Уважаемые коллеги! Единомышленники! Друзья!
Позвольте от себя лично, а также от имени Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от души, искренне вас всех поприветствовать. Для достижения успеха нам важно слушать и слышать друг друга. Ведь только сообща мы сможем находить решения самых острых актуальных вопросов. Вопросов, решения которых от нас ждут люди. Еще раз хочу напомнить, что в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации одно из первых мест отвел местному самоуправлению. Он назвал важнейшей задачей развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
Одновременно Владимир Владимирович призвал нас привести ситуацию в организации местной власти «в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени». Должен заметить, что за эти два года мы с вами проделали действительно большую работу. За что я искренне вам благодарен. Позвольте подробнее остановиться на основных направлениях этой работы.
Первое.
Конечно, это 136-ой Федеральный закон.
Это правовая основа очередного этапа развития местного самоуправления.
Несмотря на значительные корректировки принципов участия субъектов Российской Федерации в муниципальной практике, с уверенностью можно констатировать: основные подходы к организации местного самоуправления в целом стабильны, при этом правовое регулирование достаточно разработано и позволяет решать практически все вопросы.
Дальнейшее развитие законодательной активности субъектов Российской Федерации в части регулирования полномочий будет, очевидно, связано также с совершенно новым для нас институтом их перераспределения. И очень важно создать систему участия органов местного самоуправления в регулировании перераспределения полномочий, сформировать адекватную практику правоприменения, научится пользоваться новыми механизмами.
Новый этап развития не означает, что все старые проблемы уже решены.
Во-первых, сделав существенный задел в части полномочий местной власти, мы должны, с одной стороны, отслеживать результат нашей работы, а с другой – продолжать наводить порядок в полномочиях органов местного самоуправления.
Во-вторых, для выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи обеспечения финансовой состоятельности местной власти нам придется приложить не меньшие, а подозреваю, гораздо бóльшие усилия.
Я думаю, вы со мною согласитесь.
Время сейчас непростое, но для достижения успеха нам, я имею в виду и регионы, и муниципалитеты, и Общероссийский конгресс, необходимо идти рука об руку.
Далее.
Мы вместе с вами много работаем над решением проблемы кадров.
Укреплению местного самоуправления в целом и муниципальной службы в частности должен послужить принятый нами закон, о размещении муниципальных вакансий в «Интернете».
Это наше общее достижение. Ведь изначально были предложения помещать в интернет только федеральные и региональные вакансии. Но мы с вами доказали, что этого мало.
Теперь будет сформирована общая база вакансий органов власти всех уровней.
Также нами принят закон, который предусматривает целевое обучение с обязательством прохождения муниципальной службы.
В известной степени мы возвращаемся к практике распределения молодых специалистов после вузов.
Принятие таких законов позволит привлечь кадры на местá и даст возможность лучше решать стоящие перед местным самоуправлением задачи.
Без этого нельзя. Кадры решают всё!
Еще один шаг вперед – это закон
«О стратегическом планировании».
Мы вместе с вами добились, что в законодательстве теперь есть не только государственное, но и муниципальное стратегическое планирование.
Уверен, что этот закон создаст новые условия для социально-экономического развития нашей страны, регионов и муниципалитетов, и не только крупных, но и средних и малых. Теперь можно будет выстроить единую систему стратегий снизу доверху.
Муниципалитеты должны понять, что стратегия – это не пустая формальность. Это реальный инструмент решения задач, тем более в сложных социально-экономических условиях, при нехватке ресурсов.
Буквально летом принят Федеральный закон
«О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».
Даже само название – результат работы муниципального сообщества.
Здесь также очень важен практический опыт. Я имею в виду пилотные двух и трехсторонние проекты. Чтобы эти лучшие практики стали примером и для других территорий.
Продолжая тему смежного законодательства, еще два момента.
Во-первых, вместе с Минюстом мы добились принятия поправок в Административный кодекс.
Теперь главы будут отвечать только за реальные нарушения, а не за то, что в бюджете просто не хватило средств на ремонт дороги или чистку колодца.
Надеюсь, что только за реальные. Мы будем следить за имеющейся практикой.
Во-вторых, 3 ноября Президент подписал закон, в котором мы делаем большой шаг по пути профилактики коррупции.
Целью внесенных поправок является повышение открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для этого вводится декларирование доходов и расходов для всех депутатов и выборных должностных лиц как на региональном, так и на местном уровне.
Следует отметить, что для тех, кто проходит процедуру выборов, требование о декларировании не новое. Такие декларации подаются на стадии выдвижения кандидатов. Мы только делаем эту практику ежегодной.
Кроме того, работа на местах показала, что очень часто на руководящие посты в органах власти избираются люди, занимающиеся профильным бизнесом. Например, городской комитет по транспорту возглавляет местный транспортный магнат, комитет по торговле – владелец сети магазинов и т.д. Это не нормально.
Чтобы, как требует наш Президент, «Привести ситуацию в местном самоуправлении в соответствие со здравым смыслом», мы предлагаем опять-таки для всех депутатов установить требование об обязательном урегулировании конфликта интересов.
Также мы предлагаем запретить иметь счета в иностранных банках, владеть иностранными акциями всем главам местных администраций – независимо от того, замещает эту должность муниципальный служащий или выборное лицо. Аналогичный запрет будет установлен для депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также для депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов.
Ограничения на другую деятельность, за пределами представительного органа, будут по-прежнему касаться только тех, кто работает в органах власти на постоянной, т.е. платной, основе.
Убежден, что избиратели имеют право знать, чем и как живут их избранники. Предлагаемые нормы им в этом помогут.
А если кто-то считает, что работа в муниципалитете это способ ведéния предпринимательской деятельности – нам с такими не по пути!
Одновременно мы решили и еще одну задачу.
Все вы знаете, что 131-ый закон не даёт права главам и депутатам входить в органы управления хозяйствующих субъектов. Строго говоря, этот запрет касался и советов муниципальных образований. Но вместе с поправками по коррупции мы уточнили эту норму и теперь и региональным советом руководить можно.
Коллеги!
Раз мы заговорили о делах Конгресса, перейдем
к тем изменениям, что мы вносим в устав ОКМО.
Общее направление этих изменений было вам представлено на совещании 8 июля в Государственной Думе.
Опыт многих стран доказывает, что местное самоуправление в стране развивается и укрепляется только при наличии сильной национальной ассоциации местных властей.
Для создания такой сильной ассоциации нужна сильная структура. Поэтому в структуре Конгресса мы предлагаем формировать палаты и комитеты, которые послужат выработке профессиональной позиции на федеральном уровне.
Комитеты объединят специалистов с мест и экспертов по направлениям муниципальной деятельности.
Палаты, в которые войдут мэры и главы, формируются по видам муниципальных образований. Каждый региональный совет будет представлен в каждой из палат руководителями муниципалитетов соответствующего типа.
Те ассоциации и союзы – общероссийские, межрегиональные и специализированные – которые будут в составе Конгресса, вместе будут образовывать координационный совет на правах палаты.
Для обеспечения деятельности палат и комитетов Конгрессу нужна сильная и в профессиональном, и в организационном, и в ресурсном плане самостоятельная дирекция. Эта дирекция также будет сформирована.
Как вы знаете, Конгресс ежегодно должен представлять в Правительство доклад о состоянии дел в местном самоуправлении. Проект структуры этого доклада вам роздан. Убеждён, что палаты и комитеты должны принимать самое активное участие в подготовке этого доклада.
Интеллектуальный потенциал конгресса, несомненно, укрепит и научно-экспертный совет, который мы также создаем в структуре ОКМО.
Доклад – это одно из направлений деятельности Конгресса. Направления в целом нам предстоит утвердить, поэтому несколько слов о них.
В существующей экономической ситуации, учитывая возросшую роль регионов в регулировании местного самоуправления, муниципальное сообщество не должно оставаться в стороне. Нужен прямой диалог местных и региональных руководителей, формирование между ними партнерских отношений.
И площадкой для такого диалога должен стать региональный совет муниципальных образований.
Чтобы запустить такое двустороннее движение, Конгресс запланировал провести в каждом федеральном округе «кустовое» совещание с участием Полномочных представительств Президента в соответствующем федеральном округе, руководителей профильных органов государственной власти Субъектов, и руководством региональных советов. На месте детально обсудить все проблемы, наметить пути решения.
В Центральном федеральном округе такое совещание мы уже провели, в конце ноября совещание пройдет в Крыму и так далее.
Каждый региональный совет должен представлять руководителю региона доклад о состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований.
Именно эти региональные доклады лягут в основу упомянутого мною общероссийского доклада, который ОКМО будет ежегодно представлять в Правительство.
Кстати в странах, которых у нас принято называть развитыми, в национальных ассоциациях муниципалитетов работают десятки, а порой и сотни специалистов, решения, касающиеся местной власти, без их санкции не принимаются.
Поэтому совместно с Минюстом мы работаем над поправками, которые закрепят необходимость учета мнения регионального совета при принятии в субъекте Федерации законов о делегировании или перераспределении полномочий, а также дадут совету право законодательной инициативы в своём регионе.
На федеральном уровне мы также приложим все усилия, чтобы Конгресс набрал в самое ближайшее время необходимую силу и авторитет.
Наша генеральная линия – встроить Общероссийский Конгресс в систему формирования государственной политики Российской Федерации в сфере местного самоуправления. Сделать ОКМО в этой части своего рода третьей палатой парламента.
Главная, стратегическая цель деятельности ОКМО – содействие становлению и развитию местного самоуправления в России через содействие устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований всех видов.
И решению этих практических вопросов на местном уровне должен и будет служить ресурс Конгресса и его членов – региональных советов.
Коллеги!
Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие исторические корни и традиции. И сегодня от качества работы самого близкого к гражданам уровня власти зависит очень многое. Сильная и ответственная местная власть, ориентированная на решение проблем людей и диалог с ними, – залог устойчивого развития нашей страны.
Позвольте еще раз пожелать нам всем успехов.
Спасибо.