Новое в системе закупок с 11 по 19 декабря 2020

Установили особенности квотирования отечественных товаров по Закону N 44-ФЗ

С 11 августа действуют изменения о выполнении обязательной доли закупок отечественных товаров. В связи с этим правительство установило:

- перечень российских товаров, а также товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки;

- особенности определения НМЦК;

- правила формирования отчетности об объеме закупок;

- порядок оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Подробности разберем в ближайших новостях.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений. Оно не применяется к закупкам, которые объявлены до этой даты.

Документ: Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012080031)

Заказчик вправе требовать от подрядчика пройти тест на коронавирус при исполнении госконтракта

Заказчик в документации установил требование: специалисты подрядчика, которые привлекаются для выполнения ремонтных работ, должны предоставить результат теста на коронавирус. Предъявить его нужно на момент начала работ. Участник закупки посчитал это незаконным и пожаловался в УФАС.

Контролеры поддержали заказчика по следующим основаниям:

- требование предъявляется при исполнении контракта. Оно не является основанием не допускать участника к закупке;

- тесты проводятся за счет заказчика. Ни в документации, ни в проекте контракта эти расходы на участника не возложены.

Документ: Решение Кемеровского УФАС России от 19.11.2020 по делу N 042/06/66-1835/2020

Минфин предложил ограничить сроки приемки и оплаты по госконтрактам в 2021 году

Ведомство подготовило проект, который предусматривает правила приемки и оплаты товаров, работ и услуг, частично или полностью подлежащих оплате в 2021 году в пределах ЛБО на соответствующий финансовый год.

Если правительство поддержит инициативу, принять товары, работы, услуги или этап исполнения контракта нужно будет до 15 декабря 2021 года, а оплатить - не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания соответствующего финансового года.

Эти требования не распространятся:

- на госконтракты, заключенные с соблюдением п. 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета;

- необходимые для подтверждения принятых денежных обязательств платежные и иные документы, которые передают в Казначейство не позднее чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года.

Общественное обсуждение проекта продлится до 21 декабря.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=111317)

Введут штрафы за просрочку оплаты при закупке у СМСП по Закону N 223-ФЗ: поправки прошли Госдуму

В третьем чтении приняты поправки к КоАП РФ. Для заказчиков по Закону N 223-ФЗ предусмотрены штрафы за нарушение срока оплаты по договору (его этапу), заключенному с СМСП. Для должностных лиц штраф составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 902432-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/902432-7)

В ЕИС размещен обновленный типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов

Измененный типовой контракт появился в ЕИС 7 декабря. По правилам заказчики обязаны применять его с 7 января 2021 года, но это нерабочий день. Полагаем, использовать обновленный контракт нужно с 11 января.

Типовой контракт привели в соответствие законодательству о контрактной системе. Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку исходя из стоимости этапа контракта.

Предусмотрели возможность передавать товар получателю по месту жительства службой доставки или почтой.

Напомним, типовой контракт применяется, если предмет закупки относится в том числе к таким кодам ОКПД2:

26.60.14.120 - слуховые аппараты;

30.92.20.000 - инвалидные коляски (кроме частей и принадлежностей);

32.50.22.128 - костыли.

С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта.

Ограничений по НМЦК нет.

Документ: Приказ Минтруда России от 24.08.2020 N 508н

Во втором чтении принят проект о едином госзаказчике в сфере строительства

Планируется создание единого заказчика в сфере проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства за счет средств федерального бюджета (далее - строительство). В последней редакции проекта полномочия такого заказчика распространили также на инженерные изыскания.

Единый заказчик будет выполнять обязанности заказчика и застройщика для обеспечения строительства объектов госсобственности. Он сам или через других лиц будет выполнять также функции техзаказчика и стройконтроля. В проекте уточнили, что стройконтроль при обеспечении строительства в большинстве случаев заказчик проведет сам. Ситуации, когда для этого понадобятся третьи лица, могут предусмотреть отдельно.

Заказчик будет вести деятельность в рамках программы. Ее утвердит наблюдательный совет - его высший орган управления. В программу включат объекты, которые определит правительство.

Закупать товары (работы, услуги) для обеспечения строительства единый заказчик будет по Закону N 44-ФЗ. Он не сможет сам выполнять работы по объектам из программы.

Контролировать единого заказчика будет в том числе Счетная палата.

Проект не касается, в частности, капиталовложений в объекты транспортной инфраструктуры, обороны страны (ч. 2 ст. 1 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 1055441-7

Минфин разъяснил, как при госзакупках применять ограничения и условия допуска некоторых промтоваров

В отношении товаров из перечней к Приказу N 126н действуют условия допуска. Ведомство пояснило: применять их надо, если при ограничении допуска иностранных товаров не сработал механизм "третий лишний".

Так, участники закупки иностранных промтоваров с ограничениями должны декларировать в заявке нахождение продукции в реестре российских промтоваров, указывать номер реестровой записи и информацию о количестве баллов за технологические операции в РФ (при наличии).

Ведомство указало: если участник этого не сделал (например, указал страну происхождения товара без реестровой записи), следует рассматривать его заявку как предложение иностранного товара и применять условия допуска. ФАС высказывала сходную позицию в отношении закупок иностранной РЭП с ограничениями.

Документ: Письмо Минфина России от 10.09.2020 N 24-03-08/79398

В госзакупке с проектной документацией возможность поставки эквивалента может быть не предусмотрена

Участник аукциона на работы по замене лифта пожаловался, что заказчик неправильно описал объект закупки. В документации требовалось установить оборудование конкретной модели и производителя. Не предусмотрена возможность для поставки эквивалента.

Заказчик пояснил, что действовал законно. Контролеры его поддержали:

- в закупочной документации имелась утвержденная проектная документация с этим оборудованием. Объект закупки описан верно;

- по градостроительному законодательству изменять проектную документацию можно в исключительных случаях на стадии проведения работ. Такие коррективы должны пройти экспертизу. Кроме того, надо доказать также необходимость их внесения. Изменять проектную документацию на этапе размещения извещения нельзя.

Жалобу признали необоснованной.

Документ: Решение Псковского УФАС России от 01.09.2020 по делу N 060/06/33-535/2020

Для участников госзакупок хотят ввести штрафы по КоАП РФ за недостоверные документы и информацию

Участников закупок по Закону N 44-ФЗ предлагают штрафовать за предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в процессе проведения закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Проект внесен в Госдуму.

Например, за направление заведомо недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре при подаче заявки должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., юрлиц - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. За представление недостоверных документов при заключении или исполнении контракта по результатам определения поставщика должностным лицам или ИП придется заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. руб., юрлицам от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 1075609-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1075609-7)

Проект об обязанности заказчика по Закону N 223-ФЗ обосновывать НМЦД прошел первое чтение

В положение о закупке потребуется включить порядок обоснования НМЦД, цены единицы ТРУ, а также порядок определения (п. 1 ст. 1 проекта):

- НМЦД;

- формулы цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора;

- цены единицы ТРУ;

- максимального значения цены договора.

У заказчиков будет 90 дней со дня вступления поправок в силу для того, чтобы внести изменения в положения о закупке. Закупки, которые начаты в пределах этого срока и до размещения обновленного положения, завершат по старым правилам (ст. 2 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 1046332-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1046332-7)