Правовой обзор ОКМО за октябрь

Законодательство субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов (сборов),
неналоговых доходов в местные бюджеты

Одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления является обеспеченность местных бюджетов, напрямую влияющая на реализацию принимаемых органами местного самоуправления решений. Для повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов в отечественной финансово­бюджетной системе принимаются различные решения, наиболее востребованными из которых является установление для муниципальных образований единых нормативов отчислений от сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты от федеральных и региональных налогов (сборов).

Единый норматив отчислений зависит только от вида муниципального образования и не устанавливает дополнительных требований к нему. Исходя из этого, муниципальные образования могут получать определенное обоснование и управленческую уверенность для планирования своих доходов.

В этой связи важно оперировать стабильным правовым регулированием, принимаемым не в рамках законов о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной и плановые года, а специальным законодательством, устанавливающим правила бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

В настоящий обзор вошли специальные законы субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов и неналоговых доходов в местные бюджеты, а также законы о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе.

В обзоре рассмотрены следующие налоги и сборы:

- налог на доходы физических лиц (в том числе по повышенной ставке и в форме авансового платежа по патентной системе);

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

- налог на добычу прочих полезных ископаемых;

- налог на игорный бизнес;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- плата от отдельных акцизов от подакцизных товаров (за исключением акцизов на нефтепродукты);

- плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Источниковой базой данного обзора выступили законы субъектов Российской Федерации, размещенные в справочно­правовой системе «Гарант» по состоянию на 12 октября 2021 г.

Основные сведения сведены в прилагаемой электронной таблице и могут быть полезны при анализе складывающейся региональной бюджетной политики и подготовке управленческих решений.

Настоящий тематический правовой обзор сведен в табличную форму и не разделен на главы, в связи с чем необходимо привести некоторые предварительные утверждения.

Специальные законы, регулирующие сугубо вопросы установления единых нормативов отчислений, приняли 35 субъектов Российской Федерации. При этом такой подход важен с позиции четкого и стабильного регулирования единых нормативов отчислений, что обеспечивается особым предметом таких законов.

Муниципальные округа как условно новый вид муниципальных образований уже получили широкое внедрение в межбюджетные отношения в части установления единых нормативов отчислений. Показательно, что в отношении налога на доходы физических лиц (без учета НДФЛ с повышенной ставкой) единые нормативы отчислений установлены в законах 20 субъектов Российской Федерации. Таким образом, единые нормативы отчислений рассматриваются региональными законодателями как значимый инструмент развития территорий.

Юридическая техника изученных законов различается не только по их специализации, но и в рамках написания соответствующих статей. Региональные законотворцы используют два подхода в разделении законов на статьи и в изложении соответствующих норм - разделение их по видам муниципальных образований или же по налогам и сборам.

Более того, нередко в законах о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе отдельная статья (или статьи) о единых нормативах отчислений могут не выделяться.

Предлагаем читателям ознакомиться с прилагаемой таблицей.

Таблица законов о единых нормативах (21,3 КБ)