Хотят уточнить условия изменения строительных госконтрактов с ценой, которая позволяет это делать
Заказчики вправе корректировать по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ долгосрочный строительный контракт, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий. Например, контракт должны заключить на год и более. Минстрой предложил менять по названному основанию контракты со сроком и менее года.
Планируют, что новшества заработают с момента опубликования. Их распространят на контракты, которые заключили с 1 января 2021 года.
Общественное обсуждение проекта завершается 22 ноября.
Документ: Проект Федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=122262)
Суды выяснили, как оценивать опыт коллективного участника закупки по Закону N 223-ФЗ
Участник закупки обжаловал порядок оценки заявок коллективного участника по критерию "опыт". Индивидуальные участники могли его подтвердить суммарной стоимостью безупречно исполненных договоров по предмету закупки, а коллективные участники нет. К расчету принимали наибольшее из значений показателей отдельного представителя этого участника.
Контролеры признали жалобу обоснованной:
- поскольку члены коллективного участника несут солидарную ответственность по договору, то для оценки опыта надо суммировать показатели всех лиц такого участника;
- избирательная оценка показателей нарушает баланс частных и публичных интересов. Она ограничивает возможность победы в закупке коллективных участников.
Суды пришли к такому же мнению. Они напомнили: если участник закупки - группа лиц, то требования документации надо предъявлять ко всей группе в совокупности, а не к отдельному ее представителю. Заказчик должен оценивать коллективный опыт работ.
Сходную позицию занимает, в частности, Московское УФАС.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 28.10.2021 по делу N А56-96757/2020
ВС РФ: односторонний отказ заказчика от госконтракта не всегда основание для включения в РНП
Подрядчик не выполнил строительные работы в срок, поэтому контракт с ним расторгли в одностороннем порядке. Контролеры не стали включать сведения в РНП. Заказчик обжаловал такое решение.
Суды встали на сторону антимонопольного органа:
- при исполнении контракта подрядчик не раз сообщал о недостатках проектной документации и сметы. Их не устранили до одностороннего отказа;
- заказчик предоставил не все исходные данные об участке, поэтому подрядчик выполнил допработы за свой счет. Без них могла пострадать безопасность объекта строительства;
- несмотря на то, что выполнили только 34% от общего объема работ, такие работы были самые тяжелые и убыточные. К их качеству претензий нет;
- у подрядчика хорошая репутация. Факт намеренного уклонения от исполнения контракта не доказали;
- односторонний отказ заказчика от контракта не всегда основание для включения в РНП.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 25.10.2021 N 306-ЭС21-19470
ВС РФ напомнил: для строительной госзакупки с доптребованиями не нужен технический план сооружения
Участника не допустили к закупке, поскольку тот не подтвердил опыт. Среди прочего он представил копии разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, но не приложил к ним технический план сооружения.
Контролеры и суд первой инстанции посчитали это законным: в форме разрешения указано, что оно недействительно без технического плана. Участник не приложил планы, значит, представил документы не полностью.
Апелляция и кассация заняли другую позицию:
- технический план нужен для кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимость. Он не подтверждает опыт участника;
- в доптребованиях и закупочной документации нет такого документа. Если участник не представил технический план, это не значит, что заявку надо отклонить.
ВС РФ не стал пересматривать дело. Ранее он уже высказывал сходную позицию.
Отметим, что в практике есть и другое мнение.
Документ: Определение ВС РФ от 09.11.2021 N 301-ЭС21-20253
Минпромторг предложил ввести механизм "второй лишний" при госзакупке некоторых лекарств
Планируют скорректировать правила нацрежима при закупке ЖНВЛП. Хотят ввести правило "второй лишний" для 15 препаратов из перечня стратегически значимых лекарств (далее - новый перечень). В их числе:
- абакавир;
- ритуксимаб.
При закупке лекарств из нового перечня заказчик должен отклонить все заявки, в том числе с иностранными лекарствами, если есть хотя бы одна заявка с препаратами, полный цикл производства которых проходит в ЕАЭС.
Такая заявка должна одновременно:
- соответствовать извещению и (или) документации о закупке;
- содержать предложение о поставке продукции из ЕАЭС.
Полный цикл подтвердит документ о стадиях технологического процесса производства в ЕАЭС. Его выдает Минпромторг.
Если заявок по полному циклу нет, заказчик применит механизм "третий лишний" или условия допуска.
При заключении и исполнении контракта на поставку лекарств из нового перечня, при закупке которых применяли ограничения допуска, нельзя менять производителя или страну происхождения товара.
Публичное обсуждение проекта завершается 3 декабря.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=121413)