Новое в системе закупок с 21 мая по 30 мая 2022

Закупку у едпоставщика по Закону N 223-ФЗ нельзя провести без оснований для этого, согласился ВС РФ

Заказчик за 1 день подписал с едпоставщиком 41 договор на поставку одинакового товара. Цена каждого из них не превышала пороговое значение из положения о закупке.

По мнению заказчика, если он установил в положении право заключать сделки таким способом, значит, им можно воспользоваться при любых потребностях независимо от конкурентного рынка неограниченное количество раз.

Контролеры и суды трех инстанций посчитали это нарушением:

- договоры заключили, чтобы избежать конкурентной процедуры;

- приобрести товары, работы, услуги у едпоставщика можно, например, если по объективным причинам нельзя провести конкурентную закупку;

- заказчик не подтвердил необходимость закупки продукции у едпоставщика и невозможность ее приобрести конкурентным способом.

Суды также напомнили об основаниях для закупки у едпоставщика. Среди них:

- ограниченный товарный рынок;

- колебание цен в узком диапазоне;

- срочное размещение заказа;

- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 13.05.2022 N 304-ЭС22-5628

УФАС: заказчику по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать, чтобы с ним согласовали привлечение третьих лиц

Заказчик установил в проекте договора, что по письменному согласованию с ним подрядчик может привлечь за свой счет третьих лиц для выполнения работ. При этом он обязан по запросу заказчика представить копии договоров с этими лицами.

Участник пожаловался на ограничение конкуренции. Контролеры его поддержали, поскольку условие:

нарушает право подрядчика на свободу правоотношений с третьими лицами. Он может сам определить, с чьей помощью достигнет лучшего результата работ;

может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, поскольку тот выбирает третьих лиц по своему усмотрению. Критериев согласия на их привлечение в документации нет. По Закону N 223-ФЗ заказчик вправе установить требования только к участникам закупки;

является вмешательством в хоздеятельность исполнителя и ограничивает количество участников.

Сходную позицию занимают, в частности, Московское и Якутское УФАС.

Краснодарское УФАС решило иначе: условие о согласовании не обязывает участников предоставлять какие-либо документы при проведении закупки. Оно относится к отношениям на стадии исполнения договора и не ограничивает конкуренцию.

Документ: Решение Самарского УФАС России от 06.04.2022 N 063/07/3-253/2022

ВС РФ: по Закону N 223-ФЗ нельзя отклонить заявку, если товар не отвечает данным сайта производителя

Заявку участника отклонили. Заказчик решил, что в ней недостоверные сведения, так как характеристики товара не совпадали с информацией на сайте производителя.

Контролеры посчитали это нарушением. Суды трех инстанций с ними согласились:

- параметры товара соответствовали паспортам продукции, но заказчик их не запрашивал. Недостоверность сведений в заявке не доказали;

- информация на сайте производителя не привязана к конкретной партии товара. Она не отражает нужные заказчику характеристики;

- в документации о закупке нет требований о соответствии товара данным сайта производителя.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Сходную позицию занимает, в частности, Московское УФАС. В практике есть также пример, когда суды не поддержали заказчика, поскольку он не доказал, что сайт производителя содержит актуальную информацию о товаре и имеет статус официального.

Документ: Определение ВС РФ от 04.05.2022 N 301-ЭС22-5007

Планируют ввести мораторий на антимонопольные требования к некоторым госзакупкам у едпоставщика

Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект внесли в Госдуму.

Поправка станет гарантией того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.

Новое правило вступит в силу со дня опубликования в виде федерального закона. Его будут применять к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.

Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.

Документ: Проект Федерального закона N 127020-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/127020-8)

Поправки к Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ о конфликте интересов приняли в третьем чтении

По Закону N 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возник конфликт интересов. Поправки прошли третье чтение 25 мая.

Членами комиссии не станут (с. 2-3 проекта):

- физлица с личной заинтересованностью в закупке;

- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;

- иные физлица из положения о закупке.

В Законе N 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Этот список уточнят (с. 4-5 проекта). В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица - участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.

Изменят также перечень лиц, которые не могут стать членами комиссии по закупкам. Из их числа уберут, например, привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям (с. 6-7 проекта).

За отсутствием конфликта интересов проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы (с. 5 проекта).

Большинство поправок вступит в силу с 1 июля (с. 8 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 1145363-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145363-7)

С 1 июля к госзакупкам не допустят участников, если они попали в РНП по некоторым основаниям

В закупке надо устанавливать условие о том, что в РНП не должно быть сведений об участнике и других лицах из заявки. Правило нужно применять с 1 июля при таких обстоятельствах:

- участника и иных лиц включили в реестр после того, как от контракта отказались из-за санкций и (или) ограничений в отношении заказчика;

- в закупке не предъявили аналогичное требование об отсутствии данных в РНП.

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937