Депутаты идут в массы

16.07.2015
16.07.2015
Новости ОКМО

Начиная с лета 2014 года Советом муниципальных образований Чеченс­кой Республики осуществляется социальный проект «Муниципальный де­путат». Согласно представленным СМО материалам, основной особенно­стью проекта является комплексный подход к проблеме повышения эффективности взаимодействия депутатов представительных органов МСУ и жителей соответствующих муниципальных образований. При разработ­ке проекта в качестве основной цели была выбрана активизация депутат­ской деятельности на местах, посредством которой планируется обеспе­чить реальное приближение публичной власти к гражданам. Основными механизмами реализации проекта являются, во-первых, закрепление за каждым из 2618 муниципальных депутатов территории, за взаимодействие с жителями которой он персонально отвечает, во-вторых, обеспечение материально-технической базы для налаживания коммуникации между народными избранниками и гражданами, в-третьих, информационная под­держка проекта.

Материальной основой проекта стала специально разработанная карта-схема республики с разбивкой территорий муниципальных образований на зоны ответственности, закрепленные за депутатами. Для усиления связи между обществом и местной властью и повышения гражданской активно­сти к реализации проекта привлекаются инициативные жители, служители культовых учреждений, молодежь, а также представители малого и средне­го бизнеса. Большое значение уделяется информационной составляющей проекта: планируется, что электронная база зон ответственности будет раз­мещена на сайте СМО, а в административных зданиях и местах, массово посещаемых гражданами, будут установлены информационные щиты.

Кроме того, СМО Чеченской Республики была проведена серьезная ра­бота по представлению проекта на общероссийском уровне, он обращался к коллегам из других регионов России с призывом поделиться своими пред­ложениями и замечаниями в отношении своего начинания (еще на этапе разработки проект получил положительную оценку Общероссийского Кон­гресса муниципальных образований), наконец, предложил организовать заочное обсуждение региональными советами муниципальных образований возможности его реализации в других субъектах Российской Федерации. В течение месяца исполнительной дирекцией ОКМО были собраны от­зывы советов муниципальных образований одиннадцати субъектов Рос­сийской Федерации.

Во всех полученных отзывах проект оценивается положительно, Так, СМО Республики Татарстан пишет в своем письме о том, что суть проекта заключается в модернизации местного самоуправления в реги­оне для решения проблем по повышению доступности местной власти для населения. Основополагающим моментом проекта можно считать активи­зацию депутатской деятельности на местах, достижение общественной уз­наваемости муниципального депутата, повышение степени доверия электо­рата. К положительным моментам можно также отнести решение в рамках проекта таких задач, как проведение анализа реального состояния социаль­ного положения населения на местах, приближение института местного самоуправления к населению и тем самым повышение авторитета муници­пальных депутатов (например, уменьшение количества обращений жите­лей во всевозможные инстанции в связи с непосредственными обращени­ями к народным избранникам). На основании изложенного можно полагать, что проект «Муниципальный депутат» является своевременным и актуаль­ным, а его реализация в масштабах страны повысит доступность местной власти населению.

СМО Курганской области считает «проект в полной мере отвечаю­щим требованиям времени, способствующим повышению доступности местной власти для населения и эффективности осуществления депу­татских полномочий на местах». В свою очередь, СМО Ростовской об­ласти сообщает, что муниципальными образованиями области с большим вниманием рассмот­рен социальный проект «Муниципальный депутат», в целом отмечалась его актуальность и важность прямых контактов муниципальных депута­тов с населением в ежедневном режиме, что помогает оперативно ре­шать насущные проблемы территорий. Многими муниципалитетами вы­ражалось мнение, что реализация проекта позволит приблизить местную власть к населению и тем самым повысит авторитет муниципальных депутатов.

Также предлагалось в рамках реализации проекта особое внимание уде­лить всестороннему освещению деятельности народных избранников в сред­ствах массовой информации и Интернете, что привлечет большее количе­ство активных и неравнодушных к проблемам своих муниципальных образований граждан и позволит в полной мере реализовать важнейшие принцип гласности и открытости института местного самоуправления.

СМО Чукотского автономного округа:

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации» определено, что целью осуществления местного самоуправления является решение вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей му­ниципального образования. Данная цель требует работы в постоянном кон­такте с жителями, широкого информирования населения о деятельности муниципальных властей. В том числе одной из основных форм обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления является прове­дение регулярных встреч выборных лиц местного самоуправления и иных лиц, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов мест­ного значения, с жителями муниципального образования.

Учитывая изложенное, считаем, что реализация социального проекта «Муниципальный депутат» в субъектах Российской Федерации направле­на на содействие правовому просвещению населения путем активного вза­имодействия представительного органа местного самоуправления со струк­турами гражданского общества...

По мнению большинства принявших участие в опросе советов му­ниципальных образований, опыт СМО Чеченской Республики может быть в той или иной степени применен и в других регионах России.

В частности, СМО Вологодской области отмечает, что реализация подобного проекта в нашем субъекте могла бы эффективно до­полнить институт старост путем более активного вовлечения законодатель­ной ветви в процесс работы с населением, повышения доступности мест­ной власти для жителей.

Вместе с тем реализация подобного проекта централизованно будет трак­товаться как неотъемлемая часть муниципальной реформы, проводимой в Во­логодской области, как часть государственной политики. В связи с этим СМО не имеет полномочий, возможности и ресурсов для применения этого инструмента повсеместно. Представляется целесообразным идти по пути, которым внедрялся институт старост, — через широкое общественное обсуж­дение, в том числе на площадках правительства и законодательного собрания области, с последующим закреплением региональным нормативным право­вым актом. В связи с этим проект «Муниципальный депутат» 5 мая 2015 года направлен для рассмотрения в департамент внутренней политики и комитет по местному самоуправлению с положительной рецензией СМО.

В свою очередь, СМО Республики Башкортостан отметил для себя предложение выделять на официальных сайтах муниципальных обра­зований схемы зон ответственности муниципальных депутатов с раз­мещением фотографии и номера мобильного телефона депутата. По мнению Совета, такая практика «будет действенной и полезной для населения, послужит активизации и совершенствованию работы на­родных избранников, а также повышению статуса муниципального депутата, и мы, соответственно, будем широко распространять данный опыт и среди муниципальных образований республики».

Помимо оценки опыта реализации проекта «Муниципальный депутат» многие советы муниципальных образований также поделились своими наработками в части приближения местной власти к населению.

СМО Республики Башкортостан

На сегодняшний день на всех сайтах муниципальных образований в разделах, посвященных представительному органу (совету), размещена информация о муниципальных депутатах, график приема граждан, в ряде муниципалитетов имеются и фотографии с номерами контактных телефонов депутатов, а также отчеты депутатов о своей деятельности.

В качестве примера можно привести сайты Баймакского (www.baimak.nj Иглинского (www.iglino.ru/sovet.php), Туймазинского (www.tuimazirb.ri sovet), Ермекеевского (www.ermekeevo-rb.ru), Илишевского (www.ilesh.nj Бураевского (http://buraevo.ru) районов, сельского поселения Раевсю сельсовет Алынеевского района (http://spraevsky.ru/sovet/deputaty).

В некоторых муниципальных образованиях республики имеется практика проведения районных дней депутата. К примеру, в Нуримановском районе республики это мероприятие проводится районным советом и собирает вместе депутатов различных уровней. Приглашаются к участию и ответственные работники администрации района, главы сельских поселений, директора школ, представители молодежных и общественных организаций, специалисты отдела образования, учителя и учащиеся старших классов.  Программа мероприятий всегда разнообразна, включает в себя и классные часы, на которых присутствуют депутаты и обсуждают с учащимися актуальные темы — к примеру, «Я выбираю здоровье!», «Пьянство — это добровольное сумасшествие». На пленарной части мероприятия участники обсуждают наиболее злободневные проблемы, волнующие муниципалитеты. Проведение дней депутатов способствует сплочению депутатского корпуса и укреплению его взаимодействия с сельскими и районной администрациями при решении общих задач.

Во всех представительных органах муниципальных образований республики практикуется заслушивание отчетов о проводимой депутатами в избирательных округах работе с населением. Так, в Альшеевском районе применяется практика проведения выездных заседаний совета района с привлечением к участию представителей общественности, населения территорий, старо деревень, на которых решаются первоочередные проблемы.

В городском округе город Кумертау (http://sovetkumertau.ru), прекрасно понимая, что в «депутатских приемных» не решить всех насущных проблем жителей, депутатами в течение недели проводятся встречи с населением своих избирательных округов во дворах многоквартирных домов.

СМО Красноярского края

В большинстве муниципальных районов Красноярского края существует практика приближения местной власти к населению — проведение на peгулярной основе съездов депутатов сельских и районных советов депутатов на одной площадке. На съезды приглашаются руководители муниципальных, общественных, некоммерческих организаций, члены местных обшественных палат, ТОСы, ЖКХ, представители органов краевой государственной власти, предприниматели и т. д. На съездах депутаты представляют отчет о проделанной работе, в рамках дискуссионных площадок и круглых столов с привлечением экспертного сообщества проходит обмен мнениями по решению вопросов местного значения. К съездам готовится большой объем информационных материалов для населения о деятельности депутатов.

СМО Курской области

Аналогичная работа проводится депутатами представительных органов муниципальных образований нашей области. Каждый избирательный ок­руг, по своей сути, и является тем участком, на котором депутат владеет ситуацией, знает о вопросах, волнующих местных жителей, и решает их.

Депутаты представительных органов муниципальных образований совме­стно с главами муниципальных образований по утвержденному графику про­водят личные встречи с населением, сходы граждан, публичные слушания по решению вопросов местного значения. Насущные вопросы, поступившие от жителей каждого из избирательных округов, обобщаются и выносятся на заседание представительного собрания районного уровня, в котором в обяза­тельном порядке принимает участие глава района и прокурор.

Наряду с этим органы МСУ высказывают озадаченность тем, что на за­конодательном уровне не закреплен статус депутата представительного орга­на. В данный момент депутаты являются, по сути дела, бесправными пред­ставителями населения своего избирательного округа и, к сожалению, не могут достойно представлять интересы своих избирателей из-за отсутствия финансовых средств (законодательством не предусмотрена возможность формирования депутатского фонда на местном уровне).

СМО Москвы

С середины 2012 года в столице проводится муниципальная реформа, целью которой является передача депутатам дополнительных полномочий и ресурсов, позволяющих решать местные проблемы так, как хотят сами жители. В сфере благоустройства советы депутатов получили право согла­совывать внесенные главой управы района ежегодные адресные перечни дворовых территорий для проведения работ по их благоустройству, а также адресные перечни многоквартирных домов, подлежащих капитальному ре­монту. За каждым объектом закрепляется депутат, который представляет интересы местных жителей и на основании их мнения принимает соответ­ствующие решения. Он участвует в комиссиях по открытию запланирован­ных работ, контролирует ход их проведения. Соответствующие работы не могут быть приняты без подписи муниципального депутата.

Другим важным полномочием, которое получили местные депутаты Москвы, является ежегодное заслушивание на заседаниях советов депута­тов отчетов глав управ и информации руководителей городских организа­ций: поликлиник, многофункциональных центров предоставления государ­ственных и муниципальных услуг, центров социального обслуживания населения, государственных бюджетных учреждений «Жилищник», инже­нерных служб районов. Заслушивание отчетов проходит в открытом фор­мате с привлечением жителей, общественных организаций, местных средств массовой информации. Таким образом, повышается активность москвичей и их информированность о состоянии дел в своем районе. За десять дней перед назначенным заседанием совет депутатов может направить главе  управы вопросы, на которые тот обязан ответить. В случае, если половина и более муниципальных депутатов района недовольны результатами его работы, они могут выразить недоверие. Решение совета депутатов о выраже­нии недоверия главе управы района направляется мэру Москвы. Подобная практика введена в столице впервые, она позволяет москвичам посредством деятельности муниципальных депутатов влиять на органы исполнительной власти, повышая эффективность их работы и ответственность перед жите­лями.

Деятельность органов МСУ в столице основана на принципах доступно­сти и открытости населению. На заседаниях советов депутатов обязательно проводится аудиовидеозапись с прямой трансляцией в сети Интернет или последующим ее размещением на официальных сайтах муниципальных об­разований (такой порядок установлен законом города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»). Благодаря этому независимо от того, в каком районе города проживает москвич, он имеет возможность отслеживать принятие любых решений на местном уровне во всей столице.

Для решения вопросов городского и районного значения москвичи актив­но принимают участие в проекте «Активный гражданин», который представ­ляет собой мобильное приложение, где каждый желающий посредством го­лосования может выразить свое мнение по интересующей теме. Они касаются благоустройства, транспортных проблем, культурной и спортивной жизни столицы, способов получения государственных услуг и др. За год существо­вания системы электронных референдумов в ней зарегистрировалось более миллиона москвичей. Это говорит о востребованности и необходимости дан­ного проекта для горожан. Муниципальные депутаты активно популяризи­руют его среди жителей. С помощью приложения «Активный гражданин» успешно решаются многие вопросы районного и городского быта.

Помимо участия в электронном референдуме муниципальные депутаты столицы активно пользуются сетью Интернет, у многих есть личные аккаунты в популярных социальных сетях, они используют виртуальные страни­цы для освещения своей депутатской деятельности, общения с жителями и коллегами. Совет муниципальных образований считает необходимым при­менение интернет-технологий в работе народных избранников, в связи с чем с января 2015 года проводятся семинары по обучению руководителей орга­нов МСУ и муниципальных депутатов виртуальным формам взаимодей­ствия с населением. Занятия помогают выстроить стратегию присутствия в социальных сетях и на электронных тематических площадках (форумы муниципальных образований, местных сообществ, средств массовой ин­формации), освоить успешное ведение блогов. Основные цели такой рабо­ты для муниципальных депутатов — оперативное освещение важных собы­тий и новостей районного и городского масштаба, формирование активной сообщества жителей своего избирательного округа, привлечение внимание к проблемным вопросам и их решению.

Совет муниципальных образований осуществляет на своем официальном сайте прямую видеотрансляцию заседаний президиума и рабочих груш СМО, производится текстовая трансляция в режиме реального времени в социальной сети Twitter. На площадке Facebook, как и на oфициaльнoм сайте, размещаются анонсы мероприятий, пресс-релизы и новости СМО.

Совет заинтересован в повышении доступности местной власти для на­селения, поэтому на официальном сайте СМО создана интерактивная карта внутригородских муниципальных образований столицы. При указании кон­кретного адреса она позволяет определить избирательный округ, к которому он относится, а также адреса соответствующих органов местного самоуп­равления, состав совета депутатов, полезные контакты.

Также на сайте размещена краткая информация о каждом муниципаль­ном депутате столицы: фотография, сведения о дате рождения, местах реги­страции и фактического проживания, образовании, месте работы, партий­ной принадлежности и др.

СМО Чукотского автономного округа

В городском округе Анадырь формами работы депутатов с избирателями являются изучение и рассмотрение обращений избирателей и подготовка ответов на них; проведение встреч с избирателями; личный прием избира­телей. Личный прием избирателей проводится депутатами в соответствии с утвержденным графиком еженедельно в помещении совета депутатов. Гра­фик приема размещается на информационном стенде совета депутатов, где дополнительно размещена общая информация о депутатах.

В целях обеспечения учета общественного мнения при совете депутатов городского округа Анадырь сформирован общественный совет, на заседани­ях которого рассматриваются вопросы создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности горожан и коллегиально вырабатываются рекомендации по общественно значимым вопросам. Данная форма работы способствует развитию гражданского контроля и повышает гражданскую активность граждан.