Один из экспертов считает правильным намерение зафиксировать на законодательном уровне правила применения кадастровой стоимости для различных целей помимо налогообложения. Другой полагает, что такое точечное изменение законодательства важно и своевременно, поскольку будет способствовать защите прав граждан и юридических лиц.
В Госдуму внесен проект изменений в ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке (законопроект № 175071-8), касающийся порядка применения кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если при оказании соответствующей услуги размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости. Данную статью предлагается дополнить п. 3 и 4.
Согласно поправкам по общему правилу предусматривается применение кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащейся в ЕГРН на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении государственной или муниципальной услуги. Если после даты подачи заявления (ходатайства) о предоставлении услуги, результатом которой является заключение договора аренды или купли-продажи объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, кадастровая стоимость снизилась, при оказании соответствующей услуги будет применяться сниженная кадастровая стоимость объекта.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на обеспечение гарантий прав граждан и организаций (в том числе субъектов малого и среднего бизнеса), которые будут приобретать в собственность или в пользование объекты недвижимости, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, если в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги по приобретению объектов недвижимости кадастровая стоимость объекта изменилась, что повлияло на размер платы или цену соответствующего договора.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников поддержал намерение зафиксировать на законодательном уровне правила применения кадастровой стоимости для различных целей помимо налогообложения. «Тем более что законопроект предполагает учитывать наименьшую из стоимостей при выкупе государственного или муниципального имущества – лишней поддержки бизнеса в непростых условиях не бывает. Например, это может быть актуально при выкупе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ», – пояснил он в комментарии «АГ».
Эксперт добавил, что ранее в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснялось, что для иных (кроме налогообложения) предусмотренных законодательством целей, например определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о ее пересмотре, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости. «При системной работе по приближению кадастровой стоимости к актуальной рыночной стоимости недвижимости и повышению доверия к ее объективности со стороны участников оборота кадастровая стоимость может стать базисом не только для определения размера уплаты “имущественных” налогов, но и различных пошлин и сборов, а также, возможно, и для фиксации условий коммерческих сделок», – предположил Николай Сапожников.
Главный юрист АО «ИнфраВЭБ» Павел Лобачев считает инициативу важной и своевременной. «“Фиксация” кадастровой стоимости с возможностью ее изменения только в сторону уменьшения особенно актуальна в случаях, когда с момента подачи заявления (например, о выкупе публичного имущества) до фактического заключения договора проходит достаточно много времени. Такое возможно в случае судебного спора между продавцом и покупателем, когда до заключения договора может пройти год и более, и за это время кадастровая стоимость может существенно измениться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Законопроект урегулирует такие ситуации в пользу граждан и юрлиц (заявителей). Стоит также отметить, что подход к применению кадастровой стоимости, определенной именно на дату подачи заявления о выкупе публичного имущества, ранее также находил поддержку в судебной практике (см. например, п. 6 Обзора судебной практики № 5, утвержденного Президиумом ВС 27 декабря 2017 г.). Таким образом, на мой взгляд, стоит поддержать точечное изменение законодательства, которое защитит права граждан и юридических лиц», – резюмировал он.