ФАС подсказала, когда нельзя отклонять заявку участника госзакупки за несоответствие доптребованиям
Заказчик проводил аукцион с доптребованиями. Заявку участника закупки отклонили: в аккредитационных документах от оператора электронной площадки не было копии исполненного контракта (договора) на нужную сумму. Участник включил ее во вторую часть заявки.
Заказчик пояснил: по Закону N 44-ФЗ направлять подтверждающие документы должен оператор. При оценке опыта копия контракта не учитывалась, поскольку она получена во второй части заявки от участника.
Контролеры посчитали это нарушением. Документы представлены полностью, их нужно было рассмотреть. Заявку отклонили незаконно.
Отметим, некоторые антимонопольные органы при сходных обстоятельствах указывали, что оценивать соответствие заявки требованиям документации нужно по совокупности документов и информации от оператора и от участника.
Документ: Анализ практики проведения внеплановых проверок заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Закона N 44-ФЗ (ноябрь 2020 года)
Правительство одобрило проект об упрощении госзакупок
На заседании правительства 21 января был одобрен оптимизационный проект о госзакупках.
Среди прочего планируют:
- существенно сократить количество способов определения поставщика;
- ввести электронный документооборот на всем жизненном цикле закупки;
- унифицировать требования к действиям участников;
- сократить количество документов;
- усилить требования к квалификации участников;
- дать возможность малому и среднему бизнесу предоставлять обеспечительные гарантии от "ВЭБ.РФ" и региональных гарантийных организаций.
Документ: Информационное сообщение Минфина России от 21.01.2021 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37360-pravitelstvo_odobrilo_optimizatsionnyi_zakonoproekt_o_goszakupkakh)
Апартаменты, документы и госзакупки: как планируют улучшить деловой климат в строительстве
Правительство опубликовало новый план мероприятий по улучшению делового климата в строительстве. Рассмотрим самые интересные аспекты.
В апреле собираются сократить сроки проектирования некоторых объектов капстроительства.
В июле сенаторы могут одобрить поправки:
- о рабочей документации на объекты капстроительства. Определят, что в нее нужно включать, как ее подготавливать и изменять;
- о типовой проектной документации повторного использования. Изменения позволят снизить стоимость проектирования и строительства;
- о выездном приеме документов для кадастрового учета новой недвижимости и госрегистрации прав на нее;
- о допуске к госзакупкам работ по строительству в форме конкурса только тех подрядчиков, у кого есть опыт выполнения аналогичных работ;
- о госзакупках работ по строительству технически сложных и уникальных объектов по методу "открытой книги". Он состоит в том, что на этапе заключения контракта не определяют конкретные технологические решения, объем, виды и сроки работ, названных в проектной документации, а также их точную стоимость и твердую цену контракта;
- об усилении антидемпинговых мер при госзакупках из-за изменения требований к обеспечению контракта. Снизят риски победы на торгах подрядчика, неспособного качественно и вовремя исполнить обязательства;
- об упрощении доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов.
В ноябре Совет Федерации может поддержать поправки об электронных аукционах по продаже публичной земли и по заключению договоров аренды этой недвижимости. В частности, хотят сократить сроки передачи участков для строительства.
В декабре ждут одобрения закона о статусе апартаментов и возможности зарегистрироваться в них по месту жительства.
В июне 2022 года сенаторы могут согласиться ввести цифровые паспорта объектов капстроительства.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2021 N 48-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101210009)
УФАС решило, что скачок электричества - уважительная причина пропуска срока заключения госконтракта
Победитель закупки не подписал контракт и не представил его обеспечение вовремя. Заказчик признал его уклонившимся.
Победитель пояснил, что не сделал это в срок из-за скачка электричества, который вывел из строя компьютер с ЭП. Быстро устранить неисправность не удалось.
Кроме того, после признания уклонившимся победитель направил заказчику подписанный контракт в бумажном виде и документы в подтверждение его обеспечения. Также подготовил график исполнения контракта.
Контролеры не нашли оснований для РНП. Они среди прочего учли, что ранее обращений о включении сведений об этом победителе в реестр не было.
Такой же вывод при сходных обстоятельствах сделало и Тамбовское УФАС.
Отметим, нередко победители откладывают подписание контракта на последний день срока. В некоторых случаях это могут посчитать недобросовестным отношением (см., например, определение ВС РФ, постановление АС Северо-Кавказского округа, постановление АС Уральского округа), поэтому рекомендуем подписывать контракты заранее.
Документ: Решение Татарстанского УФАС России от 02.10.2020 N АЯ-04/13254
Исполнение требования по гарантии не должно зависеть от даты его получения банком по Закону N 44-ФЗ
Победителя закупки признали уклонившимся от заключения контракта. Обеспечительная гарантия не отвечала Закону N 44-ФЗ.
В нее включили условие: требование платежа по гарантии должно быть получено банком до истечения срока ее действия. После этого у заказчика нет права на выплаты.
Контролеры и суды признали такое условие незаконным:
- исполнение требования зависит от даты его получения банком, а не от отправления;
- момент получения требования по почте не связан с волеизъявлением заказчика;
- право на выплаты не должно зависеть от третьих лиц или работы электронной почты.
Суды также отклонили довод победителя о том, что заказчик знал о несоответствии гарантии, но не сообщил ему об этом для переоформления. Он проинформировал участника, составив протокол о признании последнего уклонившимся от заключения контракта.
Похожие выводы о сокращении сроков предоставления требований по гарантии делало, в частности, Владимирское УФАС, Кировское УФАС. Татарстанское УФАС хоть и признало спорное условие незаконным, но уклонившимся победителя не посчитало.
Документ: Постановление АС Московского округа от 17.12.2020 по делу N А40-14754/20-2-77