Обсуждали опыт и проблемы благоустройства городских пространств, стратегического и территориального планирования и стратегического развития городов, поддержки территориального общественного самоуправления, эффективность государственного надзора и другие наболевшие и актуальные вопросы. Выступили главы Хабаровска, Улан-Удэ, Иванова, Брянска, Чебоксар, Челябинска и других городов, заместители губернаторов Воронежской, Костромской и Брянской областей. По итогам работы Палата примет пул рекомендаций к федеральным властям по совершенствованию законодательства.
Событие состоялось 2 марта в Государственной Думе. 54 региональных столицы представляли более 70 человек из всех федеральных округов. Заседание Палаты провели президент Конгресса, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев и председатель Палаты – президент Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, вице-президент Конгресса, мэр г.Хабаровска Александр Соколов. Также участвовали представители Администрации Президента России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Минюста, Минэкономразвития и Минфина, делегаты от органов исполнительной власти субъектов России, эксперты и СМИ.
Как сообщил Александр Соколов, накануне заседания был проведен опрос членов Палаты. Выявлено около 180-ти проблемных вопросов, которые предлагается решать на площадке Палаты. Количество проблем объясняется тем, что региональные столицы являются «лицом субъектов Федерации», и поэтому до 90% своих бюджетов должны направлять на поддержание своих статусов. Мэр Хабаровска заострил внимание на низком уровне собственных налоговых доходов муниципалитетов, что препятствует развитию социального обеспечения граждан и не позволяет муниципалитетам в полной мере поддерживать общественные инициативы. По мнению докладчика, также следует принять правовые, финансовые и организационные меры для создания муниципальных служб охраны общественного порядка (в связи с сокращением государственного финансирования участковых служб полиции), скорректировать перечень муниципальных полномочий для внедрения технологий «безопасного города». Ветшание жилья Президент Палаты назвал катастрофическим и, в частности, предложил продлить действие Федерального закона № 185 от 21.07.2007 на следующий бюджетный период.
Другие члены Палаты поддержали предложения Председателя и внесли ряд своих.
В конце дискуссии члены Палаты приняли за основу предложенный проект Резолюции, который будет доработан с учетом высказанных предложений.
Как сообщил президент Конгресса – первый замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев, Палата собралась впервые – и впервые главы самых больших городов встречаются на открытой федеральной площадке, полностью посвященной их проблемам и перспективам.
В отличие от разовых совещаний по муниципальным проблемам, Палата является постоянным рабочим органом Конгресса, может оперативно корректировать свою повестку и вести мониторинг выполнения принятых решений. Кроме того к работе Палаты Конгресс подключает свои отраслевые Комитеты во главе с депутатами Государственной Думы, сенаторами и членами Общественной Палаты РФ, заинтересованные органы федеральной и региональной власти, представителей полпредств Президента России в федеральных округах.
«Региональные столицы – это локомотивы российской экономики, кузницы кадров, производственные центры. Поэтому к центрам субъектов требуется особый подход и особое внимание. Тем более хочется, чтобы все темы сегодняшней встречи воплотились в конкретные дела и действия ради процветания наших городов и блага их жителей», - сказал Кидяев, открывая мероприятие.
Отдельно члены Палаты обсудили «больную» тему контроля и надзора за деятельностью муниципальных учреждений. По их мнению, во многих регионах возрождается проблема бессмысленных и непомерных штрафов, когда проверяющие органы выявляют недостатки, связанные с нехваткой финансирования, передают материалы в суд и добиваются наложения штрафа на администрацию, иногда в размере сотен тысяч рублей, тем самым вгоняя организацию в еще большие финансовые проблемы.
В связи с этим президент Конгресса обратился к представителям Минюста с просьбой начать мониторинг контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов.
«Несколько лет назад мы решили похожую проблему избыточного контроля, законодательно ограничив возможность штрафовать местных глав. Сейчас мы видим, что растет число штрафов в адрес администраций. Накапливаются судебные решения, которые муниципалитеты не могут выполнить, потому что в местных бюджетах нет денег на эти цели. Мы пригласили Минюст к участию в этом деле, совместный мониторинг поможет увидеть масштаб проблемы и начать работу по ее устранению», - сообщил Кидяев.
Особый блок выступлений на Палате был посвящен вовлечению общества в жизнь российских городов, развитию института территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС представляет собой один из самых серьезных инструментов непосредственной демократии, форму самостоятельного и ответственного продвижения населением собственных инициатив по вопросам местного значения, контроля над выполнением органами власти взятых на себя обязательств. Базой для создания ТОС чаще всего является институт старших домов, дворов, председателей уличных (квартальных) комитетов, ТСЖ и ЖСК.
По данным на 2016 год, в России насчитывается более 35,3 тысячи организаций ТОС, из которых более 4,5 тысячи - юридически зарегистрированных.
«Добровольчество и волонтёрство особенно актуальны для крупных городов. Не секрет, что население там более разобщено, часто люди не знают своих соседей по лестничной клетке. Вовлечь граждан в решение местных вопросов, оказание городу социально значимых услуг – крайне важно для муниципалитета. Поэтому мы подготовили резолюцию, в которой призвали всех участников государственного и муниципального управления оказывать содействие ТОСам», - сообщил Кидяев.
Формы поддержки ТОС могут быть разнообразными. В первую очередь – это обучение, распространения просветительских программ, формирующих у граждан правовые знания, желание участвовать в решении проблем своего муниципалитета. В «материальном» плане – это содействие в получении ТОСами грантов на общественно полезные проекты, поддержки инициатив ТОС за счет местных бюджетов и материальной базы в муниципалитетах.