Новое в российском законодательстве на 10 апреля 2016

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 05.04.2016 N 92-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Уточнен порядок использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах при проведении выборов

В частности, установлено, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.

Аналогичные ограничения внесены и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которым использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с указанным Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Предусматривается, что использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

использование избирательным объединением (политической партией) изображений выдвинутых кандидатов (в том числе в составе списка), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Установлено, что положения статей 48 и 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2016 N 449-О-Р
"О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 33-П по делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Конституционный Суд РФ разъяснил свое Постановление, касающееся запрета повторно передавать депутатский мандат лицу, ранее добровольно от него отказавшемуся

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 N 33-П.

Суд определил, что пункт 3 резолютивной части данного Постановления, рассматриваемый во взаимосвязи с иными его положениями в системе действующего правового регулирования:

обязывает Госдуму для обеспечения исполнения вынесенного по конкретному делу судебного решения, содержащего вывод о незаконности передачи депутатского мандата конкретному лицу, как ранее уже получавшему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, и независимо от наличия для этого специальных оснований, установленных действующим законодательным регулированием правового статуса депутата Госдумы, оформить путем незамедлительного принятия соответствующего правового акта прекращение депутатских полномочий этого лица с момента вступления судебного решения в законную силу;

предполагает проведение предусмотренной действующим законодательством процедуры замещения вакантного депутатского мандата, в рамках которой зарегистрированному кандидату, входящему в состав федерального списка кандидатов и не получавшему мандат депутата Госдумы, должна обеспечиваться возможность претендовать на замещение депутатского мандата в порядке очередности, а соответствующая политическая партия вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке кандидатов.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 05.04.2016 N 87-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"

24 апреля 2016 года Магаданская область будет перемещена из девятой в десятую часовую зону (МСК+8, UTC+11)

Отмечается, что с момента перехода в 2014 году Магаданской области в девятую часовую зону поступило большое количество обращений граждан и организаций о необходимости возвращения ранее действовавшей на территории системы исчисления времени.

Федеральный закон от 05.04.2016 N 89-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования"

С 1 года до 2 лет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Соответствующая поправка внесена в статью 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 05.04.2016 N 91-ФЗ
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Уточнен порядок осуществления государственного контроля (надзора) на территории Крымского федерального округа

Необходимость внесения изменений связана с окончанием переходного периода по интеграции новых субъектов РФ в правовую систему страны и упразднением Министерства Российской Федерации по делам Крыма и передачей его функций Минэкономразвития России.

Так, Федеральным законом установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Уточняется, что максимальный срок в пять рабочих дней применяется в отношении внеплановых выездных проверок.

Кроме того, в связи с упразднением Министерства РФ по делам Крыма исключаются положения о необходимости его уведомления о выявленных при проведении проверок нарушений.

Федеральный закон от 05.04.2016 N 94-ФЗ
"О внесении изменений в статью 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

Органы местного самоуправления не смогут отказывать журналистам в аккредитации по формальному признаку

Ранее в тексте статьи 48 Закона РФ "О средствах массовой информации", предусматривающей право журналистов на аккредитацию, отсутствовало прямое указание на органы местного самоуправления, тем самым позволяя органам местного самоуправления отказывать журналистам в аккредитации со ссылкой на то, что перечень органов, обязанных предоставлять журналистам аккредитацию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В целях устранения несовершенства действующего законодательства о СМИ в статью 48 Закона РФ "О средствах массовой информации" внесены изменения, устанавливающие, что редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации"

Ряд нормативных актов приведен в соответствие с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации"

В частности, в некоторые законодательные акты РФ внесены изменения в части уточнения наименований документов по стандартизации и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации, а также применения законодательства о стандартизации в сферах деятельности, определенных данными законодательными актами. Соответствующие изменения внесены, в частности, в Федеральные законы: "О безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "Об обязательном экземпляре документов", "О соглашениях о разделе продукции", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О гидрометеорологической службе", "О связи", "О ветеринарии", "О племенном животноводстве", "О мелиорации земель", "Об отходах производства и потребления", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, иные законодательные акты.

В Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" вносится блок изменений, обеспечивающих разделение сферы действия указанного закона (связанной с установлением и выполнением обязательных требований безопасности) и нового федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", сфера действия которого значительно шире, но при этом не затрагивает вопросов технического регулирования, в частности, исключаются положения о разработке и применении документов по стандартизации. В федеральные законы "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации при описании объекта закупки.

В Федеральном законе "О стандартизации в Российской Федерации" уточняются определения национального стандарта и предварительного национального стандарта.

Указано, что технический регламент, принятый Федеральным законом, действует до дня вступления в силу соответствующего технического регламента, принятого международным договором РФ. В случае несоответствия технического регламента, принятого Федеральным законом, интересам национальной экономики, международным нормам и правилам, а также уровню развития материально-технической базы или научно-технического развития, Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения в него изменений или отмены.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 149
"О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082"

В перечень полномочий, осуществляемых Минобороны России включено ведение и сопровождение единой информационной системы, содержащей информацию о расчетах по государственному оборонному заказу

Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082).

Финансирование мероприятий, связанных с ведением и сопровождением единой информационной системы, содержащей информацию о расчетах по государственному оборонному заказу, осуществляется исходя из предельной численности центрального аппарата Минобороны России и за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете этому Министерству.

Указ Президента РФ от 04.04.2016 N 151
"О Федеральном архивном агентстве"

Руководство деятельностью Росархива перешло к Президенту РФ

В утвержденную Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года N 636 структуру федеральных органов исполнительной власти, в раздел I "Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам" включено Федеральное архивное агентство.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156
"О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"

Упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба

Функции и полномочия указанных ведомств, а также их штатная численность передаются МВД России. При этом предусматривается, что штатная численность ФМС России будет сокращена на 30 процентов.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией настоящего Указа, должны быть завершены до 1 июня 2016 года.

Постановление Правительства РФ от 30.03.2016 N 250
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 407"

Контроль за соблюдением техрегламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" будет осуществляться Ростехнадзором, Росприроднадзором и региональными органами исполнительной власти

Установлено, что такой контроль осуществляется:

- Ростехнадзором в отношении требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке;

- Росприроднадзором, органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении требований к обращению с отработанной продукцией при осуществлении государственного экологического надзора в пределах установленной компетенции.

Постановление вступает в силу с 1 мая 2016 года.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2016 N 254
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851"

Минэкономразвития России уполномочено быть оператором сайта regulation.gov.ru

Определено также, что данный сайт размещается на технических средствах центров обработки данных, обеспечивающих функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Кроме того, отменено положение, согласно которому порядок регистрации на данном сайте и пользования им устанавливался Минэкономразвития России.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2016 N 255
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 484"

Актуализирован порядок контроля за исполнением лицом возложенной на него при назначении административного наказания обязанности пройти лечение от наркомании

"Правила контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 N 484, приведены в соответствие с федеральными законами от 03.02.2015 N 7-ФЗ и от 28.11.2015 N 345-ФЗ.

Кроме того, уточнено, что медицинская организация и/или учреждение социальной реабилитации в течение трех рабочих дней после обращения лица с целью исполнения соответствующей обязанности направляет в уполномоченный орган копию постановления судьи с отметкой о начале исполнения лицом обязанности.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2016 N 264
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Русский язык" на 2016 - 2020 годы"

Скорректированы объемы финансирования федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы

Уточнены также целевые показатели реализации федеральной целевой программы.

Целью программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 267
"Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области двигателестроения, на возмещение затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015 - 2016 годах с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации"

Организации авиационной промышленности, осуществляющие деятельность в области двигателестроения, смогут получить федеральные субсидии на уплату купонного дохода

Субсидия предоставляется на возмещение затрат организации на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015 - 2016 годах с предоставлением государственных гарантий РФ, исходя из ставки 8 процентов годовых по облигационным займам, превышающим 20 млрд. рублей, и из ставки 6 процентов годовых - по остальным облигационным займам.

Субсидии предоставляются на основании договоров с Минпромторгом России, в которых предусматриваются, в частности:

- график уплаты купонного дохода по облигационным займам;

- показатели эффективности использования субсидии;

- ответственность организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

- штрафные санкции за недостижение установленных показателей эффективности использования субсидии;

- запрет приобретения за счет полученных средств субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций.

Субсидии предоставляются не позднее 15 дней после представления организацией в Минпромторг России копий платежных документов, подтверждающих своевременную уплату организацией купонного дохода по облигационному займу, заверенных российской кредитной организацией.

Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 N 559-р
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы>

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта"), направленный на сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес

Целями "дорожной карты" являются:

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;

оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Итогами реализации мероприятий "дорожной карты" станут внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.

Распоряжение Правительства РФ от 05.04.2016 N 582-р
<Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации>

Обновлен перечень иностранных научных и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в России

В новый перечень включен, в частности, австралийский Университет Вуллонгонг.

Признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 11.08.2014 N 1503-р, которым был утвержден ранее действовавший перечень таких организаций.

<Письмо> ФАС России
<По вопросу равнозначности выписки из ЕГРЮЛ в бумажном виде и выписки в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, при проведении запроса котировок>

Выписки из ЕГРЮЛ в бумажном виде и выписки в электронной форме, подписанные квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначны при проведении запроса котировок

Сообщается, что победитель запроса котировок обязан представить заказчику, в том числе, выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. В случае непредставления указанных документов такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

<Письмо> ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15
"О применении "четвертого антимонопольного пакета"

Территориальным органам ФАС России даны разъяснения о применении "четвертого антимонопольного пакета"

Разъяснены отдельные вопросы в связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе касающиеся "вертикальных" соглашений, уточнения сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением, условий признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, расширения перечня случаев принятия правил недискриминационного доступа и понятия картеля, расширения перечня антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, расширения применения института предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

<Письмо> ФАС России
<По вопросу подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу>

ФАС России разъяснен порядок подачи жалоб участниками закупок

Сообщается, в частности, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. Жалоба подается в письменной форме на русском языке и должна содержать необходимые документы и информацию, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок...". К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность (при этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов).

Требование о подтверждении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) ООО, в случае подписания им жалобы, положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок..." не предусмотрено.

Проект Федерального закона N 1036078-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц"

Положения Федерального закона N 44-ФЗ предлагается распространить на основную часть закупок, осуществляемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями

В настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом отдельные заказчики при формировании закупочной политики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика, что негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок.

Проектом предусматривается, что основную массу закупок государственные и муниципальные унитарные предприятия будут осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающим более жесткие требования к осуществлению закупок.

В соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ закупки будут осуществляться только при наличии утвержденного нормативного акта:

- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Вступление в силу соответствующего Федерального закона предполагается с 1 января 2017 года.

Проект Постановления Правительства РФ
"О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)"

Минэкономразвития России предлагает применять риск-ориентированный подход при проведении проверок хозяйствующих субъектов

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

К видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, предлагается отнести:

федеральный государственный пожарный надзор;

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Роспотребнадзором и ФМБА России;

федеральный государственный надзор в области связи;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Выделяются 6 категорий риска и классов (категорий) опасности - чрезвычайно высокий риск (1 класс), высокий риск (2 класс), значительный риск (3 класс), средний риск (4 класс), умеренный риск (5 класс), низкий риск (6 класс).

Проектом предлагаются правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и/или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Проект стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года

Роспотребнадзором предложена стратегия повышения качества пищевой продукции на период до 2030 года

Целью Стратегии является обеспечение качества пищевой продукции, содействие и стимулирование роста спроса и предложения на более качественные пищевые продукты, обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

В процессе реализации Стратегии будут решаться, в частности, следующие задачи:

совершенствование нормативной базы в сфере качества пищевой продукции;

обеспечение мониторинга качества пищевой продукции;

создание единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции;

создание условий для производства продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества;

возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов;

приоритетное развитие научных исследований в области питания человека;

продвижение принципов здорового питания.

По мнению разработчиков, реализация Стратегии обеспечит, в числе прочего:

повышение доли качественной пищевой продукции в структуре продовольственного рынка, прежде всего за счет отечественного производства;

снижение удельного веса пищевой продукции, находящейся в обращении, способной привести к возникновению риска ее вредного воздействия на человека и будущие поколения;

развитие кадрового потенциала в агропромышленном комплексе и системе здравоохранения;

создание благоприятного инвестиционного климата для отечественного бизнес-сообщества в сфере производства пищевой продукции с учетом роста потребностей населения;

рост доверия потребителей к отечественной пищевой продукции.

• ЖИЛИЩЕ

Приказ Минстроя России от 30.12.2015 N 963/пр
"Об утверждении формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и порядка ее предоставления"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2016 N 41634.

Утвержден порядок предоставления выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и ее форма

Порядок разработан в целях обеспечения заинтересованных лиц сведениями о лицах управляющих организаций, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу решений суда об аннулировании лицензии или вступивших в законную силу постановлений суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

Содержащиеся в реестре сведения о конкретном лице предоставляются по запросу заинтересованного лица по форме согласно приложению к Приказу. Устанавливаются требования к содержанию данного запроса, который должен включать, среди прочего, сведения о:

- фамилии, имени, отчестве (при наличии) лица, обратившегося с запросом, - при обращении физического лица;

- полном наименовании юридического лица, его ОГРН, ИНН, фамилии, имени отчестве (при наличии), дате и месте рождения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, - при обращении юридического лица;

- фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате и месте рождения лица, о котором запрашивается информация.

В запросе указывается также удобный для заявителя способ получения информации, почтовый адрес заинтересованного лица (в случае получения ответа по почте) или адрес электронной почты заинтересованного лица (в случае получения ответа в электронной форме).

Запрос на бумажном носителе представляется непосредственно в Минстрой России, запрос в электронной форме направляется через официальный сайт Минстроя России в сети "Интернет" или Единый портал госуслуг. Запрос в электронной форме должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней со дня поступления в Минстрой России запроса.

Кроме того, выписка может быть получена заявителем самостоятельно из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

<Письмо> Минстроя России от 03.03.2016 N 6076-ОД/04
<Об управлении многоквартирным домом>

По мнению Минстроя России, привлечение сторонних организаций для ведения претензионно-исковой работы не является нарушением Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами

При этом отмечается, что ответственной за выполнение условий договора управления многоквартирным домом является именно управляющая организация, независимо от того, имеются ли заключенные ею со сторонними организациями договоры по оказанию каких-либо услуг или работ, связанных с управлением многоквартирным домом.

<Письмо> Минстроя России от 17.03.2016 N 7513-ОЛ/04
<О рассмотрении обращения>

Размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг

По мнению Минстроя России, такой подход в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома, согласно законным требованиям собственников помещений данного дома.

В случае установления органами местного самоуправления собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из групп многоквартирных домов, такая плата может не учитывать особенности конкретного многоквартирного дома.

В случае установления органами местного самоуправления собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из необходимых услуг, установленных в объеме не менее чем минимальный перечень, такой размер платы является более экономически эффективным в управлении для каждого многоквартирного дома.

<Письмо> Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04
<По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов>

Стояки системы отопления относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов

Указывается, что согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества не включаются.

При этом указывается, что состав общего имущества многоквартирного дома в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений в таком доме. Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом путем составления соответствующего приложения к договору могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, - на управляющую организацию.

• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Ростехнадзора от 24.02.2016 N 68
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41573.

Установлен порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на атомных станциях

Положением регламентированы, в частности:

- критерии и порядок объявления на атомной станции состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на АС;

- порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций;

- организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций.

В приложениях приведены используемые термины и определения; значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".

Приказ Ростехнадзора от 24.02.2016 N 70
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41574.

Установлены требования к устройству, монтажу, эксплуатации, включая испытание и ремонт, локализующих систем безопасности атомных станций

Принятые правила распространяются на проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации атомные станции. На выводимые из эксплуатации блоки атомных станций не распространяются положения главы, устанавливающей общие требования к устройству герметичного ограждения атомных станций, а также требования разделов, посвященных испытанию герметичного ограждения на прочность, герметичность, испытанию элементов герметичного ограждения на герметичность, испытаниям биологической защиты локализующих систем (элементов) безопасности.

Приказом установлены требования к:

- локализующим системам безопасности атомных станций;

- устройству герметичного ограждения;

- устройству систем снижения давления, отвода тепла и очистки сред, водородной взрывозащиты;

- уплотнению элементов локализующих систем безопасности (далее - ЛСБ);

- материалам для изготовления элементов ЛСБ;

- изготовлению, монтажу, ремонту герметизирующей стальной облицовки и закладных деталей;

- сварке и контролю сварных соединений;

- испытаниям ЛСБ и их элементов;

- эксплуатации ЛСБ и их элементов;

- техническому освидетельствованию ЛСБ и их элементов.

В приложениях к приказу приводятся используемые обозначения, сокращения, термины и определения; перечень возможных процессов (источников), приводящих к образованию водорода; требования к отчету, обосновывающему применение нового материала; протоколы, ведомости и акты о результатах испытаний герметичного ограждения и его элементов; основные требования к измерениям при интегральных испытаниях герметичного ограждения "абсолютным" методом.

Приказ Минтруда России от 25.02.2016 N 76н
"Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41558.

Минтрудом России утверждены правила по охране труда в сельском хозяйстве

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственные работы. Соблюдение правил обязательно при проектировании новых и разработке проектов реконструкции действующих объектов производства сельскохозяйственной продукции, изменении существующих производственных процессов проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Правилами, работодатель должен обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, машин, инструментов, оборудования, безопасность производственных процессов, сырья и материалов, используемых при проведении сельскохозяйственных работ и их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодателем должна быть организована разработка инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа, а также технологических документов на производственные процессы (работы).

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

<Письмо> Минтруда России от 03.02.2016 N 14-1/10/В-660
<О размере и сроках выплаты заработной платы, в том числе за полмесяца>

Трудовой кодекс РФ устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Указано, что в случае если нормы локальных нормативных актов или коллективного договора противоречат действующему трудовому законодательству, то данные нормы считаются недействительными.

При определении размера выплаты заработной платы за полмесяца следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную им работу).

<Письмо> ФНС России от 23.03.2016 N АС-4-5/4858@
<О применении положений Указа Президента РФ от 30.09.2015 N 492>

Госслужащие, отправляясь в командировку, вправе приобретать билеты на рейсы, выполняемые в рамках код-шеринговых соглашений, если перевозчиком является российская авиакомпания или авиакомпания государств - членов ЕАЭС

На основании Указа Президента РФ от 30.09.2015 N 492 госслужащие при поездках в командировки должны летать преимущественно российскими авиакомпаниями или авиакомпаниями других государств - членов ЕАЭС.

Исключение составляют случаи, когда приобретение авиабилетов на рейсы таких компаний невозможно ввиду их отсутствия на весь срок командировки.

Обращено внимание на то, что при наличии возможности следует пользоваться услугами российских авиакомпаний, если они обслуживают не весь маршрут следования, а один из его промежуточных сегментов.

Также возможно приобретение билетов на рейсы, выполняемые в рамках код-шеринговых соглашений, при условии, что стороной (перевозчиком) является российская авиакомпания или авиакомпания государств - членов ЕАЭС.

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Приказ ФСС РФ от 29.03.2016 N 123
"О внесении изменений в приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования"

Обновлена технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ в электронном виде

В частности:

- терминология, используемая в приказе, приводится в соответствие с действующим российским законодательством. Так, вводится понятие "средства электронной подписи" взамен ранее использовавшегося "средства криптографической защиты информации";

- в "Описании формата файла расчета в электронном виде, соответствующего форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.02.2016 N 54 в действующей редакции" добавлены новые строки "Численность работников инвалидов" и "Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";

- добавлено описание порядка заполнения указанных граф;

- обновлены ссылки на нормативные акты;

- указано, что в системе электронного документооборота ФСС РФ должны использоваться и признаваться квалифицированные сертификаты ключей подписи, изданные УЦ ФСС или другими УЦ, аккредитованными в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Минфина России от 01.03.2016 N 15н
"Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2016 N 41606.

Бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета дополнена новыми формами

Новые формы применяются начиная с составления отчетности на 1 апреля 2016 года.

В состав дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета включены:

Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190);

Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);

Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);

Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).

Дополнительная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств федерального бюджета на следующие даты: квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Информационное сообщение Минфина России от 05.04.2016 N ИС-аудит-3
<О новой редакции принципов осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов>

Минфин России сообщил о вступивших в силу с 5 апреля 2016 года основных изменениях документа, устанавливающего принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов

В числе таких изменений: возможность использования при составлении плана ВККР не только циклического и риск-ориентированного подхода, но и комбинированного подхода; обязательность указания по каждой внешней проверке даты начала ее проведения (вместо проверяемого периода); расширение программы внешней проверки новыми вопросами.

Указано также, что Совет по аудиторской деятельности 24 марта 2016 года одобрил Порядок ведения перечня российских сетей аудиторских организаций и перечня международных сетей аудиторских организаций.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 05.04.2016 N 90-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Расширен перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии

Предусмотрено, что в ветеринарии могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III и зарегистрированные в России в порядке, установленном законодательством об обращении лекарственных средств (в настоящее время применяется Перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии, утвержденный Минздравом России и Минсельхозом России, включающий 12 позиций).

Кроме того, Федеральным законом отдельные требования к разработке и государственной регистрации новых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также требования к упаковке и маркировке наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренные соответственно статьями 16 и 27 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", распространены на наркотические средства и психотропные вещества, используемые в ветеринарии.

Также установлено, что на наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные для использования в ветеринарии, распространяется действие законодательства об обращении лекарственных средств в части, не противоречащей Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Федеральный закон от 05.04.2016 N 96-ФЗ
"О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Скорректированы сроки применения положений Закона о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и Севастополя

Установлено, что положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок, не с 1 января 2016 года, как было установлено ранее, а с 1 января 2017 года.

До 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о закупках, или в порядке, который согласован федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Приказ Минтранса России от 15.03.2016 N 62
"О внесении изменений в Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 301"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2016 N 41666.

Упорядочена процедура оформления документов на осуществление международных автомобильных перевозок грузов третьих государств

В частности, установлено, что информация о месте погрузки транспортного средства и наименовании груза в накладной должна совпадать с информацией о месте разгрузки транспортного средства и наименовании груза, содержащейся в международной товарно-транспортной накладной (или ее копии, заверенной оттиском печати владельца склада или иного объекта, на котором груз был выгружен с одного транспортного средства и погружен на другое транспортное средство), оформленной для выполнения международной автомобильной перевозки грузов, предшествовавшей международной автомобильной перевозке грузов третьих государств. В случае, если предшествовавшая перевозка выполнялась с одной таможенной территории на другую таможенную территорию, то в международной товарно-транспортной накладной, оформленной для ее выполнения, должна быть проставлена отметка таможенного органа иностранного государства о пересечении таможенной границы.

Приказ Минсельхоза России от 18.03.2016 N 99
"Об установлении ограничения рыболовства наваги в Западно-Сахалинской подзоне в 2016 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2016 N 41645.

По 31 декабря 2016 года закрыто рыболовство наваги в Западно-Сахалинской подзоне

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования, и не распространяется на рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, а также в учебных и культурно-просветительских целях.

Приказ Минсельхоза России от 18.03.2016 N 100
"Об установлении ограничения рыболовства сельди тихоокеанской в Восточно-Сахалинской подзоне в 2016 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2016 N 41644.

По 31 декабря 2016 года закрыто рыболовство тихоокеанской сельди в Восточно-Сахалинской подзоне с применением разноглубинных, пелагических, донных тралов и снюрреводов

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования и не распространяется на рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Информационное письмо Ростехнадзора от 18.03.2016 N 00-03-05/228
<О документации на оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок>

Разъяснены отдельные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок

Ростехнадзор напоминает о введении в действие с 23.02.2016 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-089-15 "Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок". В связи со вступлением в силу указанных правил разъясняется, в частности, что:

- датой начала изготовления конструкторской, проектной, технологической документации на оборудование, а также детали и сборочные единицы трубопроводов считается дата заключения договора на поставку оборудования, деталей, сборочных единиц трубопроводов;

- проектная, конструкторская и технологическая документация должна быть приведена в соответствие с правилами до проведения приемочной инспекции изготовленного оборудования, детали или сборочной единицы трубопровода;

- управление ресурсом оборудования и трубопроводов реализуется поэтапно, по мере выполнения плана организационно-технических мероприятий по приведению в соответствие с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования по управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций. Основные положения" (НП-096-15) энергоблоков АЭС;

- до особого указания, связанного с процедурой принятия Постановления Правительства РФ, устанавливающего особенности оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, пересмотра соответствующих федеральных норм и правил, регистрацию оборудования и трубопроводов, предусмотренную пунктом 249 НП-089-15, необходимо производить согласно требованиям приложения N 2 к НП-089-15;

- при выборе материалов для изготовления оборудования, деталей и сборочных единиц трубопроводов, следует руководствоваться документами по стандартизации на материалы, допущенными к применению согласно требованиям НП-089-15.

<Письмо> Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 21.03.2016 N 3.31-22/289
<О рассмотрении обращения>

Организация, находящаяся в отношении аффилированности с другой организацией, являющейся членом одной СРО, обязана самостоятельно в полном объеме уплатить взнос в компенсационный фонд СРО

Разъясняется, что согласно части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ при определении числа членов саморегулируемой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо. Указанное положение введено с целью недопущения возможности создания аффилированными лицами так называемой "кэптивной" (карманной) СРО с целью получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Вместе с тем, наличие аффилированности никак не связано с возможностью неуплаты взносов в компенсационный фонд СРО, поскольку такой фонд обеспечивает возможность возмещения СРО вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, причиненного членом такой СРО вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Градостроительным кодексом РФ установлено императивное правило о том, что член СРО вправе получить свидетельство только после уплаты взноса в компенсационный фонд СРО. В случае невнесения организацией или индивидуальным предпринимателем такого взноса СРО принимает решение об исключении такого лица из членов СРО.

• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269
"Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"

Установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ). В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

- территорий субъекта РФ - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;

- категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

- категорий объектов, на которых образуются отходы (определяемых уполномоченным органом).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов отходов проводятся замеры отходов. Устанавливаются правила проведения таких замеров.

Кроме того, постановлением утверждаются формулы, по которым определяется:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки;

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки;

- среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки;

- среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки;

- годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год;

- годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц;

- среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц;

- среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц.

<Письмо> Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов"

Росприроднадзором актуализированы разъяснения о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Даны разъяснения в связи с принятием Верховным Судом РФ решения от 09.02.2016 по делу N АКПИ15-1379 о признании не действующими с 1 января 2016 года абзацев 2, 7, 8 и 13 письма Росприроднадзора от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676 и в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, касающейся исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Сообщается, в частности, что с 1 января 2016 года в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности на размещенные отходы.

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 05.04.2016 N 95-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

Вводится понятие защитной зоны объектов культурного наследия

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений в границах некрополей, объектов монументального искусства, памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, для которого установлены требования и ограничения в соответствии со статьей 56.4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Устанавливаются следующие границы защитной зоны объекта культурного наследия:

для памятников в границах населенного пункта - 100 м от внешних границ территории памятника;

для памятника вне границ населенного пункта - 200 м от внешних границ памятника;

для ансамбля в населенном пункте - 150 м от внешних границ ансамбля;

для ансамбля вне границ населенного пункта - 250 м от внешних границ памятника;

для объекта культурного наследия в границах населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля;

для объекта культурного наследия вне границ населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 250 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

На основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

Вводится обязанность для органов охраны культурного наследия направлять в орган кадастрового учета документы о зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне, необходимые для внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минтранса России от 29.09.2015 N 289
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41576.

Обновлены требования к авиационным учебным центрам

Правила регламентируют требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня (авиационные учебные центры, АУЦ) согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.

Установлены, в частности:

порядок выдачи сертификата АУЦ и внесения в него изменений;

требования к помещениям, оборудованию и условиям обучения;

требования к персоналу АУЦ;

требования к организации деятельности в АУЦ;

требования к документам АУЦ;

порядок осуществления подтверждения соответствия АУЦ требованиям федеральных авиационных правил.

Приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.

Не подлежащим применению признается приказ Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23, которым были утверждены ранее действовавшие Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров". Ранее выданные сертификаты сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на сертификаты, оформленные в соответствии с настоящими Правилами.

<Письмо> Минобрнауки России от 30.03.2016 N АП-465/18
"О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования"

Вузы вправе один раз в год корректировать стоимость платного обучения с учетом уровня инфляции, за вычетом ранее произведенной оплаты

Минобрнауки России сообщает, что при приеме в вуз на обучение за счет средств физического или юридического лица заключается договор об оказании платных услуг, в котором указывается полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Полная стоимость отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание платной услуги, предусмотренной договором. Указание полной стоимости исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги, оказание которой является предметом заключенного договора. Иные услуги, оказываемые учреждением за плату, могут оказываться в соответствии с законодательством РФ.

Увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Документом, подтверждающим такую корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. Указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от его подписания, учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 05.04.2016 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Полномочия по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья переданы на федеральный уровень

Принятым Федеральным законом полномочия по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья исключаются из перечня полномочий РФ в сфере охраны здоровья, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, и передаются уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья (Росздравнадзору).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

<Письмо> Минздрава России от 26.01.2016 N 11-10/10/2-317
<Об отчете по форме N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" за 2015 год>

Форма статнаблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" за 2015 год представляется с учетом разъяснений Минздрава России

Сообщается о составе и порядке направления отчета:

медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и другим распорядителям средств федерального бюджета, оказывающие медицинскую помощь населению;

медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья дополнительно предоставляют в Минздрав России отчет по форме N 62 по каждой медицинской организации стоматологического профиля отдельно.

Разъяснены также особенности заполнения отдельных разделов отчета.

Органами управления здравоохранением субъектов РФ, медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, оказывающими медицинскую помощь, ФМБА России и другими распорядителями федерального бюджета по подведомственным медицинским организациям должен быть представлен в Минздрав России на бумажном носителе и в электронном виде в Системе "Оказание и ресурсное обеспечение медицинской помощи населению", размещенной на Интернет-портале Минздрава России по адресу:http://62.rosminzdrav.ru.