Модератором встречи выступил Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления Иван Цецерский. В приветственном слове он отметил, что продолжается основательное обсуждение законопроекта, в том числе в регионах, в муниципальном сообществе. Высокую активность проявляют Советы муниципальных образований субъектов Федерации. 28 регионов, а также различные ассоциации и общественные организации уже направили свои предложения и замечания к законопроекту. Все они включаются в сводную таблицу для последующего рассмотрения на заседании профильной комиссии ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.
«Дискуссии идут достаточно открытые и откровенные, что мы только приветствуем. Это показывает, насколько муниципальное сообщество заинтересовано в том, что будет дальше: как будет реализовываться закон в случае его принятия, какие будут внесены изменения в законопроект, какие необходимо предпринять действия, чтобы закон исполнил свое главное предназначение – улучшить качество жизни людей», - отметил Иван Цецерский.
Председатель Правления ВАРМСУ поделился, что от отдельных коллег-экспертов звучали опасения о том, что местное самоуправление будет ослаблено. Однако, по его словам, обновленная Конституция РФ говорит о единой системе публичной власти, в которой ответственность выведена на качественно новый уровень. А значит, нужно сообща решать проблемы развития территорий, наказы избирателей, заниматься экономическим развитием.
Член Государственного Совета РФ, Глава города Тюмени Руслан Кухарук поделился позицией муниципального сообщества по итогам Всероссийского совещания, в котором приняли участие представители более 780 муниципальных образований: поступило около 700 предложений и замечаний по законопроекту.
«В нем сохраняются и детально регламентируются возможности непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения, предусматриваются разнообразные формы такого участия – от референдумов, выборов, сходов, собрания, конференций и опросов граждан до выдвижения инициативных проектов, организации территориального общественного самоуправления, публичных слушаний и общественных обсуждений. Законопроект вносит определенность в систему взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В законопроекте впервые детально определяются рамки межрегионального и международного сотрудничества муниципальных образований», - сказал Руслан Кухарук, добавив, что в целом муниципалы поддерживают законопроект.
Участники совещания поддержали предлагаемые в законопроекте изменения по исключению из обязательной компетенции МСУ вопросов обороны и государственной безопасности: мобилизационную подготовку, ГО и ЧС, создание аварийно-спасательных служб.
«К исключительной компетенции органов местного самоуправления законопроектом отнесены 27 полномочий. Казалось бы, довольно внушительный список. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что 18 из них обеспечивают не столько жизнь населения, сколько внутренние механизмы работы самой системы публичной власти. Есть вопросы по полномочиям, связанным с каждодневной жизнью людей. Например, связанным с благоустройством и развитием внутридворовых территорий. Кроме того, органам местного самоуправления вменено обеспечение доступности медицинской помощи. Однако есть ли необходимость в сложный период пандемии менять уже устоявшиеся полномочия», - обозначил спикер и подчеркнул, что все предложения будут проанализированы, обобщены и направлены в ВАРМСУ.
Директор Центра местного самоуправления ИУРР РАНХиГС Ксения Иванова представила точку зрения научно-экспертного сообщества по законопроекту. Она отметила, что документ нуждается в предметной оценке и доработке.
Анализ действующего ФЗ-131 показал, что к нему принято более 800 поправок, некоторые из них даже противоречат друг другу. В целом сделан вывод, что настало время поменять регулирование местного самоуправления, но сделать это грамотно и в соответствии с реальностью.
«Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению всех вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, которые в прошлой редакции назывались «вопросы местного значения». Неясно, почему в новом законопроекте было принято решение отказаться от уже используемой терминологии», - отметила Ксения Иванова.
По словам эксперта, Конституция РФ и Конституционный Суд РФ в ряде своих решений требуют, чтобы в компетенции местного самоуправления находились именно такие вопросы, которые вытекают из природы самого института, имеют непосредственную и глубинную связь с местным сообществом и обеспечением его жизнедеятельности.
Ранее неоднократно отмечалось, что данному подходу не соответствуют включение в круг «вопросов местного значения» несвойственных природе института самоуправления задач (в частности, силовых и контрольных компетенций), ровно как и исключение из компетенции местного самоуправления некоторых традиционных задач (в частности, в сферах образования, здравоохранения). В представленном законопроекте указанные спорные моменты исключены, что является несомненным плюсом. Однако есть вопросы формулировок.
«Раздел компетенции местного самоуправления представлен в недостаточной степени проработанным. При этом это один из ключевых разделов регулирования МСУ», - резюмировала директор Центра местного самоуправления ИУРР РАНХиГС.
В числе спикеров круглого стола выступил Председатель Союза представительных органов Якутии, Председатель Якутской городской Думы, член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления Альберт Семенов. Он рассказал о компетенционных основах местного самоуправления на примере Республики Саха (Якутия).
«Становление и развитие местного самоуправления в Якутии имеет свои особенности, обусловленные климатическими, географическими особенностями и местными традициями. После всесторонних обсуждений был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О вопросах местного значения сельских поселений» в соответствии с которым за сельскими поселениями были закреплены все 39 вопросов местного значения наравне с городскими поселениями. В противном случае, даже организацией похорон в удаленных поселениях пришлось бы заниматься муниципальным районам. С течением времени в этот закон вносились изменения и дополнения. Так, на районный уровень переданы вопросы благоустройства, земельного контроля. Это дало возможность приблизить необходимые муниципальные услуги непосредственно к населению, укрепить правовые позиции сельских поселений, расширить круг компетенции, оперативно реагировать на запросы местного населения. Этот принцип сохраняется в республике и по сей день. Время подтверждает правильность и обоснованность этого решения», - сообщил Альберт Семенов.
Эксперт подчеркнул, что муниципальное сообщество Якутии связывает с законопроектом большие надежды в части урегулирования компетенции местного самоуправления. Предстоит решить давнишние проблемы: это чрезмерная нагруженность местного самоуправления несвойственными ему задачами как под видом вопросов местного значения, так и путем делегирования государственных задач; разграничения компетенции между различными уровнями публичной власти; нестабильность законодательства в данной сфере.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Краснодара Людмила Балашова в своем выступлении отметила, что организация управления в городах и поселениях - непростая комплексная проблема, усугубляемая накопившимися за многие десятилетия трудностями: изношенность инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ, дорожного хозяйства и благоустройства, дефицит городского бюджета и т.д. Требуются действительно системные решения, затрагивающие как общеуправленческие, так и финансово-экономические и социальные стороны жизни муниципалитетов.
«Новый закон должен избавить нас от системных ошибок, путаницы в компетенциях и полномочиях, но для этого всем нам необходимо еще поработать над ним», - подчеркнула она.
По словам эксперта, сама по себе передача полномочий на другой уровень публичной власти проблему с их неисполнением за счет недофинансирования решить не сможет. На каком бы уровне (муниципальном либо государственном) полномочие ни закреплялось, оно влечет за собой расходные обязательства. Для их исполнения и предназначены соответствующие бюджеты. Сущностным здесь является вопрос закрепления достаточных доходов для исполнения установленных полномочий.
«Введение института перераспределенных полномочий, исполняемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, потребует существенного изменения порядка разграничения и перераспределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, механизма формирования межбюджетных отношений, принципов формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации и Бюджетном кодексе Российской Федерации. И, конечно же, эти изменения должны быть оправданы», - сообщила Людмила Балашова.
Первый заместитель Председателя ВАРМСУ Сергей Дручек, который возглавил рабочую группу по сбору предложений муниципального сообщества о доработке законопроекта ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти», сообщил о некоторых инициативах, которые поступили на рассмотрение. В частности, они касались организации работы Советов муниципальных образований субъектов Федерации.
«Предложено наделить СМО правом законодательной инициативы в рамках субъекта РФ, правом на доклад Губернатору о состоянии местного самоуправления, а ВАРМСУ - правом подготовки доклада Президенту РФ о состоянии местного самоуправления. Советы следует включить в рабочие группы при государственных органах власти субъектов РФ, связанные с реализацией национальных проектов, а представителей ВАРМСУ включить в рабочие группы и общественные советы федеральных органов государственной власти», - сообщил Сергей Дручек.
Также в рамках круглого стола выступил Глава Павловского муниципального округа Нижегородской области Алексей Кириллов, который обозначил проблематику, связанную с синхронизацией законодательства и муниципальных правовых актов в период реорганизации муниципальных образований районного и поселенческих уровней. Свои комментарии высказала представитель Минфина России Ирина Скляр.
Запись круглого стола по ссылке: https://youtu.be/uN3tiCtdu-c