Новое в системе закупок с 30 ноября по 7 декабря 2019

ФАС: заказчик не должен требовать, чтобы участники госзакупок были зарегистрированы в ЕИС

Заказчик указал в документации, что подавать заявки на участие в аукционе могут только лица, зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке. Контрольный орган посчитал это нарушением. Такого требования к участникам закупки нет в числе предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Значит, устанавливать его в документации нельзя.

Полагаем, ФАС исходила из того, что до конца года участники, аккредитованные на электронной площадке до 1 января 2019 года, могут подавать заявки без регистрации в ЕИС.

Напомним, что регистрация в ЕИС станет обязательной для всех участников лишь с 1 января 2020 года. Ее наличие и актуальность проверяет оператор электронной площадки. Заказчику не нужно отражать в документации новое требование.

Документ: Постановление ФАС России от 24.10.2019 по делу N 17/04/7.30-494/2019

Госзаказчик не вправе запрашивать у участников документы, подтверждающие соответствие доптребованиям

Заказчик предусмотрел условие о том, что во второй части заявки на участие в аукционе надо представить документы, подтверждающие соответствие доптребованиям. Контрольный орган посчитал это нарушением. По Закону N 44-ФЗ запрашивать такие документы от участников в составе второй части заявки нельзя. Их направляет заказчику оператор электронной площадки.

Напомним, что такой порядок действует с 1 июля 2019. До этой даты требование заказчика было бы правомерным.

Перед началом закупки убедитесь, что положения документации соответствуют действующему законодательству о контрактной системе. В противном случае контрольный орган может вас оштрафовать. Так, при аналогичных обстоятельствах Оренбургский УФАС, Московский областной УФАС признали жалобы обоснованными в связи с излишними требованиями к заявкам участников закупки.

Документ: Решение Свердловского УФАС России от 14.10.2019 N 066/06/66-3397/2019

Уровень ответственности участника госзакупки - члена СРО должен соответствовать цене контракта

Заказчик заключил госконтракт на капремонт по результатам аукциона. Один из участников закупки решил, что аукцион выиграла организация, которая не отвечала требованиям документации.

Согласно выписке из реестра членов СРО победитель имеет первый уровень ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть из-за причинения вреда. В этом случае он вправе заключить контракт по цене, не превышающей 60 млн руб., однако на аукционе он предложил цену более 62 млн руб.

Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с заявителем. Право участвовать в закупке не может зависеть от уровня ответственности.

Окружной суд с таким доводом не согласился. Победитель закупки не соответствовал требованиям законодательства, значит, его заявку нужно было отклонить. Эту позицию поддержал Верховный суд и не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 22.11.2019 N 304-ЭС19-20718

ФАС рассказала об ограничениях в малых закупках по Закону N 44-ФЗ

Антимонопольная служба напомнила: для малых закупок предусмотрены ограничения по цене контракта и годовому объему. Лимит на закупку одноименных товаров был установлен в утратившем силу Законе N 94-ФЗ. Сейчас в законодательстве этого правила нет.

По мнению ФАС, у единственного поставщика можно неоднократно приобрести одноименные товары, если отсутствует антиконкурентное соглашение и соблюдаются перечисленные ограничения. В качестве примера ведомство привело заключение с единственным поставщиком трех контрактов в один день на поставку бумаги формата А4. Однако так рисковать не стоит. Суды могут расценить это как искусственное дробление закупки на однородные и идентичные позиции за короткий промежуток времени.

ФАС также отметила: нельзя проводить несколько малых закупок для выполнения строительных работ по одной проектной документации или по одному разделу такой документации. В этом случае действия заказчика не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ и могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.

Документ: Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19