В год 15-летия создания системы советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации (далее – Советы, СМО) актуализируется вопрос о развитии правового статуса СМО как участника публично-властных отношений на региональном уровне, имеющего большой экспертный и представительский потенциал.
В настоящий обзор вошли специальные законы субъектов Российской Федерации, регулирующие взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации
с Советами, а также учтены нормы основных законов (конституций, уставов) субъектов Российской Федерации, определяющие статус Советов. В отношении субъектов Российской Федерации, где такие законы отсутствуют – использованы положения других законов субъектов Российской Федерации.
Общероссийский Конгресс муниципальных образований ранее подготовил модельный закон, на основе которого субъекты Российской Федерации принимали свое регулирование.
В результате образовалось достаточно широкое сходство региональных законов между собой, но ряд направлений взаимодействия региональных органов публичной власти и СМО остается нераспространенным в целом по стране.
Тематический правовой обзор систематизирован по следующим направлениям взаимодействия региональных органов публичной власти и СМО:
- законодательная инициатива СМО в региональных парламентах;
- подготовка СМО доклада о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации;
- участие СМО в подготовке решений о предоставлении муниципальным образованиям средств из региональных бюджетов, подготовке бюджета субъекта Российской Федерации;
- участие СМО в обучении, повышении квалификации и профессиональной переподготовке муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления;
- включение в СМО постоянных представителей органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Наличие у СМО права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации
Советы представляют собой важный организационный механизм межмуниципального сотрудничества, в ходе которого формируется консолидированная экспертная позиция муниципального сообщества региона. В дальнейшем она может преобразовываться в законодательную инициативу, что ставит
на повестку дня вопрос о наделении СМО правом законодательной инициативы.
В ряде регионов право законодательной инициативы СМО напрямую закреплены в основных законах (конституциях, уставах) субъектов Российской Федерации:
Республика Мордовия;
Забайкальский край;
Камчатский край;
Пермский край;
Ставропольский край;
Москва;
Волгоградская область;
Воронежская область;
Иркутская область;
Калининградская область;
Калужская область;
Кемеровская область – Кузбасс;
Курганская область;
Магаданская область;
Московская область;
Новгородская область;
Оренбургская область;
Орловская область;
Самарская область;
Тамбовская область;
Томская область;
Ульяновская область;
Чукотский автономный округ.
Подготовка СМО доклада о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации
Коммуникационная составляющая в деятельности Советов позволяет обобщать самые различные данные о состоянии местного самоуправления, вырабатывать правотворческие
и программные предложения. Закрепление в законе субъекта Российской Федерации подготовки СМО таких докладов позволяет обеспечить дальнейший их учет в работе региональных органов публичной власти.
Данное направление работы СМО уже закреплено в законах следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Башкортостан;
Республика Ингушетия;
Кабардино-Балкарская Республика;
Карачаево-Черкесская Республика;
Республика Марий Эл;
Республика Северная Осетия – Алания;
Республика Тыва;
Забайкальский край;
Краснодарский край;
Архангельская область;
Белгородская область;
Волгоградская область;
Воронежская область;
Иркутская область;
Калужская область;
Московская область;
Нижегородская область;
Новосибирская область;
Саратовская область.
Участие СМО в подготовке региональных бюджетов и решений о предоставлении муниципальным образованиям средств из региональных бюджетов
Потенциал СМО как участника системы публично-властных отношений состоит в представительстве интересов муниципальных образований, среди которых определяющим является поддержание бюджетной стабильности и достаточности межбюджетного финансирования для решения вопросов местного значения, реализации проектов и программ на местах.
Законами следующих субъектах Российской Федерации СМО наделены правом участия в разработке регионального бюджета или проведения его экспертизы, определении объемов межбюджетных трансфертов и финансовой помощи муниципальным образованиям:
Республика Алтай;
Республика Ингушетия;
Кабардино-Балкарская Республика;
Республика Калмыкия;
Карачаево-Черкесская Республика;
Республика Северная Осетия – Алания;
Республика Татарстан;
Республика Хакасия;
Чеченская Республика;
Приморский край;
Архангельская область;
Иркутская область;
Калининградская область;
Кировская область;
Костромская область;
Нижегородская область;
Новгородская область;
Пензенская область;
Тамбовская область;
Тверская область.
Участие СМО в обучении, повышении квалификации и профессиональной переподготовке муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления
Экспертный, коммуникационный и представительский опыт СМО позволяет рассматривать их как важный источник знаний, имеющих практическое значение для работы в органах местного самоуправления. Привлечение СМО к реализации образовательных программ для муниципальных служащих и работников позволяет обеспечить широкое внедрение эффективных практик муниципального управления, а также привлекать опытных муниципальных экспертов в образовательную деятельность.
Данное направление работы СМО урегулировано в законах следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Бурятия;
Республика Дагестан;
Республика Ингушетия;
Кабардино-Балкарская Республика;
Карачаево-Черкесская Республика;
Республика Крым;
Республика Марий Эл;
Республика Мордовия;
Республика Северная Осетия – Алания;
Республика Хакасия;
Чеченская Республика;
Алтайский край;
Краснодарский край;
Пермский край;
Ставропольский край;
Архангельская область;
Астраханская область;
Белгородская область;
Владимирская область;
Калужская область;
Костромская область;
Липецкая область;
Новгородская область;
Новосибирская область;
Псковская область;
Саратовская область;
Свердловская область;
Тамбовская область;
Томская область;
Ярославская область;
Ненецкий автономный округ;
Еврейская автономная область.
Направление в СМО постоянных представителей государственной власти субъектов Российской Федерации
Коммуникационная и представительская деятельность СМО нуждается в наличии эффективного канала обратной связи между государственной властью региона и Советом. Обеспечить преемственность и стабильность такой связи может определение специальных ответственных лиц – представителей глав субъектов, региональных правительств и парламентов в СМО, действующих на постоянной основе. Такое представительство отражено в законах следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Адыгея;
Республика Алтай;
Республика Бурятия;
Республика Дагестан;
Республика Ингушетия;
Кабардино-Балкарская Республика;
Карачаево-Черкесская Республика;
Республика Крым;
Республика Саха (Якутия);
Республика Северная Осетия – Алания;
Республика Татарстан;
Республика Тыва;
Удмуртская Республика;
Чеченская Республика;
Алтайский край;
Забайкальский край;
Краснодарский край;
Пермский край;
Ставропольский край;
Хабаровский край;
Москва;
Амурская область;
Архангельская область;
Астраханская область;
Брянская область;
Владимирская область;
Волгоградская область;
Воронежская область;
Калининградская область;
Калужская область;
Кировская область;
Костромская область;
Ленинградская область;
Московская область;
Мурманская область;
Нижегородская область;
Новгородская область;
Новосибирская область;
Омская область;
Оренбургская область;
Рязанская область;
Самарская область;
Сахалинская область;
Свердловская область;
Томская область;
Тульская область;
Челябинская область;
Ненецкий автономный округ;
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
Чукотский автономный округ.
Отдельные примечательные формы взаимодействия советов муниципальных образований и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации в специальных законах, ставших предметом настоящего обзора или других законах в области местного самоуправления обнаруживаются примечательные формы взаимодействия Советов и региональных органов власти, которые являются единичными, но имеют большое значение для дальнейшего развития правового статуса СМО.
Так, в Оренбургской области стаж работы в СМО засчитывается в стаж государственной или муниципальной службы, в Курганской области законодательно установлено привлечение Совета к участию в подведении итогов регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», а в Республиках Ингушетия и Мордовия, Пермском и Ставропольском краях, Астраханской области установлено, что информация о деятельности СМО размещается на официальных сайтах региональных органов власти.
Перечень специальных законов субъектов Российской Федерации в сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации
Закон Республики Адыгея от 07.07.2010 № 360 «О полномочиях органов государственной власти Республики Адыгея по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Адыгея»;
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 № 17-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Алтай с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай»;
Закон Республики Башкортостан от 03.04.2019 № 87-з «О полномочиях органов государственной власти Республики Башкортостан по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан»;
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 207-V «О полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Бурятия»;
Закон Республики Дагестан от 11.11.2014 № 80 «О полномочиях органов государственной власти Республики Дагестан по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Дагестан»;
Закон Республики Ингушетия от 24.12.2012 № 48-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Ингушетия с Советом муниципальных образований Республики Ингушетия»;
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2009 № 46-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с советом муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики»;
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 № 30-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики с Советом муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики»;
Закон Республики Карелия от 27.05.2019 № 2373-ЗРК «О полномочиях органов государственной власти Республики Карелия по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Карелия»;
Закон Республики Коми от 29.03.2010 № 14-РЗ «О некоторых вопросах взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми»;
Закон Республики Крым от 27.03.2017 № 370-ЗРК/2017 «О полномочиях органов государственной власти Республики Крым по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Крым»;
Закон Республики Мордовия от 20.11.2012 № 85-З «О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Мордовия»;
Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 345-З № 701-III «О взаимодействии органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с Советом муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - ассоциацией межмуниципального сотрудничества»;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2013 № 12-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания»;
Закон Республики Татарстан от 15.11.2013 № 92-ЗРТ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Татарстан с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Татарстан»;
Закон Республики Тыва от 26.12.2012 № 1714 ВХ-1 «О взаимодействии органов государственной власти Республики Тыва с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Тыва»;
Закон Удмуртской Республики от 03.12.2013 № 81-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по взаимодействию с Ассоциацией развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики»;
Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 № 63-ЗРХ «О полномочиях органов государственной власти Республики Хакасия по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»;
Закон Чеченской Республики от 18.06.2012 № 10-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Чеченской Республики по взаимодействию с Советом муниципальных образований Чеченской Республики»;
Закон Алтайского края от 02.04.2010 № 22-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Алтайского края»;
Закон Камчатского края от 23.06.2009 № 295 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Камчатского края»;
Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1941-КЗ «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края с ассоциацией «Совет муниципальных образований Краснодарского края»;
Закон Пермского края от 10.02.2010 № 577-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пермского края»;
Закон Приморского края от 13.08.2013 № 245-КЗ «О полномочиях органов государственной власти Приморского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Приморского края»;
Закон Ставропольского края от 08.07.2010 № 59-кз «О полномочиях органов государственной власти Ставропольского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края»;
Закон Хабаровского края от 23.12.2009 № 296 «О полномочиях органов государственной власти Хабаровского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Хабаровского края»;
Закон Амурской области от 03.03.2010 № 311-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Амурской области по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Амурской области»;
Закон Архангельской области от 21.12.2010 № 240-18-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Архангельской области по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Архангельской области»;
Закон Астраханской области от 02.06.2010 № 27/2010-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Астраханской области по взаимодействию с Ассоциацией (Советом) муниципальных образований Астраханской области»;
Закон Белгородской области от 04.06.2009 № 279 «О взаимодействии органов государственной власти Белгородской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Белгородской области»;
Закон Брянской области от 03.11.2010 № 91-З «О полномочиях органов государственной власти Брянской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Брянской области»;
Закон Владимирской области от 05.06.2009 № 46-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Владимирской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Владимирской области»;
Закон Волгоградской области от 13.05.2010 № 2045-ОД «О полномочиях органов государственной власти Волгоградской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Волгоградской области»;
Закон Вологодской области от 30.10.2012 № 2894-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Вологодской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Вологодской области»;
Закон Воронежской области от 13.07.2009 № 100-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Воронежской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Воронежской области»;
Закон Ивановской области от 07.07.2017 № 55-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Ивановской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ивановской области»;
Закон Иркутской области от 08.12.2009 № 93/59-оз «О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области»;
Закон Калининградской области от 02.10.2013 № 258 «О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Калининградской области»;
Закон Калужской области от 28.03.2012 № 268-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Калужской области по взаимодействию органов государственной власти Калужской области с советом муниципальных образований Калужской области»;
Закон Кемеровской области от 14.12.2010 № 135-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с Советом муниципальных образований Кемеровской области»;
Закон Кировской области от 30.07.2009 № 403-ЗО «О взаимодействии органов государственной власти Кировской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области»;
Закон Костромской области от 07.07.2010 № 642-4-ЗКО «О взаимодействии органов государственной власти Костромской области с Советом муниципальных образований Костромской области»;
Закон Курганской области от 03.11.2010 № 71 «О взаимодействии органов государственной власти Курганской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области»;
Закон Курской области от 15.09.2009 № 77-ЗКО «О взаимодействии органов государственной власти Курской области с Советом муниципальных образований Курской области»;
Областной закон Ленинградской области от 04.02.2011 № 1-оз «О полномочиях органов государственной власти Ленинградской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области»;
Закон Магаданской области от 19.07.2011 № 1404-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Магаданской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Магаданской области»;
Закон Московской области от 24.12.2010 № 180/2010-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Московской области»;
Закон Мурманской области от 09.07.2010 № 1254-01-ЗМО «О взаимодействии органов государственной власти Мурманской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Мурманской области»;
Закон Нижегородской области от 31.03.2010 № 60-З «О полномочиях органов государственной власти Нижегородской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Нижегородской области»;
Областной закон Новгородской области от 01.07.2009 № 558-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Новгородской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новгородской области»;
Закон Новосибирской области от 07.11.2011 № 133-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области»;
Закон Омской области от 06.11.2015 № 1800-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Омской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Омской области»;
Закон Оренбургской области от 29.09.2010 № 3837/899-IV-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с Советом (ассоциацией) муниципальных образований Оренбургской области»;
Закон Орловской области от 08.05.2015 № 1787-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Орловской области по взаимодействию органов государственной власти Орловской области с Советом муниципальных образований Орловской области»;
Закон Пензенской обл. от 30.06.2010 № 1918-ЗПО «О полномочиях органов государственной власти Пензенской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пензенской области»;
Закон Псковской области от 06.10.2010 № 998-оз «О полномочиях органов государственной власти Псковской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Псковской области»;
Закон Рязанской области от 29.12.2010 № 171-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Рязанской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Рязанской области»;
Закон Самарской области от 03.10.2013 № 82-ГД «О полномочиях органов государственной власти Самарской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Самарской области»;
Закон Саратовской области от 28.04.2010 № 66-ЗСО «О взаимодействии органов государственной власти Саратовской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области»;
Закон Сахалинской области от 10.02.2011 № 8-ЗО «О полномочиях органов государственной власти Сахалинской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Сахалинской области»;
Закон Свердловской области от 25.04.2013 № 42-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Свердловской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Свердловской области»;
Закон Смоленской области от 28.02.2011 № 2-з «О полномочиях Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области по взаимодействию Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Смоленской области»;
Закон Тверской области от 09.06.2009 № 46-ЗО «О полномочиях органов государственной власти Тверской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тверской области»;
Закон Томской области от 07.09.2009 № 169-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области»;
Закон Тульской области от 25.02.2010 № 1409-ЗТО «О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области»;
Закон Ульяновской области от 04.06.2013 № 79-ЗО «Об определении полномочий органов государственной власти Ульяновской области по взаимодействию органов государственной власти Ульяновской области с Советом муниципальных образований Ульяновской области»;
Закон Челябинской области от 27.11.2014 № 65-ЗО «О полномочиях органов государственной власти Челябинской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Челябинской области»;
Закон Ярославской области от 21.05.2013 № 18-з «О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области с Советом муниципальных образований Ярославской области»;
Закон Еврейской автономной области от 23.12.2009 № 673-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Еврейской автономной области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Еврейской автономной области»;
Закон Чукотского автономного округа от 09.12.2010 № 120-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Чукотского автономного округа по взаимодействию с Советом муниципальных образований Чукотского автономного округа»;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2009 № 101-ЗАО «О взаимодействии органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с Советом муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа».