1912 году. Основа квартальной сети, заложенная в то время, сохранена и поныне. С тех пор леса устраивались многократно. Они являются наиболее изученными на Дальнем Востоке. Последнее лесоустройство выполнено в 1994 году по 1 разряду.

В составе лесхоза 4 лесничества: Лесопарковое, Мало-Хехцирское, Мало-Чиркинское и Корфовское. Лесхоз возглавляют на протяжении последних 37 лет его директор, заслуженный лесовод Российской Федерации, Шелогаев Геннадий Дмитриевич и главный лесничий Лодыгин Борис Сергеевич. В лесхозе работают опытные, высокой квалификации специалисты лесного хозяйства: Матейшин В.П. – инженер по охране и защите леса, а также лесничие Цыбуля Н.В., Гарбуза Е.В., Лепешко Т.Г., Ахтомзянова Т.Л., Шатохина О.В., Горбачева Н.П. и другие.

Особую ценность леса лесхоза представляют для лесохозяйственной науки. Здесь в натуре поставлены десятки опытов по восстановлению лесов и замене вторичных низкопродуктивных насаждений на более ценные, отрабатывались разные технологии рубок, ухода и применения экологически щадящей лесозаготовительной техники, проходили испытания образцы высокоэффективной противопожарной техники и лесопосадочных агрегатов и т.д. Многие лесные участки являются объектами демонстрации лесохозяйственной деятельности для специалистов лесного хозяйства. Особенности растительности и достижения лесхоза многократно представлялись участникам конгрессов, конференций и совещаний, проходивших на Дальнем Востоке России.

Кузницей кадров для предприятий посёлка является МОУ СОШ п. Корфовский. Уже несколько лет в школе проводится предпрофильная подготовка учащихся. Возглавляет эту работу Прошева Е.А. Она проводит занятия по профориентации, организует экскурсии на предприятия посёлка и знакомит с учебными заведениями Хабаровска.

Впервые дети нашего посёлка сели за парту в 1921 году. Занятия проходили в доме коммерсанта Лачина. (Фото. 10)

В 1922 году в посёлке была уже начальная школа. Разместили её в бывшем доме жандарма Новикова. Современное здание школы было построено в 1960 году, в котором до сих пор занимаются учащиеся с 1 по 11 классы.

Директор МОУ СОШ п. Корфовский - Полякова Л.Н. Заместители: по УВР - Бондарь О.В., по ВР - Остапенко Е.Г. Они являются выпускницами нашей школы. Всего учителей-выпускников Корфовской школы – 14 человек. Это треть педколлектива. Высшую категорию имеют 6 человек, первую – 14, вторую – 6 педагогов. 8 учителей являются отличниками просвещения.

В МОУ СОШ обучаются 374 человека: в I ступени - 141 человек (ДО «Солнышко»), II ступень - 198 человек (ДО « Берёзка), III ступень - 35 человек (ДО «Юность»).

Гордостью школы являются наши медалисты: золотые - Лобанова Ирина, Борисова Ирина, Моторина Екатерина и Шелогаева Ольга и серебряные - Шелогаева Елена, Стручева Наталья, Денисюк Михаил, Масло Елена, Лыкова Наталья, Ефремова Елена, Лобанов Дмитрий, Урусова Татьяна, Полякова Дарья, Назарчук Марина. Оленченко Александр, Сухинин Сергей, Крылов Алексей, Гетова Евгения, Поляков Матвей и Реснянская Анна.

Учащиеся нашей школы интересуются прошлым посёлка, а ребята из кружка «Поиск» собирают материалы о предприятиях и людях, которые делают свой вклад в историю сегодня. Их исследовательские работы представлены на районных и краевых конкурсах и конференциях.

Наши юнкоры тоже вносят свою лепту, создавая своеобразную летопись жизни школы и посёлка в газетах «Переменка» и «Юный патриот», главным редактором которых является заведующая библиотекой Полякова Г.А. Она с ребятами из ДО «Юнкор» и «Печатник» размещает новости и исторические материалы на школьном сайте.

В своих творческих работах учащиеся восхищаются славным прошлым родного посёлка, преклоняются перед людьми, которые обустраивали эту землю в течение целого столетия.

Но всё же более того, горжусь я земляками.

Здесь люди сильные и добрые живут.

Сама природа закаляла их веками,

Их след великий годы не сотрут.

- пишет в своём стихотворении девятиклассница Дегтярёва Инна.

А пятиклассник Баврин Виталий в школьной газете говорит: «Нужно знать и преумножать свою историю. Тогда наша история будет богатой и интересной». 

В разное время в нашем посёлке побывало много знаменитых людей. Они все были очарованы красотой здешних мест и душевной теплотой наших односельчан. Известная актриса Светлана Тома в одной из хабаровских газет делится своими впечатлениями: «Поразил такой момент: в сериале, в котором я играю, один из героев – барон Корф. И вдруг я приезжаю в посёлок Корфовский, где в Доме культуры висит огромный портрет генерал-губернатора Корфа. Наверное, не зря я сюда приехала, потому что ничего бессмысленного в этой жизни нет. В зале было много детей. Но они задавали такие взрослые вопросы. И после выступления я осталась пообщаться с ними. Ребята невероятно раскрепощённые, умные, талантливые. Потрясающие девчонки читали мне свои стихи, посвящённые Дню Победы. И это сегодня, когда растёт поколение, которое имеет слабое понятие о войне 1941-45 годов! Эти стихи я увожу с собой, их можно читать в детских аудиториях и рассказывать, какие замечательные дети живут в Корфовском».