18 мая на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был рассмотрен законопроект № 58281-7 «О внесении изменений в статьи 27 и 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (в части уточнения порядка введения и использования средств самообложения граждан). Суть законопроекта заключается в том, чтобы разрешить ТОСам вводить самообложения в границах своих территорий решением собрания жителей территории ТОСа.
Предлагается дополнить часть 7 статьи 27 ФЗ-131 пунктом 7 следующего содержания: «осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения, в том числе принятие решений по вопросам введения и использования средств самообложения.
Дополнением к части 1 статьи 56 (после слов «муниципального образования») станет фраза «части территории поселения в границах территориального общественного самоуправления». Часть 2 той же статьи предлагается продолжить словами « собрании граждан, осуществляющем территориальное общественное самоуправление».
В состав инициаторов законопроекта вошли 19 депутатов Государственной Думы. Инициатива получила поддержку законодательных органов Республики Татарстан и Кабардино-Балкарской Республики, Алтайского и Красноярского краев, Астраханской и Вологодской областей, а также ЯНАО.
В тоже время Правительство РФ представило отрицательное заключение на законопроект. Основное возражение состоит в том, что предлагаемая модель приведет к подмене форм принятия гражданами общеобязательных решений и будет противоречить самому принципу создания ТОС как самоорганизованного объединения граждан. В этой связи решено отправить законопроект инициаторам на доработку.
Как прокомментировал событие Президент Общероссийского Конгресса Виктор Кидяев, механизмы самообложения давно нуждаются в совершенствовании, однако решать проблему следует очень аккуратно.
«С использованием средств самообложения могут решаться самые разные вопросы, которые важны для людей, вплоть до ремонта и строительства объектов транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры. ТОСы, конечно же, тоже могут в этом участвовать, причем уже сегодня. Например, ТОС может стать основным помощником для органов местного самоуправления при проведении разъяснительной работы среди граждан, чтобы они пришли на референдум и проголосовали за самообложение. ТОСы могут участвовать во всевозможных грантовых конкурсах и привлекать добровольные денежные пожертвования на свои проекты. Но возлагать сейчас на ТОСы ответственность за сбор обязательных платежей от всех жителей территории, а тем более, за реализацию собранных средств в рамках проекта, - это неправильно. Для местных активистов такая нагрузка непосильна.
Кроме того, нельзя забывать о том, граждане не финансируют проекты на все 100%. Основные затраты несут местные и региональные бюджеты, а значит, действуют правила межбюджетных отношений. И поэтому вся ответственность за старт и итоги проектов, которые реализуются с использованием средств самообложения, должна оставаться за органами местного самоуправления.
Думаю, что основной путь совершенствования механизмов самообложения пролегает все же в иной плоскости. Целесообразно разрешить проведение местного референдума о введении самообложения в границах населенного пункта в составе сельского поселения или микрорайона в составе города, как это и предлагает сделать Общероссийский Конгресс муниципальных образований», - сообщил Виктор Кидяев.