Новое в системе закупок с 18 июля по 23 июля 2022

ВС РФ: недофинансирование не освобождает от неустойки за просрочку оплаты по госконтракту

Стороны заключили контракт на поставку электроэнергии. Заказчик оплатил ее с просрочкой, поэтому поставщик начислил пени по Закону об электроэнергетике.

Заказчик пени не выплатил:

- контракт зарегистрировали в ЕИС только 28 февраля 2020 года, поэтому обязанность по оплате возникла после этой даты;

- счет за декабрь 2020 года не могли оплатить, пока не заключили контракт на будущий год. Кроме того, лимиты на 2021 год довели лишь 20 января;

- неустойку неверно начислили в большем размере, чем допускает Закон N 44-ФЗ.

Три инстанции не поддержали заказчика:

- действие контракта распространили на отношения с 1 января 2020 года. Заказчик был обязан оплачивать энергию с этой даты;

- недофинансирование и организационные мероприятия заказчика в связи с заключением контракта или оплатой не освобождают от неустойки. Это не обстоятельства непреодолимой силы;

Закон об электроэнергетике носит специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний не учитывает особенности отношений в сфере энергоснабжения. Поставщик верно рассчитал неустойку на основании его норм.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Напомним, недавно Верховный суд поддержал сходную позицию.

Документ: Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-12560

Разъяснили особенности изменения строительных контрактов по Закону N 44-ФЗ

В 2022 году строительный контракт можно изменить, если при его исполнении возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого правительство установило порядок.

Минфин отметил: корректировать контракт по этому порядку могут только государственные или муниципальные заказчики.

У тех, кто к ним не относится, есть возможность менять контракт по спецнорме на основании решения соответствующего органа власти. Так, на основании решения высшего исполнительного органа региона можно корректировать контракт для нужд субъекта. Ведомство уточнило: в таком решении можно предусмотреть условия его применения, сходные с теми, что есть в порядке изменения строительных контрактов из-за непредвиденных обстоятельств.

Документ: Письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840 (https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=136796)

Требование к опыту слишком детализировали - ВС РФ согласился, что заказчик нарушил Закон N 223-ФЗ

Заказчик приобретал услуги по уборке корпусов университета. Часть из них принадлежала к объектам культурного наследия (ОКН). Опыт участников оценивали только из контрактов (договоров), по которым сходные услуги оказывали на ОКН, что принадлежат образовательным организациям.

Контролеры нашли нарушение. Заказчик решение оспорил. Три инстанции его не поддержали:

- критерий оценки ограничивает конкуренцию. Его удельный вес - 60%. Значит, участники с опытом оказания услуг на других объектах не смогут победить в закупке, если есть участник с требуемым опытом. Из итогового протокола следует, что для победы второму участнику следовало снизить цену на 95%;

- заказчик не обосновал потребность в опыте именно на ОКН. Техзадание не содержало особых условий или описания специфики услуг.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, недавно ВС РФ согласился с противоположной позицией судов по сходному спору. Доводы заказчика об особенностях объекта оказания услуг сочли убедительными.

Документ: Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-10770

Госзаказчик незаконно отказался от контракта - ВС РФ обязал возместить подрядчику убытки

Стороны заключили контракт на работы. Исполнение обеспечили гарантией. Заказчик отказался от контракта, но решение признали незаконным. Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать убытки.

Первая инстанция и апелляция взыскали:

- частично расходы на гарантию. Подрядчик выполнил ряд работ и получил за них прибыль, значит, долю этих расходов уже компенсировали;

- оплату по двум субподрядным договорам. Остальные заключили после отказа от контракта, их необходимость не доказали;

- госпошлину.

Кассация изменила решения и отказала в части расходов на гарантию. По контракту любые затраты по обязательствам подрядчика, кроме непредвиденных, заказчик не возмещает, если их нет в смете. Предоставить гарантию - обязательство, поэтому оснований взыскивать такие расходы нет.

ВС РФ с кассацией не согласился:

- если исполнение сорвалось по вине заказчика, расходы подрядчика на гарантию образуют убытки. Подрядчик не может их уменьшить, поскольку ГК РФ не позволяет прекратить действие гарантии по его желанию. Первая инстанция и апелляция приняли верные решения;

- довод кассации о том, что заказчик не должен возмещать расходы на гарантию, если это предусмотрели в контракте, неверный. Принцип свободы договора не допускает исключать или ограничивать ответственность за умышленное нарушение обязательств.

Документ: Определение ВС РФ от 07.07.2022 N 307-ЭС22-3600

Заказчикам по Закону N 223-ФЗ дадут право готовить компетентных поставщиков из числа СМСП

Опубликовали Закон о введении механизма по "выращиванию" поставщиков, подрядчиков, исполнителей из числа СМСП для их потенциального участия в закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчики при участии корпорации развития МСП смогут утверждать программы их развития.

Правительство среди прочего установит:

- форму программы;

- требования к порядку отбора участников.

Заказчики, в частности, определят:

товары (работы, услуги) с кодами по ОКПД2 для программ;

доптребования к участникам (при необходимости);

- индивидуальные карты развития с условиями предоставления поддержки в рамках программы.

В Законе установили требования к программе. В их числе меры ответственности сторон за нарушение ее условий.

О программе сообщат, в частности, на сайте корпорации развития МСП. Последняя станет вести их реестр, а также реестр участников, которые не исполнили обязательства по программе.

Новшества вступят в силу 12 ноября.

Документ: Федеральный закон от 14.07.2022 N 285-ФЗ

Для некоторых госзакупок у едпоставщика ввели антимонопольный мораторий

Уточнили, что к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не применяют, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам.

Эта поправка - гарантия того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.

Новое правило вступило в силу 14 июля. Его применяют к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.

Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.

Документ: Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ