Законодательство субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов (сборов),
неналоговых доходов в местные бюджеты
Одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления является обеспеченность местных бюджетов, напрямую влияющая на реализацию принимаемых органами местного самоуправления решений. Для повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов в отечественной финансовобюджетной системе принимаются различные решения, наиболее востребованными из которых является установление для муниципальных образований единых нормативов отчислений от сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты от федеральных и региональных налогов (сборов).
Единый норматив отчислений зависит только от вида муниципального образования и не устанавливает дополнительных требований к нему. Исходя из этого, муниципальные образования могут получать определенное обоснование и управленческую уверенность для планирования своих доходов.
В этой связи важно оперировать стабильным правовым регулированием, принимаемым не в рамках законов о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной и плановые года, а специальным законодательством, устанавливающим правила бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
В настоящий обзор вошли специальные законы субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов и неналоговых доходов в местные бюджеты, а также законы о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе.
В обзоре рассмотрены следующие налоги и сборы:
- налог на доходы физических лиц (в том числе по повышенной ставке и в форме авансового платежа по патентной системе);
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- налог на добычу прочих полезных ископаемых;
- налог на игорный бизнес;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- плата от отдельных акцизов от подакцизных товаров (за исключением акцизов на нефтепродукты);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Источниковой базой данного обзора выступили законы субъектов Российской Федерации, размещенные в справочноправовой системе «Гарант» по состоянию на 12 октября 2021 г.
Основные сведения сведены в прилагаемой электронной таблице и могут быть полезны при анализе складывающейся региональной бюджетной политики и подготовке управленческих решений.
Настоящий тематический правовой обзор сведен в табличную форму и не разделен на главы, в связи с чем необходимо привести некоторые предварительные утверждения.
Специальные законы, регулирующие сугубо вопросы установления единых нормативов отчислений, приняли 35 субъектов Российской Федерации. При этом такой подход важен с позиции четкого и стабильного регулирования единых нормативов отчислений, что обеспечивается особым предметом таких законов.
Муниципальные округа как условно новый вид муниципальных образований уже получили широкое внедрение в межбюджетные отношения в части установления единых нормативов отчислений. Показательно, что в отношении налога на доходы физических лиц (без учета НДФЛ с повышенной ставкой) единые нормативы отчислений установлены в законах 20 субъектов Российской Федерации. Таким образом, единые нормативы отчислений рассматриваются региональными законодателями как значимый инструмент развития территорий.
Юридическая техника изученных законов различается не только по их специализации, но и в рамках написания соответствующих статей. Региональные законотворцы используют два подхода в разделении законов на статьи и в изложении соответствующих норм - разделение их по видам муниципальных образований или же по налогам и сборам.
Более того, нередко в законах о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе отдельная статья (или статьи) о единых нормативах отчислений могут не выделяться.
Предлагаем читателям ознакомиться с прилагаемой таблицей.