Суды разобрались, когда не нужно включать сведения в РНП за несвоевременное подписание госконтракта
Победитель госзакупки не подписал контракты и не предоставил их обеспечение в срок. Заказчик признал его уклонившимся и направил об этом информацию в контрольный орган. Сведения включили в РНП.
Победитель с этим не согласился. Суды посчитали, что у него не было намерения уклониться от заключения контракта. Они опирались, в частности, на следующее:
- контракты своевременно не подписаны из-за сбоя в интернете. Попытки устранить неисправность предпринимались;
- победитель не подписал контракты до наступления неисправности, поскольку не мог знать об этом заранее;
- объективная возможность исполнить контракты была;
- цены контрактов столь малы, что победитель вряд ли мог намеренно отказаться от их исполнения и допустить из-за этого включение сведений в РНП;
- победитель - постоянный участник в сфере закупок. У него высокая степень деловой репутации и нет нарушений законодательства о контрактной системе.
В данном случае суды посчитали, что включение в РНП было несоразмерной мерой ответственности.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 28.05.2020 N 304-ЭС20-8161
Госзаказчики смогут заключать контракты с АО с госучастием как с едпоставщиками
Закупить работы (услуги) у акционерного общества как у единственного исполнителя (подрядчика) можно будет в том случае, если 100% его акций принадлежит государству и только это АО может выполнить (оказать) их в соответствии с его полномочиями. Соответствующие поправки к п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заработают с 19 июня.
Сейчас такая возможность предусмотрена для закупок у органов исполнительной власти, а также у подведомственных им госучреждений и унитарных предприятий.
Документ: Федеральный закон от 08.06.2020 N 180-ФЗ
Как предлагают оценивать участников конкурсов на заключение строительных госконтрактов
Минфин подготовил изменения к правилам оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Порядок, действующий сейчас в отношении строительных работ, скорректируют: исключат работы на особых объектах и автодорогах. Он будет действовать при закупке:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
В качестве нестоимостных критериев оценки можно будет использовать только квалификацию участника. Для оценки в документации придется установить один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы:
- общую стоимость;
- общее количество;
- наибольшую цену одного из контрактов или договоров.
Заказчик сможет предусмотреть в документации и учесть при оценке один или несколько контрактов (договоров), которые перечислены в п. 27.3 правил в редакции проекта.
Предельные величины значимости критериев оценки заявок будут распределяться так же, как и сейчас при закупке строительных работ на особых объектах и автодорогах.
Планируется, что поправки заработают уже 20 июля 2020 года. Они не будут применяться в закупках, которые объявлены до этой даты. Общественное обсуждение проекта продлится до 18 июня 2020 года.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ
(https://regulation.gov.ru/projects#npa=100782)
Минфин назвал условия, при которых можно изменить аванс по госконтракту в связи с коронавирусом
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно в том числе в части авансирования. Ведомство перечислило условия, при одновременном соблюдении которых это возможно:
- новый аванс не превышает предельного размера, установленного законодательством для соответствующего контракта. Например, аванс по контракту на строительство региональных и муниципальных объектов (если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета) не может быть больше 50% его суммы;
- выплата аванса предусмотрена контрактом;
- изменение вносится по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя);
- обстоятельства, которые не позволили исполнить контракт на предусмотренных им условиях, возникли из-за коронавируса.
Документ: Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 09-04-05/41434
УФАС посчитало законным требование госзаказчика выполнить работы в пределах установленных границ
Заказчик провел аукцион на ремонт автотранспорта и среди прочего установил границы выполняемых работ - в пределах 2 км от его гаражных боксов. Он определил победителя, но потом выяснилось, что информация о месте выполнения работ не соответствует документации. Заказчик отказался заключать контракт. Победитель с этим не согласился:
- заявку изначально признали соответствующей документации;
- требование о границах выполняемых работ не обосновано, поскольку ограничивает конкуренцию.
Заказчик привел свои доводы:
- все заявки посчитали соответствующими, так как от участников требовалось лишь согласие выполнить работы;
- вместе с контрактом победителю направлено уведомление о том, что ему нужно представить информацию о месте выполнения работ. Это требование было в документации. Информация от победителя поступила, но не соответствовала условиям закупки (расстояние превышало 2 км);
- требование о границах выполняемых работ также было установлено в документации. Своей заявкой победитель выразил согласие исполнить контракт на этих условиях;
- спорное условие не ограничивает конкуренцию, поскольку в радиусе 2 км находятся более 10 станций техобслуживания. Кроме того, минимальное расстояние экономически выгодно для заказчика;
- после отказа от заключения контракта была объявлена повторная закупка на тех же условиях.
Контрольный орган посчитал, что требование законно:
- на участие в закупке было подано 4 заявки, конкуренция не ограничена;
- информация, представленная победителем, не соответствует документации: расстояние больше 2 км. Согласие исполнить контракт на установленных условиях означает, что сведения в заявке были недостоверными.
Документ: Решение Новосибирского УФАС России от 30.04.2020 N 054/06/66-769/2020