Закупку у едпоставщика по Закону N 223-ФЗ нельзя провести без оснований для этого, согласился ВС РФ
Заказчик за 1 день подписал с едпоставщиком 41 договор на поставку одинакового товара. Цена каждого из них не превышала пороговое значение из положения о закупке.
По мнению заказчика, если он установил в положении право заключать сделки таким способом, значит, им можно воспользоваться при любых потребностях независимо от конкурентного рынка неограниченное количество раз.
Контролеры и суды трех инстанций посчитали это нарушением:
- договоры заключили, чтобы избежать конкурентной процедуры;
- приобрести товары, работы, услуги у едпоставщика можно, например, если по объективным причинам нельзя провести конкурентную закупку;
- заказчик не подтвердил необходимость закупки продукции у едпоставщика и невозможность ее приобрести конкурентным способом.
Суды также напомнили об основаниях для закупки у едпоставщика. Среди них:
- ограниченный товарный рынок;
- колебание цен в узком диапазоне;
- срочное размещение заказа;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 13.05.2022 N 304-ЭС22-5628
УФАС: заказчику по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать, чтобы с ним согласовали привлечение третьих лиц
Заказчик установил в проекте договора, что по письменному согласованию с ним подрядчик может привлечь за свой счет третьих лиц для выполнения работ. При этом он обязан по запросу заказчика представить копии договоров с этими лицами.
Участник пожаловался на ограничение конкуренции. Контролеры его поддержали, поскольку условие:
- нарушает право подрядчика на свободу правоотношений с третьими лицами. Он может сам определить, с чьей помощью достигнет лучшего результата работ;
- может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, поскольку тот выбирает третьих лиц по своему усмотрению. Критериев согласия на их привлечение в документации нет. По Закону N 223-ФЗ заказчик вправе установить требования только к участникам закупки;
- является вмешательством в хоздеятельность исполнителя и ограничивает количество участников.
Сходную позицию занимают, в частности, Московское и Якутское УФАС.
Краснодарское УФАС решило иначе: условие о согласовании не обязывает участников предоставлять какие-либо документы при проведении закупки. Оно относится к отношениям на стадии исполнения договора и не ограничивает конкуренцию.
Документ: Решение Самарского УФАС России от 06.04.2022 N 063/07/3-253/2022
ВС РФ: по Закону N 223-ФЗ нельзя отклонить заявку, если товар не отвечает данным сайта производителя
Заявку участника отклонили. Заказчик решил, что в ней недостоверные сведения, так как характеристики товара не совпадали с информацией на сайте производителя.
Контролеры посчитали это нарушением. Суды трех инстанций с ними согласились:
- параметры товара соответствовали паспортам продукции, но заказчик их не запрашивал. Недостоверность сведений в заявке не доказали;
- информация на сайте производителя не привязана к конкретной партии товара. Она не отражает нужные заказчику характеристики;
- в документации о закупке нет требований о соответствии товара данным сайта производителя.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Сходную позицию занимает, в частности, Московское УФАС. В практике есть также пример, когда суды не поддержали заказчика, поскольку он не доказал, что сайт производителя содержит актуальную информацию о товаре и имеет статус официального.
Документ: Определение ВС РФ от 04.05.2022 N 301-ЭС22-5007
Планируют ввести мораторий на антимонопольные требования к некоторым госзакупкам у едпоставщика
Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект внесли в Госдуму.
Поправка станет гарантией того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.
Новое правило вступит в силу со дня опубликования в виде федерального закона. Его будут применять к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.
Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.
Документ: Проект Федерального закона N 127020-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/127020-8)
Поправки к Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ о конфликте интересов приняли в третьем чтении
По Закону N 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возник конфликт интересов. Поправки прошли третье чтение 25 мая.
Членами комиссии не станут (с. 2-3 проекта):
- физлица с личной заинтересованностью в закупке;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
- иные физлица из положения о закупке.
В Законе N 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Этот список уточнят (с. 4-5 проекта). В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица - участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.
Изменят также перечень лиц, которые не могут стать членами комиссии по закупкам. Из их числа уберут, например, привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям (с. 6-7 проекта).
За отсутствием конфликта интересов проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы (с. 5 проекта).
Большинство поправок вступит в силу с 1 июля (с. 8 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1145363-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145363-7)
С 1 июля к госзакупкам не допустят участников, если они попали в РНП по некоторым основаниям
В закупке надо устанавливать условие о том, что в РНП не должно быть сведений об участнике и других лицах из заявки. Правило нужно применять с 1 июля при таких обстоятельствах:
- участника и иных лиц включили в реестр после того, как от контракта отказались из-за санкций и (или) ограничений в отношении заказчика;
- в закупке не предъявили аналогичное требование об отсутствии данных в РНП.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937