Законопроект был разработан Министерством для приведения положений более чем 120 федеральных законов в соответствие с принятым летом 2020 года федеральным законом о государственном и муниципальном контроле.
Законопроект внедряет новый порядок осуществления контрольной деятельности во все профильные федеральные законы, предусматривающие проведение контрольной (надзорной) деятельности.
В рамках законопроекта определяются названия и предмет каждого вида контроля. Определение предметов контроля имеет особое значение, так как распределение обязательных требований между всеми надзорными органами и их видами контроля исключает дублирование и возможность контроля одних и тех же действий предпринимателей со стороны разных контролеров.
Главной целью законопроекта является приведение положений федеральных законов в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).
Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее – федеральные законы о видах контроля). Указанные федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, который вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет – как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.
Определение предметов видов контроля связывает обязательные требования, регулирующие сферы общественных отношений, и обеспечивающие их соблюдение федеральные, региональные и муниципальные виды контроля. Предметы видов контроля показывают связь между регуляторной гильотиной и реформой контрольной (надзорной) деятельности.
Помимо актуализации положений отраслевых федеральных законов, законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в отдельных сферах, связанных с организацией и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Изменениями предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории особой экономической зоны, на территории инновационного центра «Сколково» (№ 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г.), на территории свободной экономической зоны (№ 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (№ 377-ФЗ от 29 ноября 2014 г.), на территории опережающего социально-экономического развития (№ 473-ФЗ от 29 декабря 2014 г.), на территории свободного порта Владивосток, в Арктической зоне (№ 193-ФЗ 13 июля 2020 г.).
Статьей 53 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Указанными изменениями Федеральный закон № 131-ФЗ дополняется регулированием в части установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах. Также в Федеральном законе № 131-ФЗ уточняются наименования и регулирование отдельных видов муниципального контроля.