Обращение Президента ОКМО С. Киричука

16.03.2015
16.03.2015
Новости ОКМО

Позицию по вовлечению граждан в МСУ Президент Российской Федерации Владимир Путин выражал в своем Послании 2013 года и под­твердил в послании 2014-го: «Чем активнее граждане участвуют в обу­стройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономи­чески, так и политически, тем выше потенциал России... Каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечен в реализа­цию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалите­тов. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмос­фере сотрудничества и доверия, — это гарантия достижения успеха».

Эта позиция была усилена в выступлении главы государства на Граж­данском форуме, который прошел в январе 2015 года и когда на все уровни власти была возложена обязанность создать максимально ком­фортные условия для работы социально ориентированных НКО, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал и свои инициати­вы по оказанию помощи и поддержки населению в различных социально значимых сферах.

Сегодня в условиях бюджетной и экономической нестабильности при­влечение активных граждан к служению на благо общества и содействие росту гражданской активности перестает восприниматься как модная тема и благие пожелания, это становится условием сохранения единства уп­равления и благоприятного социального климата в нашей стране. Одно из направлений этой работы — укрепление территориального обще­ственного самоуправления. В конце 2014 года эта тема рассматривалась на заседании Совета при Председателе Совета Федерации, которому предшествовала дискуссия о совершенствовании законодательного  регулирования института ТОС.

Число активных граждан сегодня уже велико, и оно будет расти.  Высок спрос на конструктивную гражданскую активность среди представителей органов МСУ. Но зачастую граждане не умеют работать в контакте с властью, а представители власти не умеют применять на практике нормы нашего обширного законодательства, регулирующего общественную деятельность. Поэтому в рамках работы по созданию «Электронного муниципального сетевого университета» Конгресс готовил дистанционный курс по вопросам создания и регулирования деятельности ТОС. Сейчас в партнерстве с рядом государственных университетов мы разрабатываем пилотный проект по организации электронного обучения общественников и муниципальных служащих в масштабах не только этих регионов, но и всей страны. Уже весной 2015 года пройдет первый набор слушателей на этот курс.

С 2015 года в полном объеме приступает к работе Евразийский экономический союз. Конгресс должен включиться и в эту работу. Прежде всего это должно найти выражение в активизации участия региональных советов муниципальных образований в социально-экономическом развитии как муниципалитетов, так и субъектов Федерации. Надо проводить собственные исследования социально-экономических потенциалов муниципальных образований вплоть до поселений, как это делает СМО Тюменской области. Надо участвовать в формировании кадровых резервов для нужд системы публичного управления и для нужд экономики — по такому пути пошел СМО Ульяновской области, создавший при Ульяновском государственном университете кафедру государственного и муниципального управления с привлечением к преподаванию практиков государственного и  муниципального управления. Надо инициировать конкурсы для  муниципалитетов по достигнутым социально-экономическим показателям, это делает СМО Республики Татарстан. Надо участвовать в проведении выставок и ярмарок муниципальной и региональной продукции, ярмарок муниципальных инвестиционных проектов. Надо активно  поддерживать участие населения в местном самоуправление и распространять лучшие практики взаимодействия органов МСУ с населением. У советов муниципальных образований есть много хороших проектов, которыми они содействуют социально-экономическому развитию в своих регионах. Взаимодействие с коллегами Конгресса и Евразийского экономического союза позволит вывести какие-то из этих проектов на межрегиональный, а то и международ­ный уровень.

Но прежде чем выходить на международный уровень, нам (я имею в виду всех представителей межмуниципального сотрудничества) надо четко и ясно ответить на вопрос: чем является ОКМО для муниципаль­ного сообщества России: единымобщероссийским объединением му­ниципалитетов или же одним из межмуниципальных объединений?

Первый Конгресс муниципальных образований, просуществовав­ший с 1998 по 2006 год, так и не сумел решить этот вопрос. Входившие в его состав различные межмуниципальные объединения и их руково­дители не сумели отказаться от своих амбиций и договориться об об­щих правилах игры. Опытнейшие, образованные и наделенные нема­лыми управленческими талантами люди попросту не смогли поделить места за общим столом. В ожесточенной борьбе за кресла, ради кото­рой была забыта изначальная генеральная цель — совместными усили­ями развивать местное самоуправление, — и погиб первый Конгресс. Сейчас, когда экономические санкции против нашей страны отрица­тельно сказываются на состоянии бюджетов всех уровней, когда возни­кают большие сложности как на внешнем, так и на внутреннем рынках, когда руководители страны призывают к мобилизации и консолидации усилий ради социально-экономического роста, вопрос определения и соб­людения всеми межмуниципальными организациями общероссийского масштаба единых целей и принципов встает с новой остротой. Видимо, Конгрессу надлежит выступить с инициативой о проведении совеща­ния с участием руководителей всех организаций межмуниципального сотрудничества с целью выработки мер по усилению взаимодействия муниципального сообщества страны с государством. На этом совеща­нии должны быть зафиксированы проблемы, которые равным образом важны для всех, и предложены варианты их совместного решения, а также и принципы взаимодействия разных организаций межмуници­пального сотрудничества друг с другом. Скорее всего, это потребует организации цикла совещаний и переговоров, но чем дольше мы будем откладывать решение данного вопроса, тем меньше у муниципального сообщества останется шансов на выработку и представление государ­ству единой и четкой муниципальной позиции. Предположительно, мы займемся организацией таких совещаний после проведения Общего собрания ОКМО.

Начало 2015 года принесло муниципальному сообществу не только новые задачи, но и долгожданные решения. Я говорю о создании в фе­деральном законодательстве условий для четкого определения высше­го должностного лица муниципального образования. Принят очень важ­ный закон от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон направлен на повышение статуса главы муниципального образования, можно даже говорить о возвращении «сильных» мэров в систему управления  территориями. В 1990-х годах в крупных городах и муниципальных районах была распространена модель «три в одном», когда глава муниципалитета избирался населением на прямых выборах, а потом возглавлял и местную администрацию, и представительный орган, то есть являлся единоначальным руководителем муниципального образования. Эту модель многие эксперты считают оптимальной, поскольку главы тех времен добивались больших успехов в решении вопросов содержания и развития своих муниципалитетов.

Когда в законодательстве появилась возможность для распространения модели с «сити-менеджером», эксперты подвергли эту новеллу резкой критике, предсказывая высокую конфликтность «двуглавой» модели. При том что данная модель также хорошо себя зарекомендовала многих муниципалитетах, следует с сожалением признать, что на практике конфликты между двумя главами происходят довольно часто. Оказалось, что очень сложно оптимально разграничить полномочия руководителей представительной и исполнительной властей в муниципальных уставах, а сам нормотворческий муниципальный процесс во много подвержен сиюминутной политической конъюнктуре. Это повлекло за собой много неприятных последствий, и прежде всего страдали жители, которые не понимали, как и с помощью кого они могут решать свои вопросы. Скажем, жители и контрольно-надзорные органы уверены, что глава муниципального образования (председатель представительного органа) должен отвечать за все вопросы на территории, но фактически у него нет реальных рычагов оперативного влияния на состояние дел.

Практика также показала, что неправильным образом настроенная «двуглавая» модель существенно затрудняет взаимоотношения местных властей с инвесторами. Предприниматель не может понять, почему по одному вопросу в рамках проекта надо идти к председателю представительного органа, а по другому в рамках того же проекта — к главе администрации. Еще меньше он желает участвовать в борьбе, которая порой возникает между этими двумя муниципальными чиновниками за первенство. Бизнесу удобно договариваться о проекте с одним чиновником, который будет наделен достаточным объемом компетенций, чтобы гарантировать соблюдение всех договоренностей. Отчасти поэтому предприниматели стремятся все вопросы решать сразу через губернаторов, которые по закону являются высшими должное лицами в своих субъектах Федерации. Но мы понимаем, что у губернаторов физически не хватает времени решать вопросы по всем р проектам муниципального масштаба, а сейчас в стране остро нужны именно такие проекты, которые будут работать на занятость и развитие муниципалитетов и помогут сохранить население на территориях. На­зрела необходимость указать и населению, и бизнесу, и контрольно-надзорным органам на того, кто в муниципалитете представляет собой высшую властную инстанцию — кто принимает окончательные реше­ния и персонально отвечает за них.

Было решено предоставить право определения высшего муници­пального должностного лица региональным законодателям. Это может быть и избранный на прямых выборах глава муниципального образова­ния, и избранный муниципальными депутатами из своего состава пред­седатель представительного органа, и глава местной администрации, принятый на работу по контракту. Подчеркиваю, что мы вовсе не стре­мимся к тому, чтобы назначенные на должность «сити-менеджеры» повсеместно стали высшими должностными лицами в муниципалите­тах. Этот законопроект принимается в продолжение политики повы­шения роли региональных законодателей в регулировании местного самоуправления на территориях субъектов Федерации, действующих исходя из стоящих перед регионом задач. Регионы получают законода­тельную возможность для открытого и прозрачного формирования своих управленческих команд.

Обращаю внимание: тот, кого региональным законом назначили высшим должностным лицом в муниципалитете, получает колоссаль­ную ответственность. Он уже не может ссылаться на отсутствие денег в бюджете или на нехватку кадров. Он обязан обеспечить выполнение всех муниципальных полномочий, возложенных на органы МСУ этого муниципального образования.Слова «не могу» и тем более «не умею» вообще исключаются из лексикона высшего должностного лица муни­ципалитета. Я думаю, что у многих действующих муниципальных руко­водителей есть большой нереализованный управленческий потенциал, что они реально могут нести столь большую ответственность. Нормами федерального закона энергия этих людей высвобождается от пут, нало­женных правовой неразберихой в определении высшего должностно­го лица в муниципалитете.

В повестке дня федеральных законодателей остается еще много нерешенных вопросов, о которых говорят нам представители орга­нов местного самоуправления и гражданского общества. Уверен, что, объединив усилия на площадке Конгресса, в межмуниципальном и муниципально-государственном сотрудничестве и диалоге, построенном на взаимопонимании и взаимоуважении, мы сможем найти взвешен­ные решения, которые приведут наши муниципалитеты и наши регио­ны к процветанию, а наше население — к лучшему качеству жизни.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"