- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Президентом РФ определены основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
Утверждена Стратегия, направленная на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности подразумевает:
развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
устойчивое развитие национальной финансовой системы;
сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства;
повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
обеспечение безопасности экономической деятельности;
развитие человеческого потенциала.
Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа:
I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;
II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Каждые шесть лет стратегия будет корректироваться с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.
ФСБ России предоставлены полномочия по изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации
Соответствующее дополнение внесено в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года N 960.
Расширен перечень разделов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"
В ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" включен новый раздел, представляющий собой реестр иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством РФ. Данный раздел содержит справочную информацию о федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, Банке России, а также об организациях, предоставляющих иные услуги.
Утвержден перечень сведений об услуге, включенной в перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Он включает, в том числе, наименование услуги, уникальный реестровый номер услуги и дату размещения в ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", наименование федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, Банка России, организации, предоставляющих услугу, способы предоставления услуги, описание результата предоставления услуги и другие сведения.
Правила ведения ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" дополнены новым разделом, предусматривающим порядок размещения в федеральном реестре сведений об иных услугах.
Предусмотрено, что ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" обеспечивает также предоставление указанных иных услуг. Публикация сведений из раздела федерального реестра, содержащего сведения о таких услугах на едином портале, осуществляется в течение 1 календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.
Утверждены правила предоставления в 2017 году государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами в валюте РФ на срок от 3 до 7 лет на цели, установленные Правительством РФ
Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств:
стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, и (или) в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" и при условии если эти организации являются исполнителями государственного оборонного заказа;
иных организаций.
Гарантии предоставляются по кредитам (за исключением кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий) или облигационным займам, привлекаемым принципалами в валюте РФ на цели осуществления своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения, а также на цели погашения кредитов (в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга), привлеченных принципалами ранее (за исключением кредитов, обеспеченных государственными гарантиями РФ) на осуществление своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения. Гарантии не предоставляются по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на цели рефинансирования ранее рефинансированных кредитов.
Установлен порядок выдачи Минпромторгом России заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации
Заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого субъектами деятельности в сфере промышленности.
В заявлении в числе прочего указывается наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (при наличии).
К заявлению прилагаются заверенные руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иным уполномоченным представителем заявителя копии документов, в том числе справка, содержащая информацию о функциональных, технических, эксплуатационных и качественных характеристиках производимой заявителем промышленной продукции, о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах заявителя промышленной продукции (при наличии).
По результатам положительной проверки представленных документов в течение 5 рабочих дней выдается заключение, которое действительно в течение 1 года со дня его выдачи.
Также в Постановлении приводятся критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2017 года.
В перечень критериев создания особой экономической зоны включена оценка предполагаемой к созданию особой экономической зоны по показателям рентабельности, доходности и срока окупаемости
Устанавливаются значения указанных показателей для особых экономических зон промышленно-производственного, туристско-рекреационного, технико-внедренческих типов и портовых особых экономических зон.
Кроме того, в числе прочего, уточняются: требования к хозяйственным обществам, намеревающимся осуществлять функции управляющей компании; перечень документов, которым должны соответствовать цели создания особой экономической зоны; требования к объемам привлекаемых инвестиций.
С 1 июля 2017 года вступают в силу Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства
Контракт заключается в порядке, установленном законодательством о госзакупках, при наличии следующих оснований:
получено заключение по результатам проведенного в порядке, определенном Правительством РФ, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;
решение о заключении контракта принято Правительством РФ или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта РФ - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Подготовка обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в целях заключения контракта не требуется в случае, если в отношении инвестиционного проекта проведен публичный технологический и ценовой аудит крупного инвестиционного проекта с государственным участием в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 382.
Правительством РФ утвержден перечень иных услуг, оказываемых Банком России, АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и АО "ГЛОНАСС", сведения о которых размещаются в едином реестре госуслуг
В указанный перечень, в частности, включены услуги по приему уведомлений о фактах, раскрытие информации о которых предусмотрено законодательством РФ о раскрытии информации на рынке ценных бумаг (в том числе, уведомления от лиц, получивших право распоряжаться голосами по акциям, а также от организаций, подконтрольных эмитенту; уведомления от лиц, получивших право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на акции отдельных категорий НФО); услуги по выдаче выписок из отдельных государственных реестров и реестров лицензий НФО, а также реестров иных лиц, в том числе актуариев, аттестованных лиц и иных; а также услуги по получению информации из Центрального каталога кредитных историй о бюро, в котором хранится кредитная история гражданина.
Банку России, кроме того, рекомендовано осуществлять предоставление указанных услуг с использованием Единого портала госуслуг.
Утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности
Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон. На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимаемых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем.
Концепция направлена на совершенствование системы стимулирования российских организаций к повышению информационной открытости и прозрачности результатов воздействия их деятельности на общество и окружающую среду; расширение возможностей для объективной оценки результатов деятельности российских организаций в общественное развитие; содействие укреплению репутации российских организаций и повышению доверия к их деловой активности; систематизацию процесса внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику российских организаций; повышение осведомленности широкого круга лиц о международных стандартах в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, о значении публичной нефинансовой отчетности для отчитывающихся российских организаций и для их внешнего окружения.
Предусматриваются 4 этапа реализации Концепции.
На первом этапе (2017 - 2018 годы) предусматривается, в числе прочего, развитие нормативной и методической базы, развитие инструментов независимой оценки, определение состава базовых индикаторов, минимально необходимых для раскрытия информации о результатах деятельности организации, утверждение перечня организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности и раскрытия базовых индикаторов.
На втором этапе (2019 - 2020 годы) предусматривается, в частности, регулярное составление индексов и рейтингов в области социальной ответственности и устойчивого развития на основе анализа публичной нефинансовой отчетности. В состав организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить в том числе: государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании; хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности, государственные унитарные предприятия при условии, что такие хозяйственные общества и государственные унитарные предприятия имеют за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 10 млрд. рублей и выше, определяемый на основании консолидированной финансовой отчетности, а при отсутствии обязанности составления такой отчетности - на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, или среднесписочную численность работающих, составляющую 4000 чел. и выше; прочие хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности и ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Предполагается, что с 2019 года указанные организации будут публиковать нефинансовые отчеты за предыдущий период.
На третьем этапе (2021 - 2022 годы) предусматривается, в том числе, разработка дополнительных критериев с учетом отраслевой специфики, в соответствии с которыми уточняется состав тех организаций, на которые поэтапно распространяется требование публикации нефинансовой отчетности. В состав организаций, на которые на третьем этапе распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить: хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности, государственные унитарные предприятия при условии, что такие хозяйственные общества и государственные унитарные предприятия имеют в соответствии с бухгалтерской (финансовой) отчетностью или консолидированной финансовой отчетностью за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 5 млрд. рублей и выше или среднесписочную численность работающих, составляющую 2000 чел. и выше; хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.
На четвертом этапе (начиная с 2023 года) в состав организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить 500 крупнейших организаций, объем выручки (дохода) которых соответствует критериям ведущих российских рейтингов.
В новой редакции изложен Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Указанный Перечень включает в себя межгосударственные стандарты, национальные стандарты, своды правил (актуализированные редакции СНиП), своды правил (неактуализированные редакции СНиП), своды правил (неактуализированные редакции сводов правил Госстроя России) (всего 345 позиций).
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Постановлением, в частности:
- корректируется порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ежегодный размер арендной платы за такие земельные участки будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды);
- в отношении таких земельных участков устанавливается пятилетний срок, в течение которого не допускается изменение размера арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды;
- устанавливаются льготные ставки арендной платы за федеральные земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, предоставленные собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством;
- вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.
Установлена процедура проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры
Определены особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать муниципальному образованию (муниципальным образованиям) и/или субъекту РФ (субъектам РФ).
Совместный конкурс проводится с целью заключения с лицом, определенным в качестве победителя конкурса или единственного участника конкурса, нескольких концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Определены порядок подачи предложения о проведении совместного конкурса, порядок принятия органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ решения о проведении такого конкурса или о невозможности его проведения, процедура проведения совместного конкурса. Для участия в совместном конкурсе заявители должны подавать единую заявку на участие, а участники совместного конкурса - единое конкурсное предложение.
Обновлены порядок инвестирования средств страховых резервов и перечень разрешенных для инвестирования активов
Указание устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов и порядок инвестирования средств страховых резервов, предусматривающий требования к эмитентам ценных бумаг или выпускам ценных бумаг в зависимости от присвоения кредитных рейтингов, включения в котировальные списки организаторами торговли на рынке ценных бумаг, к структуре активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов (в том числе требования, предусматривающие максимальный разрешенный процент стоимости каждого вида активов или группы активов от размера страховых резервов или отдельных видов страховых резервов).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу Указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 16.11.2014 N 3444-У.
Страховщикам (страховым организациям и обществам взаимного страхования) необходимо привести состав и структуру активов, в которые инвестированы средства страховых резервов, в соответствие с Указанием в течение 20 календарных дней со дня вступления его в силу.
Обновлены порядок инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечень разрешенных для инвестирования активов
Указание устанавливает порядок инвестирования собственных средств (капитала) страховщика, предусматривающий требования к эмитентам ценных бумаг и/или выпускам ценных бумаг в зависимости от присвоенных кредитных рейтингов, включения в котировальные списки организаторами торговли на рынке ценных бумаг, к структуре активов, в которые допускается размещение части собственных средств (капитала) страховщиков (в том числе требования, предусматривающие максимально разрешенный процент стоимости каждого вида активов или группы активов от размера собственных средств (капитала) страховщика или их части).
Страховщикам необходимо привести состав и структуру активов, в которые инвестированы собственные средства (капитал) страховщика, в соответствие с Указанием в течение 20 календарных дней со дня вступления его в силу.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Аналогичное Указание Банка России от 16.11.2014 N 3445-У признано утратившим силу со дня вступления в силу нового Указания.
Росреестром проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора и контроля за 2016 год
Проанализирована правоприменительная практика, в частности, по следующим разделам:
составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, согласование планов проведения проверок органами муниципального земельного контроля, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры;
обоснование проведения внеплановых проверок, согласование их проведения с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
подготовка и издание приказов (распоряжений) о проведении проверок, выбор формы проведения проверки, исчисление сроков проведения проверок;
оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам;
привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора (контроля).
Приведены типичные нарушения обязательных требований и принимаемые меры (например, типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора являются, в том числе, изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям, или неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества).
Минфин России предлагает при вынесении решения об оказании финансовой помощи в связи с разрушением жилья и определении размеров такой помощи учитывать наличие действующего договора страхования жилого помещения
Минфином России подготовлен проект поправок к законопроекту об упорядочивании механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений, иных стихийных бедствий (далее - ЧС).
Согласно проекту, условие о страховании от ЧС будет вводится во все действующие договоры страхования жилья (домов и квартир) в виде специальной секции. Отдельных договоров только по страхованию этого риска не предполагается. По согласованию со страхователем страховая сумма по договору может быть больше суммы выплат по риску страхования жилья от ЧС.
Предлагается установить, что все риски страхования от ЧС подлежат передаче в облигаторное перестрахование в национальную перестраховочную компанию. Минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку страхования жилья от ЧС природного характера, а также методика расчета страховых тарифов будут устанавливаться Банком России.
Страхование жилья будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с программами защиты жилищных прав граждан. Такие программы будут утверждаться каждым регионом РФ. Программы должны содержать перечень страховых рисков, при наступлении которых предоставляется финансовая помощь из бюджетной системы.
Предельный максимальный размер подлежащего возмещению ущерба по риску, группе рисков, договору страхования жилого помещения, включающий страховое возмещение и финансовую помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, будет определяться в договоре страхования в порядке, установленном Правительством РФ, исходя из общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ, а также с учетом объема обязательств страховщика сверх программы (при наличии).
Методика проведения экспертизы поврежденного жилого помещения и определения размера подлежащего возмещению ущерба, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определяются Правительством РФ. Признание жилого помещения непригодным для проживания будет осуществляться на основе выводов специально создаваемой для этих целей комиссии с участием в ней представителя страховщика, застраховавшего жилое помещение.
Предусматривается, что в целях заключения и исполнения договоров страхования страховщики имеют право на информационное взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ, а также получение от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, информации, не содержащей персональных данных, о расположенных на территории субъекта РФ жилых помещениях. Кроме того, предполагается создание единой автоматизированной информационной системы по страхованию жилых помещений, содержащей информацию о заключенных договорах страхования, страховых случаях и выплате страхового возмещения, а также иную информацию об осуществлении страхования. Оператором единой автоматизированной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, будет являться профессиональное объединение страховщиков.
Порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы, в том числе обеспечения доступа к содержащейся в ней информации, перечни видов информации, предоставляемой страховщиками в обязательном порядке, будут устанавливаться Банком России.
• СЕМЬЯ
Верховным Судом РФ разъяснены особенности применения законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей
При рассмотрении дел указанной категории судам следует иметь в виду, в частности, следующее:
- поскольку запись о родителях ребенка производится только после рождения ребенка (абзац второй пункта 3 статьи 48 СК РФ), споры, связанные с установлением происхождения детей, также могут быть разрешены судом только после рождения ребенка;
- несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, то есть согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних отца и матери на регистрацию рождения ребенка и установление материнства и отцовства не требуется;
- отсутствие сведений о месте фактического проживания ответчика не является препятствием для рассмотрения судом дел, связанных с установлением происхождения ребенка. При неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика;
- при рассмотрении дел, связанных с установлением отцовства, судам следует иметь в виду, что, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери ребенка, если не доказано иное в соответствии со статьей 52 СК РФ, при этом отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке;
- для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу, в том числе и молекулярно-генетическую, позволяющую установить отцовство (материнство) с высокой степенью точности. Вместе с тем судам следует учитывать, что заключение эксперта (экспертов) по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, оно не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами;
- в соответствии с частью 3 статьи 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Указанный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила эксперту (экспертам) необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение эксперта (экспертов), исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности;
- в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 51 СК РФ лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Указанное правило распространяется также на случаи, когда договор на вынашивание ребенка суррогатной матерью заключен одинокой женщиной.
Вместе с тем судам следует иметь в виду, что в случае, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями указанных выше лиц (потенциальных родителей), то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание. В целях правильного рассмотрения дела суду, в частности, следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого договора, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись истцов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств разрешить спор в интересах ребенка;
- по смыслу семейного законодательства (пункт 4 статьи 51 СК РФ), рождение ребенка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет (анонимный донор). С учетом этого лицо, являвшееся донором генетического материала, не вправе при разрешении требований об оспаривании и (или) установлении отцовства (материнства) ссылаться на то обстоятельство, что оно является фактическим родителем ребенка.
По этим же основаниям не могут быть удовлетворены и требования лиц, записанных в качестве родителей (единственного родителя) ребенка, об установлении отцовства в отношении лица, являвшегося донором генетического материала, с использованием которого был рожден ребенок.
В связи с принятием настоящего Постановления признаны утратившими силу пункты 1 - 7, 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 года N 6).
• ЖИЛИЩЕ
Минстроем России разъяснен порядок расчета платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды
Сообщается, в частности, что с 1 января 2017 года применяются положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии и тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения указанных расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения в плату за содержание жилого помещения указанных расходов не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.
По мнению Минстроя России, размер расходов на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда МКД оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и/или нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.
Минстроем России даны разъяснения по отдельным вопросам, связанным с расчетом платы за жилищно-коммунальные услуги
В письме рассмотрены, в частности, вопросы:
о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
о порядке уплаты пени лицами, несвоевременно и/или не полностью внесшими плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
о размере платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Минстроем России даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при применении законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
В частности, рассмотрены вопросы:
о подтверждении соответствия требованиям к уставному капиталу застройщиками, являющимися некоммерческими организациями;
о необходимости перерасчета общей приведенной площади жилого помещения и цены договора по договорам долевого участия, заключенным до 1 января 2017 года, право собственности по которым у участников долевого строительства еще не возникло;
о начислении застройщику неустойки (пени) за нарушение предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства вследствие уклонения указанного участника от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства;
о передаче застройщиком инструкции по эксплуатации объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
о необходимости принятия административного регламента по осуществлению полномочий контролирующих органов по выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ;
осуществления контролирующими органами полномочий по выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ;
о необходимости внесения изменений в проектные декларации после ввода объекта в эксплуатацию, но до момента передачи помещений по передаточному акту всем участникам долевого строительства;
определения предельных размеров машино-мест на объекты, строительство которых начато или было завершено до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 15 мая по 15 июня москвичи могут высказаться "за" или "против" включения их дома в проект программы реновации
Голосование будет проводиться только в отношении многоквартирных домов, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в сети Интернет перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию, для их последующего включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Голосование будет проводиться с использованием электронных сервисов, в рамках проекта "Активный гражданин" либо в любом многофункциональном центре предоставления государственных услуг в районе или поселении города Москвы "Мои документы" независимо от места жительства голосующих граждан.
В период проведения голосования его участники вправе голосовать повторно, при этом приоритетным будет являться мнение, высказанное при более позднем голосовании.
В случае голосования участника голосования в рамках проекта "Активный гражданин" и голосования в центре госуслуг приоритетным считается мнение, высказанное при голосовании в центре госуслуг.
В голосовании вправе принять участие граждане - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень, наниматели по договору социального найма жилых помещений в таких многоквартирных домах, а также юридические лица - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (за исключением жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма).
Граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, осуществляют голосование по выбору путем электронного голосования в рамках проекта "Активный гражданин" либо в любом центре госуслуг независимо от места жительства.
Граждане, не достигшие на день голосования возраста 18 лет, осуществляют голосование через своего законного представителя в любом центре госуслуг независимо от места жительства голосующего гражданина.
Юридические лица - собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень, осуществляют голосование в любом центре госуслуг независимо от места нахождения жилого помещения.
Следует иметь в виду, что в случае если все собственники квартиры или наниматели по договору социального найма не приняли участие в голосовании, их квартира учитывается в подведении итогов голосования как квартира, проголосовавшая "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Подведение итогов голосования по каждому многоквартирному дому будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе определяются итоги голосования по каждой квартире в многоквартирном доме, включенном в перечень, на втором этапе - определяются итоги голосования в целом по многоквартирному дому.
Многоквартирный дом будет считаться поддержанным для включения в проект программы реновации в случае, если число квартир, проголосовавших "за включение", включая не проголосовавших, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме, уменьшенного на число квартир, в которых мнения (голоса) распределились поровну (голосование по таким квартирам не учитывается и в подведении итогов голосования не принимается).
Кроме голосования собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в перечень, вправе провести в период с 15 мая по 15 июня 2017 года общее собрание собственников по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Результаты общего собрания будут учитываться при формировании проекта программы реновации жилищного фонда и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Утверждено Положение, определяющее правовое положение (статус) космонавтов Российской Федерации
Космонавтом является гражданин РФ, выразивший желание участвовать в космических полетах, соответствующий установленным профессиональным и медицинским требованиям, прошедший конкурсный отбор и подготовку к выполнению пилотируемых космических полетов, и по результатам квалификационной аттестации принятый на должность космонавта-испытателя или космонавта-исследователя.
Настоящим Положением определены права и обязанности космонавта, реализуемые им в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Упрощены требования к подтверждению периода ухода за инвалидами и престарелыми лицами для назначения пенсии
Периоды ухода трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, теперь подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Установлены особенности включения в страховой стаж для назначения пенсии периодов уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем; периодов уплаты за себя страховых взносов в ПФР физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС; периодов, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы).
Обновлены формы документов, используемых ФСС России для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС России
Утверждены, в частности, следующие формы:
- заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по страховым взносам;
- извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Утратившим силу признан Приказ ФСС России от 21.05.2015 N 205 "Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации".
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Актуализирован используемый в целях определения налоговой базы по НДС перечень товаров, работ и услуг, длительность производственного цикла изготовления, выполнения и оказания которых составляет свыше 6 месяцев
Перечень изложен в новой редакции в связи с отменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК-005-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и принятием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Напомним, что Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам. Указанные ключи размещены в сети Интернет по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.
Производители машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности могут получить субсидию в размере 15 процентов от цены оборудования
Субсидия предоставляется производителю при выполнении следующих условий: оборудование произведено не ранее 1 января 2016 г.; договор купли-продажи оборудования заключен не ранее 1 января 2017 г.; покупателю оборудования в соответствии с договором купли-продажи предоставлена скидка в размере не менее 15 процентов цены оборудования (без учета налога на добавленную стоимость).
Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между получателем субсидии и Минпромторгом России. Указываются условия, которым должен соответствовать производитель для заключения указанного договора, а также содержание такого договора.
Правилами, кроме того, устанавливается:
- перечень документов, предоставляемых претендентом на получение субсидии;
- порядок рассмотрения Минпромторгом России поступивших документов;
- сроки и основания принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии;
- максимальный размер предоставляемой субсидии;
- обязанности лица, получившего субсидию;
- порядок осуществления контроля за соблюдением производителем порядка, целей и условий предоставления субсидии.
Обновлен порядок направления налогоплательщику по ТКС требования об уплате налогов и других обязательных платежей
Новым порядком регламентирована процедура информационного обмена при направлении налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (в связи с передачей налоговым органам администрирования данных платежей), пени, штрафа, процентов в электронной форме.
Участниками информационного обмена при направлении требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также операторы электронного документооборота.
Определен перечень электронных документов, которыми обмениваются участники информационного обмена в процессе документооборота, а также процедура их направления по телекоммуникационным каналам связи.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-8/700@, которым был утвержден аналогичный порядок.
Для целей соблюдения требований к составу и структуре активов АИФ и ПИФ установлены ограничения на заключение сделок с ПФИ, договоров репо и других сделок
Так, например, определено, что стоимость лотов производных финансовых инструментов, стоимость ценных бумаг (сумма денежных средств), полученных по первой части договора репо, размер принятых обязательств по поставке активов по иным сделкам, и заемные средства, в совокупности не должны превышать 40 процентов стоимости чистых активов инвестиционного фонда.
Указанием установлены также иные ограничения, при соблюдении которых допускается заключение сделок репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Утверждены формы отчетности об использовании субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС
В бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Отчетность об использовании субсидии по утвержденным формам представляется ежеквартально нарастающим итогом в следующем порядке:
государственным учреждением - в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за год - в сроки, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя - в ФФОМС в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за год - до 1 марта года, следующего за отчетным.
<Письмо> ФНС России от 10.04.2017 N ГД-4-8/6690
"О направлении для использования в работе"
Минфин России указал на отсутствие основания для зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при наличии непогашенной задолженности по страховым взносам
В письме сообщается, что при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
<Письмо> ФНС России от 25.04.2017 N ГД-4-8/7829
"Об изменении сроков уплаты страховых взносов"
Налоговые органы вправе предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате только тех страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Порядок изменения сроков уплаты таких страховых взносов регламентирован главой 9 Налогового кодекса РФ.
В частности, что касается страховых взносов, пеней и штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...", налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Сообщается также, что задолженность и недоимка, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, подлежат уплате или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
<Письмо> ФНС России от 10.05.2017 N СД-4-3/8651@
"О применении коэффициента Ктд при исчислении НДПИ"
ФНС России разъяснила применение участниками регионального инвестиционного проекта понижающего коэффициента Ктд к основным ставкам НДПИ
Ставки НДПИ, установленные в отношении отдельных видов полезных ископаемых, умножаются на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд) при соблюдении условий, установленных статьей 342.3-1 НК РФ.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения статьи 284.3-1 НК РФ, пунктом 2 которой установлены условия для получения организацией статуса участника РИП.
С учетом этого указано, что до получения статуса участника РИП, т.е. при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2016 года, организация не вправе применять коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), установленный статьей 342.3-1 НК РФ.
Минфин России подготовил информацию об изменениях в сфере проведения аудита, вступающих в силу в мае 2017 года
Сообщается, в частности, о следующем:
приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н определены виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг. Приказ вступает в силу 22 мая 2017 г.;
уточнен порядок введения в действие МСА на территории Российской Федерации;
уточнен порядок проведения Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций;
введена регистрация аудиторских организаций, обслуживающих общественно-значимых клиентов.
Обеспечить правильное составление отчета о составе и структуре активов страховой организации помогут опубликованные Банком России контрольные соотношения
Банком России разработаны контрольные соотношения к отчетности по форме 0420154 "Отчет о составе и структуре активов" за апрель и май 2017 года.
Указанная отчетность составляется страховыми организациями, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих только обязательное медицинское страхование.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 апреля 2017 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
ФСС РФ информирует об условиях размещения средств на банковские депозиты в кредитных организациях
Сообщается, что максимальный размер средств, размещаемых на банковские депозиты в кредитных организациях, составляет 49 151 124 580,00 рублей.
Срок размещения страхового резерва составляет 60 дней.
Минимальная процентная ставка размещения средств составляет 9,02% годовых. Процентная ставка фиксируется на весь срок действия депозита. Выплата процентного дохода осуществляется ежемесячно.
Отбор заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита проводится 18 мая 2017 года.
Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за апрель 2017 года определена в размере 7,7642
Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:
средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в апреле 2017 года данный показатель составил 50,91 долларов США за баррель);
среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в апреле 2017 года - 56,4315).
Письмо ФНС России от 12.04.2017 N БС-4-11/6925
ФНС России разъяснила порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в случае возврата работнику НДФЛ в связи с предоставлением имущественного налогового вычета
Форма расчета 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
В случае если работнику в апреле 2017 года произведен возврат суммы НДФЛ, удержанного с начала года, на основании уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет, то данная операция подлежит отражению по строкам 030 и 090 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017 года.
При этом значение строки 070 не уменьшается на сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую возврату на основании уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет.
Письмо Минфина России от 26.04.2017 N 03-14-08/26190
Минфин России признал правомерным отказ в выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции при наличии задолженности по уплате пеней и штрафов в части страховых взносов
Срок действия лицензии продлевается при условии представления налоговым органом сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
Следовательно, наличие задолженности по уплате страховых взносов не является основанием для отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии.
Однако в письме указано, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
С учетом изложенного сообщается, что отказ в выдаче лицензии при наличии задолженности по уплате пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части страховых взносов правомерен.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N 3-собес (сводная) "Сведения о стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), действующая с отчета за 2017 год
Форму предоставляют юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) - государственные и негосударственные поставщики социальных услуг, осуществляющие стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) - в орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в срок до 10 февраля после отчетного периода.
Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, представляют указанную форму в Минтруд России в срок до 25 февраля после отчетного периода.
Утратившим силу признан Приказ Росстата от 11.09.2009 N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".
Банком России приведены формы отчетности, проведение аудита которых необходимо обеспечить управляющим компаниям ИФ, ПИФ и НПФ
В рамках исполнения требований законодательства в части проведения обязательного аудита отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом управляющим компаниям необходимо обеспечить проведение аудита:
- формы 0420502 "Справка о стоимости чистых активов..." (отчет за декабрь отчетного года);
- формы 0420505 "Отчет о вознаграждениях и расходах, связанных с доверительным управлением имуществом..." (за отчетный год);
- формы 0420503 "Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества..." (12 отчетов за каждый отчетный месяц отчетного года).
К аудиторским заключениям, представляемым управляющими компаниями в Банк России, достаточно приложения только указанных отчетов.
<Информация> Банка России
"Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 01.10.2015 N 494-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях (далее - Положение N 494-П)"
Банк России ответил на вопросы НФО, возникающие в связи с применением стандарта бухучета операций с ценными бумагами
Банком России разъясняется, в частности, следующее:
балансовая стоимость финансового актива, учитываемого по амортизированной стоимости, при расчете величины резерва под обесценение представляет собой амортизированную стоимость актива до корректировки на величину резерва под обесценение. Балансовая стоимость может быть определена по методу ЭСП независимо от величины резерва;
затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываются на счете N 50905 "Предварительные затраты по приобретению и выбытию (реализации) ценных бумаг". Иной порядок учета или возможность самостоятельного выбора в учетной политике порядка учета затрат, связанных с приобретением ценных бумаг, Положением N 494-П не предусмотрены;
если долговые ценные бумаги приобретаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения (сумма дисконта) начисляется в течение срока их обращения в соответствии с выбранным методом начисления процентного дохода по мере причитающегося по ним по условиям выпуска дохода с учетом требований пункта 1.4 Положения N 494-П.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Скорректированы положения некоторых актов Правительства РФ, посвященные документальному оформлению процедуры технологического присоединения к электрическим сетям
В частности, вводится определение акта об осуществлении технологического присоединения (акта о технологическом присоединении), под которым понимается документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Постановлением, кроме того, уточняется перечень документов, составляемых в процессе технологического присоединения к электрическим сетям, а также порядок их составления.
При этом указывается, что субъекты электроэнергетики и органы федерального государственного энергетического надзора не вправе требовать от собственника (владельца) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) переоформления документов о технологическом присоединении, оформленных в установленном порядке до дня вступления настоящего Постановления в силу.
Документы о технологическом присоединении, составленные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Постановления, действуют до их переоформления в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Договор энергоснабжения до завершения технологического присоединения теперь можно заключить с использованием принципа "одного окна"
В соответствии с действующим порядком заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии потребители должны следовать определенной последовательности процедур заключения указанных договоров.
Согласно подписанному Постановлению, заявитель при подаче заявки на технологическое присоединение будет указывать наименование поставщика, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию. Сетевая организация будет направлять документы заявителя этому поставщику, а по завершении всех процедур выдавать заявителю договор поставки электроэнергии.
Таким образом, заявители по результатам мероприятий по технологическому присоединению получают возможность без задержки по времени начать потреблять электрическую энергию в рамках заключенного договора.
С 1 июля 2017 года вводятся минимальные требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, включая объекты использования атомной энергии
Постановлением устанавливаются минимальные требования к членам СРО:
- выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов использования атомной энергии;
- выполняющим инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства и реконструкции особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии;
- осуществляющим подготовку проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования объектов атомной энергии;
- осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2017 года.
Установлены состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов
Подготовка проекта планировки территории осуществляется по внешним границам максимально удаленных от планируемого маршрута прохождения линейных объектов (трасс) зон с особыми условиями использования территорий, которые подлежат установлению в связи с размещением этих линейных объектов.
Графические материалы, входящие в состав проекта планировки территории, разрабатываются в масштабе от 1:500 до 1:5000, если иной масштаб не установлен утвержденным Положением в отношении отдельных графических материалов проекта планировки территории.
Подготовка графической части проекта планировки территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН.
Проект планировки территории должен соответствовать требованиям, установленным заданием на разработку документации по планировке территории.
Определены состав проекта планировки территории, содержание основной части проекта планировки территории, содержание материалов по обоснованию проекта планировки территории.
Определен перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик по государственному (муниципальному) контракту обязан выполнить самостоятельно
В указанный перечень включено 34 вида работ, в том числе, подготовительные, земляные, свайные работы; работы по возведению несущих конструкций и устройству кровли; устройству сетей канализации, водо-, газо- и теплоснабжения; работы по устройству туннелей, штолен, благоустройству.
Устанавливается, что стоимость работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно, должна составлять не менее 15% (а с 1 июля 2018 года - не менее 25%) от цены контракта. При этом подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объемы работ из видов и объемов, установленных в документации о закупке.
Кроме того, Постановлением вводится ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту. Порядок определения размера такого штрафа устанавливается Правилами определения размера штрафа, исчисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, исчисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, исчисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
МВД России определена процедура установления соответствия условий для проводимых в автошколах теоретического и практического экзаменов установленным требованиям
В целях определения соответствия требованиям Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097, организация, осуществляющая образовательную деятельность, представляет заявление и необходимые документы.
Соответствие или несоответствие условий установленным требованиям подтверждается выдаваемым подразделением Госавтоинспекции заключением о соответствии или несоответствии условий для проведения теоретического экзамена или экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, установленным требованиям.
Определение соответствия установленным требованиям осуществляется по результатам обследования учебно-материальной базы организации. Проверяется на соответствие установленным требованиям, в том числе автоматизированная система для проведения теоретического экзамена, автодром, автоматизированный автодром или закрытая площадка, транспортные средства, средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, их работоспособность.
Определен порядок оформления результатов обследования, выдачи заключения, прекращения или приостановления действия заключения о соответствии условий установленным требованиям.
В приложениях приведены в том числе формы заявления о соответствии установленным требованиям, акта обследования.
В целях содействия юридическим и физическим лицам в разработке укрупненных нормативов цены строительства и укрупненных нормативов цены конструктивных решений с 31 марта 2017 введены в действие соответствующие методические рекомендации
Укрупненные нормативы цены строительства, согласно рекомендациям, в зависимости от степени укрупнения могут разрабатываться как на отдельные здания и сооружения, так и на комплекс зданий и сооружений (например, в целом на завод, предприятие и т.п.) и могут предназначаться для:
- определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции;
- оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения;
- подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование;
- планирования инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
- иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, приводится рекомендуемая номенклатура сборников укрупненных нормативов цены строительства; сравнительная таблица отбора объектов-представителей; таблица расчета укрупненного норматива цены строительства; таблица расчета стоимости СМР; расчет стоимости оборудования; расчет стоимости прочих работ и затрат; образец таблицы сборников укрупненных нормативов цены строительства.
Установлены требования к содержанию и порядку разработки отчета по обоснованию безопасности блока атомной станции с реактором типа ВВЭР
Информация, содержащаяся в отчете, должна подтверждать соответствие блока АС требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также установленным в проектной документации АС критериям и принципам обеспечения безопасности АС. Если в отчете вместо представления информации в соответствии с утвержденными Требованиями приводятся ссылки на документы, где содержится недостающая информация, то данные документы должны представляться совместно с отчетом. Иные документы, на которые имеются ссылки в отчете, представляются по запросу уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Отчет должен состоять из раздела "Введение" и 18 глав (в том числе "Общее описание АС", "Характеристика района и площадки АС", "Общие положения проектирования зданий, сооружений, систем и элементов АС", "Реактор" и т.д.). В приложениях к Требованиям приведено содержание раздела "Введение" и глав.
Обновлена форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
Также определены правила оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
Заключение содержит следующие разделы:
общие положения;
описание сметы на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт);
выводы по результатам проверки сметной стоимости.
Заключение должно быть конкретным, объективным, аргументированным, не должно содержать подчисток или приписок, зачеркнутых слов или исправлений. Заключение подписывается лицами, участвовавшими в проверке сметной стоимости с указанием их должности.
Признан не подлежащим применению аналогичный приказ Минрегиона России от 20.08.2009 N 354.
Сведения на первичную, вторичную упаковку биомедицинских клеточных продуктов и транспортную тару должны наноситься хорошо читаемым шрифтом на русском языке
Определен перечень сведений, наносимых на первичную упаковку, вторичную упаковку биомедицинских клеточных продуктов и транспортную тару, в которую помещен биомедицинский клеточный продукт.
В частности, на первичную упаковку биомедицинского клеточного продукта наносятся следующие сведения:
наименование биомедицинского клеточного продукта;
торговое наименование биомедицинского клеточного продукта (указывается, если присвоено);
тип биомедицинского клеточного продукта (аутологичный, аллогенный, комбинированный);
способ и кратность применения биомедицинского клеточного продукта;
дата производства и срок годности биомедицинского клеточного продукта, определенный календарной датой (в случае, если срок годности биомедицинского клеточного продукта составляет менее 15 суток, эти сведения должны содержать указание на время (в часах и минутах) производства биомедицинского клеточного продукта и время (в часах и минутах) окончания срока годности биомедицинского клеточного продукта);
надпись "Для доклинических исследований" или "Для клинических исследований" (если биомедицинский клеточный продукт предназначен для проведения доклинических исследований или клинических исследований).
В случае если биомедицинские клеточные продукты предназначены исключительно для экспорта, их первичная упаковка, вторичная упаковка и транспортная тара, в которую помещаются такие биомедицинские клеточные продукты, маркируются в соответствии с требованиями страны-импортера.
Утверждена методика определения риска причинения вреда личности или имуществу при нарушении членом СРО строителей установленных требований при строительстве особо сложных объектов
Методика предназначена для применения СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, применяющими риск-ориентированный подход при организации контроля за деятельностью своих членов, если деятельность члена СРО связана с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Указывается, что при отнесении объекта контроля к категории риска используются 2 основных показателя: показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения объектом контроля обязательных требований и показатель вероятности несоблюдения объектом контроля обязательных требований.
Расчет значений показателей категорий рисков осуществляется путем соотнесения деятельности объекта контроля по каждому процессу и (или) явлению (источнику рисков), способствующим возникновению того или иного вида риска и определяющим его характер с допустимыми значениями показателей по каждому из факторов риска, установленных СРО.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2017 года.
Утверждена форма финансового плана субъекта электроэнергетики, порядок ее заполнения и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию о плане субъекта электроэнергетики
В указанном плане содержатся сведения о финансово-экономической модели деятельности субъекта электроэнергетики и об источниках финансирования инвестиционной программы субъекта электроэнергетики.
В правилах заполнения формы финансового плана субъекта электроэнергетики содержатся, в частности, указания по заполнению отдельных полей плана и особенности заполнения плана отдельными субъектами электроэнергетики.
В требованиях к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики, указывается в числе прочего, что электронные документы формируются субъектом электроэнергетики в формате файлов электронных таблиц xlsx (Microsoft Excel), с использованием шаблонов файлов электронных документов, размещенных на официальном сайте Минэнерго России в сети "Интернет".
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления
Указывается, что Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России название блока 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты".
Таким образом, в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не попадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Минтранс России напоминает о необходимости пролонгации всех действующих судоходных линий морского транспорта
Сообщается, что в связи со вступлением в силу с 6 мая 2017 года Приказа Минтранса России от 13.03.2017 N 93 "Об утверждении Положения о морских линиях" всем перевозчикам необходимо оформить пролонгацию всех действующих судоходных линий морского транспорта.
Заявление на пролонгацию и все требуемые документы следует направлять в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Проект Федерального закона
"О прямых смешанных (комбинированных) перевозках"
Минтрансом России предлагаются единые правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере прямых смешанных (комбинированных) перевозок
Проектом регламентируются, в частности:
понятийный аппарат;
требования к транспортным организациям, участвующим в осуществлении прямых смешанных перевозок, а также к транспортным и другим техническим средствам, применяемым при осуществлении таких перевозок;
порядок заключения соглашения об организации прямого смешанного сообщения, его существенные условия;
положения об ответственности транспортных организаций по обязательствам, связанным с перевозкой грузов или багажа в прямом смешанном сообщении, порядок предъявления претензий и исков;
обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности.
Предлагается признать утратившим силу порядок осуществления перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предусмотренный Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
С 1 июля 2017 года применяется уточненный перечень видов древесины, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней
В частности, из указанного перечня исключается позиция "Дрова разделанные в пиле поленьев всех пород" (код ОКПД2 02.20.14.130); наименование позиции, классифицируемой кодом ОКПД2 02.20.11.189 "Хлысты из прочих хвойных пород и смеси хвойных пород", заменяется на "Хлысты прочих хвойных пород".
Кроме того, в перечень включены 34 новых вида древесины, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.
При определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха
Росприроднадзором направлена для использования в работе позиция Минприроды России по вопросу применения подпункта "а" пункта 6 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, в части определения класса опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно указанному пункту, одним из критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.
По мнению Минприроды России, в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения указанных положений необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1338-03", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114.
Изъятие хищных и малоценных видов водных биоресурсов в рамках рыбохозяйственной мелиорации водных объектов не является рыболовством, и выдача разрешений на данные мероприятия не требуется
В целях проведения мероприятий по изъятию хищных и малоценных видов биоресурсов заявители, планирующие их осуществление на водных объектах (кроме прудов, обводненных карьеров, а также водных объектов, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы), направляют в Росрыболовство соответствующие заявки.
Заявка должна содержать в том числе:
- сведения о рыбоводном участке, на котором планируется осуществлять изъятие водных биоресурсов;
- цель изъятия водных биоресурсов;
- вид водных биоресурсов, объем и сроки изъятия такого вида водных биоресурсов;
- орудия (их вид, технические характеристики, количество) и способы изъятия водных биоресурсов.
Заявки и прилагаемые к ним документы представляются не позднее 20 ноября года, предшествующего году осуществления мероприятий.
При осуществлении мероприятий заявители представляют в Росрыболовство сведения об изъятии хищных и малоценных видов биоресурсов по состоянию на каждый пятый день изъятия, исходя из общего количества дней.
• ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Банком России подготовлены рекомендации для кредитных организаций по созданию комфортных условий при обслуживании инвалидов и пожилых людей
Так, Банк России рекомендует в части оказания платежных услуг, при оснащении банкоматов предусмотреть следующие характеристики параметризации и настройки систем:
наличие тактильных меток на клавиатуре, позволяющих лицам с нарушениями зрения ориентироваться при вводе информации;
возможность использования программы экранного доступа для вывода всей информации, отображаемой на экране банкомата, с применением программных синтезаторов речи;
реализацию вывода информации в аудиоформате через наушники пользователя (обеспечить наличие разъема для наушников);
возможность повторного прослушивания информации, отображаемой на экране банкомата;
возможность вывода информации на экран укрупненным шрифтом.
При обслуживании в офисах кредитных организаций рекомендуется, в том числе:
назначить лицо из числа руководителей подразделения кредитной организации, ответственное за реализацию мер по повышению доступности услуг кредитных организаций для инвалидов;
обеспечить наличие контрастных маркировок, тактильных наземных указателей, звуковой информации в зале обслуживания, специальных панелей для получения талона электронной очереди, звуковых пультов у входа в отделение (позволяют информировать о посещении отделения человеком, нуждающимся в поддержке) для лиц с нарушением зрения, маломобильных граждан.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Обновлены нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов и компонентов бактериальных препаратов в атмосферном воздухе населенных мест и рабочей зоны
Гигиенические нормативы приведены в виде таблицы, содержащей наименование микроорганизма-продуцента, назначение, предельно допустимую концентрацию кл/мкуб., класс опасности и особенности действия на организм.
Утратившим силу признается Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 9 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.2177-07" ("Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест") с внесенными в него дополнениями и изменениями, а также Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 10 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.6.2178-07" ("Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны") с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Правительство РФ предлагает создать Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения
Предполагается, что Единая система позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования;
повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, медицинских и фармацевтических работников, лиц, обучающихся в организациях, реализующих подготовку медицинских и фармацевтических работников;
повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях.
Законопроектом вводится возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. В частности, предусматривается возможность проведения консультаций и консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.
Кроме того, предлагается установить возможность выдачи рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа. Рецепты, создаваемые в форме электронного документа, будут направляться непосредственно в аптечные организации.
При этом по требованию пациента ему может выдаваться бумажный оригинал рецепта с подписью врача, который он получает непосредственно в кабинете врача, а также справку о наличии выписанного лекарственного препарата в прикрепленной аптечной организации.
Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2018 года. Положения, регламентирующие порядок выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, в форме электронных документов, планируются к вступлению в силу с 1 января 2019 года.
• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
К третьему чтению подготовлен законопроект, усиливающий административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Законопроектом, в частности, вводится административная ответственность:
за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Кроме того, предусматривается, в числе прочего:
введение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, указанными федеральными органами исполнительной власти;
осуществление проверки объектов защиты и/или территорий (земельных участков) с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.