Начиная с лета 2014 года Советом муниципальных образований Чеченской Республики осуществляется социальный проект «Муниципальный депутат». Согласно представленным СМО материалам, основной особенностью проекта является комплексный подход к проблеме повышения эффективности взаимодействия депутатов представительных органов МСУ и жителей соответствующих муниципальных образований. При разработке проекта в качестве основной цели была выбрана активизация депутатской деятельности на местах, посредством которой планируется обеспечить реальное приближение публичной власти к гражданам. Основными механизмами реализации проекта являются, во-первых, закрепление за каждым из 2618 муниципальных депутатов территории, за взаимодействие с жителями которой он персонально отвечает, во-вторых, обеспечение материально-технической базы для налаживания коммуникации между народными избранниками и гражданами, в-третьих, информационная поддержка проекта.
Материальной основой проекта стала специально разработанная карта-схема республики с разбивкой территорий муниципальных образований на зоны ответственности, закрепленные за депутатами. Для усиления связи между обществом и местной властью и повышения гражданской активности к реализации проекта привлекаются инициативные жители, служители культовых учреждений, молодежь, а также представители малого и среднего бизнеса. Большое значение уделяется информационной составляющей проекта: планируется, что электронная база зон ответственности будет размещена на сайте СМО, а в административных зданиях и местах, массово посещаемых гражданами, будут установлены информационные щиты.
Кроме того, СМО Чеченской Республики была проведена серьезная работа по представлению проекта на общероссийском уровне, он обращался к коллегам из других регионов России с призывом поделиться своими предложениями и замечаниями в отношении своего начинания (еще на этапе разработки проект получил положительную оценку Общероссийского Конгресса муниципальных образований), наконец, предложил организовать заочное обсуждение региональными советами муниципальных образований возможности его реализации в других субъектах Российской Федерации. В течение месяца исполнительной дирекцией ОКМО были собраны отзывы советов муниципальных образований одиннадцати субъектов Российской Федерации.
Во всех полученных отзывах проект оценивается положительно, Так, СМО Республики Татарстан пишет в своем письме о том, что суть проекта заключается в модернизации местного самоуправления в регионе для решения проблем по повышению доступности местной власти для населения. Основополагающим моментом проекта можно считать активизацию депутатской деятельности на местах, достижение общественной узнаваемости муниципального депутата, повышение степени доверия электората. К положительным моментам можно также отнести решение в рамках проекта таких задач, как проведение анализа реального состояния социального положения населения на местах, приближение института местного самоуправления к населению и тем самым повышение авторитета муниципальных депутатов (например, уменьшение количества обращений жителей во всевозможные инстанции в связи с непосредственными обращениями к народным избранникам). На основании изложенного можно полагать, что проект «Муниципальный депутат» является своевременным и актуальным, а его реализация в масштабах страны повысит доступность местной власти населению.
СМО Курганской области считает «проект в полной мере отвечающим требованиям времени, способствующим повышению доступности местной власти для населения и эффективности осуществления депутатских полномочий на местах». В свою очередь, СМО Ростовской области сообщает, что муниципальными образованиями области с большим вниманием рассмотрен социальный проект «Муниципальный депутат», в целом отмечалась его актуальность и важность прямых контактов муниципальных депутатов с населением в ежедневном режиме, что помогает оперативно решать насущные проблемы территорий. Многими муниципалитетами выражалось мнение, что реализация проекта позволит приблизить местную власть к населению и тем самым повысит авторитет муниципальных депутатов.
Также предлагалось в рамках реализации проекта особое внимание уделить всестороннему освещению деятельности народных избранников в средствах массовой информации и Интернете, что привлечет большее количество активных и неравнодушных к проблемам своих муниципальных образований граждан и позволит в полной мере реализовать важнейшие принцип гласности и открытости института местного самоуправления.
СМО Чукотского автономного округа:
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что целью осуществления местного самоуправления является решение вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования. Данная цель требует работы в постоянном контакте с жителями, широкого информирования населения о деятельности муниципальных властей. В том числе одной из основных форм обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления является проведение регулярных встреч выборных лиц местного самоуправления и иных лиц, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, с жителями муниципального образования.
Учитывая изложенное, считаем, что реализация социального проекта «Муниципальный депутат» в субъектах Российской Федерации направлена на содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия представительного органа местного самоуправления со структурами гражданского общества...
По мнению большинства принявших участие в опросе советов муниципальных образований, опыт СМО Чеченской Республики может быть в той или иной степени применен и в других регионах России.
В частности, СМО Вологодской области отмечает, что реализация подобного проекта в нашем субъекте могла бы эффективно дополнить институт старост путем более активного вовлечения законодательной ветви в процесс работы с населением, повышения доступности местной власти для жителей.
Вместе с тем реализация подобного проекта централизованно будет трактоваться как неотъемлемая часть муниципальной реформы, проводимой в Вологодской области, как часть государственной политики. В связи с этим СМО не имеет полномочий, возможности и ресурсов для применения этого инструмента повсеместно. Представляется целесообразным идти по пути, которым внедрялся институт старост, — через широкое общественное обсуждение, в том числе на площадках правительства и законодательного собрания области, с последующим закреплением региональным нормативным правовым актом. В связи с этим проект «Муниципальный депутат» 5 мая 2015 года направлен для рассмотрения в департамент внутренней политики и комитет по местному самоуправлению с положительной рецензией СМО.
В свою очередь, СМО Республики Башкортостан отметил для себя предложение выделять на официальных сайтах муниципальных образований схемы зон ответственности муниципальных депутатов с размещением фотографии и номера мобильного телефона депутата. По мнению Совета, такая практика «будет действенной и полезной для населения, послужит активизации и совершенствованию работы народных избранников, а также повышению статуса муниципального депутата, и мы, соответственно, будем широко распространять данный опыт и среди муниципальных образований республики».
Помимо оценки опыта реализации проекта «Муниципальный депутат» многие советы муниципальных образований также поделились своими наработками в части приближения местной власти к населению.
СМО Республики Башкортостан
На сегодняшний день на всех сайтах муниципальных образований в разделах, посвященных представительному органу (совету), размещена информация о муниципальных депутатах, график приема граждан, в ряде муниципалитетов имеются и фотографии с номерами контактных телефонов депутатов, а также отчеты депутатов о своей деятельности.
В качестве примера можно привести сайты Баймакского (www.baimak.nj Иглинского (www.iglino.ru/sovet.php), Туймазинского (www.tuimazirb.ri sovet), Ермекеевского (www.ermekeevo-rb.ru), Илишевского (www.ilesh.nj Бураевского (http://buraevo.ru) районов, сельского поселения Раевсю сельсовет Алынеевского района (http://spraevsky.ru/sovet/deputaty).
В некоторых муниципальных образованиях республики имеется практика проведения районных дней депутата. К примеру, в Нуримановском районе республики это мероприятие проводится районным советом и собирает вместе депутатов различных уровней. Приглашаются к участию и ответственные работники администрации района, главы сельских поселений, директора школ, представители молодежных и общественных организаций, специалисты отдела образования, учителя и учащиеся старших классов. Программа мероприятий всегда разнообразна, включает в себя и классные часы, на которых присутствуют депутаты и обсуждают с учащимися актуальные темы — к примеру, «Я выбираю здоровье!», «Пьянство — это добровольное сумасшествие». На пленарной части мероприятия участники обсуждают наиболее злободневные проблемы, волнующие муниципалитеты. Проведение дней депутатов способствует сплочению депутатского корпуса и укреплению его взаимодействия с сельскими и районной администрациями при решении общих задач.
Во всех представительных органах муниципальных образований республики практикуется заслушивание отчетов о проводимой депутатами в избирательных округах работе с населением. Так, в Альшеевском районе применяется практика проведения выездных заседаний совета района с привлечением к участию представителей общественности, населения территорий, старо деревень, на которых решаются первоочередные проблемы.
В городском округе город Кумертау (http://sovetkumertau.ru), прекрасно понимая, что в «депутатских приемных» не решить всех насущных проблем жителей, депутатами в течение недели проводятся встречи с населением своих избирательных округов во дворах многоквартирных домов.
СМО Красноярского края
В большинстве муниципальных районов Красноярского края существует практика приближения местной власти к населению — проведение на peгулярной основе съездов депутатов сельских и районных советов депутатов на одной площадке. На съезды приглашаются руководители муниципальных, общественных, некоммерческих организаций, члены местных обшественных палат, ТОСы, ЖКХ, представители органов краевой государственной власти, предприниматели и т. д. На съездах депутаты представляют отчет о проделанной работе, в рамках дискуссионных площадок и круглых столов с привлечением экспертного сообщества проходит обмен мнениями по решению вопросов местного значения. К съездам готовится большой объем информационных материалов для населения о деятельности депутатов.
СМО Курской области
Аналогичная работа проводится депутатами представительных органов муниципальных образований нашей области. Каждый избирательный округ, по своей сути, и является тем участком, на котором депутат владеет ситуацией, знает о вопросах, волнующих местных жителей, и решает их.
Депутаты представительных органов муниципальных образований совместно с главами муниципальных образований по утвержденному графику проводят личные встречи с населением, сходы граждан, публичные слушания по решению вопросов местного значения. Насущные вопросы, поступившие от жителей каждого из избирательных округов, обобщаются и выносятся на заседание представительного собрания районного уровня, в котором в обязательном порядке принимает участие глава района и прокурор.
Наряду с этим органы МСУ высказывают озадаченность тем, что на законодательном уровне не закреплен статус депутата представительного органа. В данный момент депутаты являются, по сути дела, бесправными представителями населения своего избирательного округа и, к сожалению, не могут достойно представлять интересы своих избирателей из-за отсутствия финансовых средств (законодательством не предусмотрена возможность формирования депутатского фонда на местном уровне).
СМО Москвы
С середины 2012 года в столице проводится муниципальная реформа, целью которой является передача депутатам дополнительных полномочий и ресурсов, позволяющих решать местные проблемы так, как хотят сами жители. В сфере благоустройства советы депутатов получили право согласовывать внесенные главой управы района ежегодные адресные перечни дворовых территорий для проведения работ по их благоустройству, а также адресные перечни многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. За каждым объектом закрепляется депутат, который представляет интересы местных жителей и на основании их мнения принимает соответствующие решения. Он участвует в комиссиях по открытию запланированных работ, контролирует ход их проведения. Соответствующие работы не могут быть приняты без подписи муниципального депутата.
Другим важным полномочием, которое получили местные депутаты Москвы, является ежегодное заслушивание на заседаниях советов депутатов отчетов глав управ и информации руководителей городских организаций: поликлиник, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров социального обслуживания населения, государственных бюджетных учреждений «Жилищник», инженерных служб районов. Заслушивание отчетов проходит в открытом формате с привлечением жителей, общественных организаций, местных средств массовой информации. Таким образом, повышается активность москвичей и их информированность о состоянии дел в своем районе. За десять дней перед назначенным заседанием совет депутатов может направить главе управы вопросы, на которые тот обязан ответить. В случае, если половина и более муниципальных депутатов района недовольны результатами его работы, они могут выразить недоверие. Решение совета депутатов о выражении недоверия главе управы района направляется мэру Москвы. Подобная практика введена в столице впервые, она позволяет москвичам посредством деятельности муниципальных депутатов влиять на органы исполнительной власти, повышая эффективность их работы и ответственность перед жителями.
Деятельность органов МСУ в столице основана на принципах доступности и открытости населению. На заседаниях советов депутатов обязательно проводится аудиовидеозапись с прямой трансляцией в сети Интернет или последующим ее размещением на официальных сайтах муниципальных образований (такой порядок установлен законом города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»). Благодаря этому независимо от того, в каком районе города проживает москвич, он имеет возможность отслеживать принятие любых решений на местном уровне во всей столице.
Для решения вопросов городского и районного значения москвичи активно принимают участие в проекте «Активный гражданин», который представляет собой мобильное приложение, где каждый желающий посредством голосования может выразить свое мнение по интересующей теме. Они касаются благоустройства, транспортных проблем, культурной и спортивной жизни столицы, способов получения государственных услуг и др. За год существования системы электронных референдумов в ней зарегистрировалось более миллиона москвичей. Это говорит о востребованности и необходимости данного проекта для горожан. Муниципальные депутаты активно популяризируют его среди жителей. С помощью приложения «Активный гражданин» успешно решаются многие вопросы районного и городского быта.
Помимо участия в электронном референдуме муниципальные депутаты столицы активно пользуются сетью Интернет, у многих есть личные аккаунты в популярных социальных сетях, они используют виртуальные страницы для освещения своей депутатской деятельности, общения с жителями и коллегами. Совет муниципальных образований считает необходимым применение интернет-технологий в работе народных избранников, в связи с чем с января 2015 года проводятся семинары по обучению руководителей органов МСУ и муниципальных депутатов виртуальным формам взаимодействия с населением. Занятия помогают выстроить стратегию присутствия в социальных сетях и на электронных тематических площадках (форумы муниципальных образований, местных сообществ, средств массовой информации), освоить успешное ведение блогов. Основные цели такой работы для муниципальных депутатов — оперативное освещение важных событий и новостей районного и городского масштаба, формирование активной сообщества жителей своего избирательного округа, привлечение внимание к проблемным вопросам и их решению.
Совет муниципальных образований осуществляет на своем официальном сайте прямую видеотрансляцию заседаний президиума и рабочих груш СМО, производится текстовая трансляция в режиме реального времени в социальной сети Twitter. На площадке Facebook, как и на oфициaльнoм сайте, размещаются анонсы мероприятий, пресс-релизы и новости СМО.
Совет заинтересован в повышении доступности местной власти для населения, поэтому на официальном сайте СМО создана интерактивная карта внутригородских муниципальных образований столицы. При указании конкретного адреса она позволяет определить избирательный округ, к которому он относится, а также адреса соответствующих органов местного самоуправления, состав совета депутатов, полезные контакты.
Также на сайте размещена краткая информация о каждом муниципальном депутате столицы: фотография, сведения о дате рождения, местах регистрации и фактического проживания, образовании, месте работы, партийной принадлежности и др.
СМО Чукотского автономного округа
В городском округе Анадырь формами работы депутатов с избирателями являются изучение и рассмотрение обращений избирателей и подготовка ответов на них; проведение встреч с избирателями; личный прием избирателей. Личный прием избирателей проводится депутатами в соответствии с утвержденным графиком еженедельно в помещении совета депутатов. График приема размещается на информационном стенде совета депутатов, где дополнительно размещена общая информация о депутатах.
В целях обеспечения учета общественного мнения при совете депутатов городского округа Анадырь сформирован общественный совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности горожан и коллегиально вырабатываются рекомендации по общественно значимым вопросам. Данная форма работы способствует развитию гражданского контроля и повышает гражданскую активность граждан.