Модератором выступил генеральный директор Фонда ИЭГ А.С. Пузанов. Совместно с экспертом Фонда Р.А. Поповым он представил участникам дискуссионного клуба результаты исследования Института экономики города, посвященного проблемам повышения уровня участия муниципальных образований в реализации национальных проектов.
На обсуждение собравшихся были вынесены следующие вопросы:
- Каковы оптимальные организационные формы вовлечения муниципальных образований в проектную деятельность?
- Нужно ли вводить понятие «муниципального проекта», аналогичное понятиям национального и регионального проектов?
- Как лучше оценивать вклад муниципальных образований в реализацию национальных и региональных проектов?
- Каков должен быть подход к отбору мероприятий для «маркировки» их в качестве работающих на региональные проекты? Следует ли маркировать таким образом мероприятия, реализуемые в рамках текущей деятельности муниципалитетов?
Национальные проекты разработаны в целях достижения нового качества жизни и носят долгосрочный характер. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте РФ и в каждом муниципалитете. По своему содержанию в значительной мере национальные проекты соответствуют кругу вопросов местного значения и полномочий местного самоуправления, предусмотренному Федеральным законом №131-ФЗ. При этом в большинстве национальных проектов роль органов местного самоуправления четко не определена, что представляет собой вызов, стоящий перед реформированием управления на современном этапе.
На заседании дискуссионного клуба выступила Ксения Иванова, директор Центра местного самоуправления. Она рассказала, что в 2020 году Центр местного самоуправления при участии представителей филиалов РАНХиГС подготовил исследование, проведенное учеными и практиками о вызовах, которые ставятся перед органами местного самоуправления при привлечении их к участию в национальных проектах - Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Участие органов местного самоуправления в реализации национальных проектов. В докладе исследовались вопросы участия органов местного самоуправления в отдельных национальных проектах, представлены научные и практические задачи по выстраиванию взаимодействия между регионами и территориями, приводятся результаты надзорной деятельности прокуроров по исполнению законодательства в сфере реализации национальных проектов.
Отдельно Ксения Иванова остановилась на нескольких важных аспектах реализации национальных проектов органами местного самоуправления.
Прежде всего это вопрос, и основной вопрос - разграничение компетенций между субъектами и муниципальными образованиями. Муниципалитет участвует в реализации национальных проектов посредством реализации региональной составляющей национальных проектов, в качестве одного из исполнителей. При этом у федеральных органов власти нет конкретных финансовых обязательств перед муниципальных образованием, на территории которого осуществляется национальный проект. В этом случае важно, чтобы не сложилась система, когда все достижения по реализации того или иного национального проекта записываются регионам, а вся ответственность возлагается на муниципалитеты.
Та система, сложившаяся в ряде субъектов - перечислять финансирование органам местного самоуправления в виде дотаций – неэффективна. Органы местного самоуправления выполняют на имеющиеся у них средства полномочия местного значения, пересекающиеся с задачами национальных проектов, и в случае неэффективного их выполнения, органы местного самоуправления лишаются дотаций. Это влечёт за собой ущемление интересов жителей, а также отсутствие взаимодействия с местной властью. Нередко население муниципальных образований не обладает достаточной информацией об осуществлении на территории муниципального образования национальных проектов.
Для успешной реализации национальных проектов необходимо отдельно и системно выделять вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов РФ, шире привлекать к участию в реализации национальных проектов органы местного самоуправления, организовать взаимодействие с жителями, т.к. участие жителей может определять реализацию органами местного самоуправления мероприятий в рамках национальных проектов на территории муниципального образования.