С таким предложение выступил президент ОКМО, депутат Госдумы Виктор Кидяев. По его словам, основная проблема местного самоуправления — это невозможность выполнять свои функции из-за финансовой необеспеченности полномочий органов МСУ. В. Кидяев предложил «завершить перераспределение полномочий между государственной властью и МСУ», убрав несвойственные местной власти функции. Кроме того, по мнению Кидяева, надо «подготовить объективную методику расчета расходных обязательств МСУ».
Также в докладе ОКМО рекомендуется создать «автоматизированный реестр расходных полномочий муниципалитетов, в котором должны быть представлены фактические расходы на те или иные полномочия». Конгресс провел мониторинг полномочий в пяти регионах, который показал, что дополнительно к базовым полномочиям, которые прописаны в законе об МСУ, местные власти обязаны выполнять полномочия, переданные им 239 федеральными нормативными правовыми актами и 143 региональными.
Кроме того, выяснилось, что суды наказывают органы МСУ за неисполнение несвойственных им полномочий. Чтобы решить эту проблему было предложено заменить штрафы на предупреждение, если нарушение произошло впервые и не был нанесен существенный ущерб. Также планируется принять закон, который запрещает проводить плановые проверки муниципалитетов чаще одного раза в три года (сейчас действует норма один раз в два года).
— Полномочия расплываются по федеральному законодательству, многие в отраслевых законах. Надо провести их тотальную инвентаризацию. Но будет жесткое сопротивление федеральных органов власти, — заявил директор департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и МСУ Минюста Андрей Корнеев.
В тоже время замглавы Минфина Леонид Горнин заявил, что вместе с перераспределением полномочий министерство готово также перераспределить часть налогов между субъектами федерации и местной властью. В частности, решено поэтапно удалять федеральные налоговые льготы, предоставляемые налоговым ведомствам (около 6 млрд рублей), а давать или нет региональные или муниципальные льготы, будут непосредственно на местах.
Эксперты сходятся во мнении, что госрегулирование муниципального развития необходимо, так как многие министерства и ведомства сейчас занимаются вопросами МСУ, а единого центра принятия решений по этому вопросу не существует. Участники конгресса и представители МСУ надеются, что вопрос удастся решить после президентских выборов.
Инициативу прокомментировал эксперт Алексей Калганов:
Я думаю, что и без реестра расходных полномочий органов местного самоуправления все предельно ясно. Всем понятно, какие полномочия, с какими деньгами должны передаваться. <…> На мой взгляд, стремление подготовить такой реестр обусловлено желанием ещё раз обнажить проблему полномочий органов МСУ, потому что она очень острая. Действительно, сегодня большое количество полномочий передано, за которые муниципальные образования несут ответственность, в том числе, и штрафы. Однако данные полномочия абсолютно не подкрепляются финансами. <…> Очень тяжело что-то делать, когда финансирования нет.
Эксперт Роман Скидан считает, что муниципалитеты тоже должны иметь рычаги влияния:
Я думаю, что жить по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю» тоже неправильно. Наша проблема и наше преимущество – большая страна. Федеральный центр не сможет контролировать всю страну именно в части исполнения госполномочий. Муниципалитеты тоже должны иметь контрольные функции, рычаги влияния. Когда их постоянно выставляют виноватыми и ответственными за все, это тоже неправильно.<…> Необходимо понять, что и центр, и МСУ делают одно общее дело. А делать ровно настолько, насколько тебе дали денег из центра, это, на мой взгляд, неправильно. У главы голова должна болеть за все.
Эксперт Михаил Матвеев считает, что сначала необходимо принять политическое решение о перераспределении денег из федерального центра в регионы:
Разговоры о составлении реестра являются чисто технологическими. Они не решают проблемы и вряд ли к чему-то приведут, потому что необходимо не реестр расходных обязательств составлять, а вносить изменения в Бюджетный кодекс и в межбюджетные отношения. <…> Без принятия политического решения о перераспределении налогов в пользу местного самоуправления ничего изменить нельзя. На мой взгляд, тот тренд, который мы видим в период президентства Путина, связан с встраиванием местного самоуправления в государственную вертикаль. Это в значительной степени носит, с одной стороны, объективный характер, потому что руководство страны считает, что в такой большой стране, с неравномерно распределённым населением, уровнем благоустройства правильнее распределять все деньги из центра, потому что в противном случае какие-то регионы будут пухнуть от них, а другим будет не на что жить. Поэтому считается, что такое “ограбление” местного самоуправления, которое происходит сегодня, делается в интересах единства страны. Фактически получается, что местное самоуправление становится нищим и политически зависимым. Демонизация местного самоуправления сделала этот уровень власти крайне непривлекательным как для народа, так и для самих чиновников. <…> Нужно вносить изменения в бюджетный кодекс, а для этого нужно принять политическое решение о перераспределении денег из федерального центра в регионы.
Общероссийский конгресс муниципальных образований прошел в Москве 31 октября и 1 ноября. Он был посвящен совершенствованию законодательства о местном самоуправлении и вовлечению граждан в решение вопросов на местах. В рамках мероприятия обсуждались вопросы исполнения и финансирования полномочий муниципальных органов, муниципально-частное партнерство, программы благоустройства городов и поселений, формирования комфортной современной среды проживания, а также вопрос развития общественного самоуправления и роли граждан в решении вопросов местного значения.