Госконтракт не подписали из-за санкций - сведения не включили в РНП
Победитель закупки на поставку сыра не подписал контракт и не представил его обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.
Контролеры не включили сведения в РНП, поскольку победитель:
- получил письмо от производителя об удорожании продукции из-за санкций. Закупать продукцию в прежних объемах, но на новых условиях победитель не мог;
- предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.
Аналогичную позицию занимают, в частности:
- Тульское УФАС. Контролеры учли, что победитель представил пояснения и письма от производителей о приостановке поставок и удорожании товаров;
- Коми УФАС. Антимонопольный орган принял во внимание среди прочего сходные пояснения победителя, его согласие заключить и исполнить контракт на иных условиях, переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии.
Документ: Решение Свердловского УФАС России от 28.03.2022 N 066/06/104-1050/2022
ВС РФ напомнил: порядок оценки заявок по Закону N 223-ФЗ не может зависеть от режима налогообложения
Заказчик установил порядок оценки заявок без учета НДС. Контролеры признали это нарушением.
Суды трех инстанций их поддержали, поскольку:
- цену в заявке нужно указывать без НДС. Это вынуждает участников на ОСН снижать ценовое предложение на сумму налога, чтобы оно не превысило НМЦД. В противном случае заявку не стали бы рассматривать;
- такой порядок оценки создает преимущества для плательщиков НДС, поскольку вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН;
- Закон N 223-ФЗ не разрешает заказчику производить вычеты из ценовых предложений участников.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Мнение о том, что нельзя приводить ценовые предложения участников с разными системами налогообложения к единому базису, ВС РФ высказывал и раньше. Его также разделяют, в частности, АС Московского и Северо-Западного округов, а также Московский УФАС.
Отметим, в практике есть и иной подход.
Документ: Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-2729
Исполнитель по госконтракту не принял дисциплинарных мер - суды увидели в этом недобросовестность
Стороны заключили контракт на охранные услуги. Заказчик расторг его в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.
Три инстанции поддержали такое решение:
- работники исполнителя не раз нарушали контракт: во время дежурства спали, находились в нетрезвом виде, причиняли ущерб имуществу заказчика, не обеспечивали пропускной режим;
- исполнитель не принял дисциплинарных мер, а только заменил работников. Это не привело к должному результату.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу N А60-33544/2021
Работы выполнили без госконтракта из-за сложной эпидситуации в регионе - суды обязали их оплатить
Общество выполнило работы в больнице по устному соглашению с заказчиком из-за срочной необходимости в связи с напряженной эпидситуацией в регионе. Заказчик отказался подписывать акты приемки, работы в полном объеме не оплатил. Среди прочего он пояснил: нужды в работах не было, правоотношения не могли возникнуть без конкурентной процедуры.
Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать основной долг и проценты за пользование чужими средствами.
Три инстанции поддержали его требование:
- факт того, что работы выполнили, доказывают, в частности, переписка сторон и акты приемки с подписью сотрудника заказчика;
- заказчик уклонился от судебной экспертизы. Значит, заинтересованности в ней нет;
- потребность в работах подтвердили сведения из контракта с тем же предметом;
- отсутствие контракта при экстренной необходимости в работах из-за сложной эпидобстановки не означает обход положений Закона N 44-ФЗ. Это также не доказывает, что фактических отношений не было.
Отметим, по общему правилу работы без контракта заказчик оплачивать не обязан. На это недавно обращал внимание ВС РФ.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.04.2022 по делу N А46-22306/2020
Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.
Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ.
В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:
- не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок - для обеспечения заявок;
- не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства - для обеспечения договора.
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму.
Большинство поправок заработает с 1 июля. Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября.
Документ: Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ