Новое в системе закупок с 29 августа по 03 сентября 2022

Суды: при некачественной работе цена материалов не образует неосновательного обогащения госзаказчика

Стороны заключили контракты на ремонт дорог. Работы выполнили некачественно. Сделки расторгли в суде.

По мнению подрядчика, у заказчика возникло неосновательное обогащение в виде цены материалов. Демонтировать их за свой счет подрядчику не дали, но результат ремонта заказчик частично использует.

Три инстанции деньги не взыскали:

- работы выполнили некачественно, цель контрактов не достигли. Специфика подряда предполагает качество работы и материалов в целом. Если результата нет, последние не имеют для заказчика потребительской ценности;

- материалы использовали для выполнения работ. Это исключает неосновательное обогащение заказчика. Стройресурсы нельзя вернуть, поскольку они вошли в состав покрытия дороги.

К выводу о том, что при некачественной работе цена материалов не образует неосновательного обогащения заказчика, приходил, в частности, АС Волго-Вятского округа.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 15.08.2022 по делу N А51-21785/2021

Определили типовые условия госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа

Правительство определило типовые условия контрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим транспортом.

В них предусмотрели условия о приемке и оплате фактически выполненных работ, об обязанностях и ответственности сторон. В последних среди прочего учли особенности определения объема работ, за невыполнение которого подрядчик заплатит штраф.

Новшества вступят в силу 31 августа. До этой даты применяют старые типовые контракты в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.

Документы: Постановление Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445

Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ

УФАС: в госзакупке ремонта ограждения нужны доптребования к опыту работ на объекте капстроительства

Участник пожаловался, что в закупке капремонта ограждения школы неверно установили доптребования. По его мнению, забор - это не объект капстроительства, а элемент благоустройства. На это указывал Минстрой в методических рекомендациях.

Заказчик пояснил, что ограждение входит в состав единого инвентарного объекта - здания школы, которая выступает объектом капстроительства. Также забор нельзя переместить без ущерба.

Контролеры поддержали заказчика:

- из техпаспорта на объект следует, что ограждение - часть капитального строения, а именно здания школы. Объекты имеют единый инвентарный номер, значит, забор не элемент благоустройства;

- заказчик правильно выбрал позицию доптребований. Это работы по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного).

К выводу о том, что в закупках ремонта ограждения устанавливают доптребования к опыту работ на объектах капстроительства, приходило, в частности, Красноярское УФАС.

Документ: Решение Кировского УФАС России от 10.08.2022 N 043/06/106-675/2022

Обновили перечень ЖНВЛП и минимальный ассортимент лекарств

В список ЖНВЛП добавили пробиотик из бифидобактерий бифидум. Исключили феноксиметилпенициллин и гадоверсетамид.

Для ряда препаратов изменили перечни лекарственных форм, например:

смектит - появились диспергируемые таблетки и суспензия для приема внутрь;

оксациллин - удалили таблетки;

будесонид - исключили назальные капли.

В минимальном ассортименте лекарств для аптек теперь нет ранитидина. Скорректировали требования к парацетамолу в форме раствора или суспензии для приема внутрь. Сейчас достаточно иметь одну форму для взрослых или детей. Ранее требовалась одна форма и для тех, и для других.

Новшества действуют с 24 августа.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2022 N 2419-р

Утвердили правила согласования закупок иностранного софта по Закону N 223-ФЗ для объектов КИИ

Заказчикам (кроме организаций с муниципальным участием) по Закону N 223-ФЗ без согласования нельзя закупать:

- импортное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (объекты КИИ);

- услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.

Правительство, в частности, установило: согласование проводят федеральные ведомства в зависимости от сферы объекта КИИ.

Утвердили также правила этого согласования. Среди прочего установили, какие документы и сведения подают в ведомство в составе заявки. Так, чтобы приобрести иностранное ПО, надо представить обоснование невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного софта. В него включают те же данные, что и по Закону N 44-ФЗ. Обоснование не нужно при закупке софта из реестра программ из ЕАЭС (кроме РФ).

С 1 января 2025 года, в частности, такие заказчики не смогут использовать импортное ПО на объектах КИИ. Определили требования допустимого софта. Так, ПО должно быть в реестре российских программ для ЭВМ и баз данных или в реестре программ для ЭВМ и баз данных из ЕАЭС (кроме РФ).

Новшества вступили в силу 26 августа.

Документ: Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478

Суды напомнили, когда у контролеров нет оснований рассматривать жалобу на нарушение Закона N 223-ФЗ

Контролерам пожаловались, что в проекте договора установили слишком большую неустойку за нарушения поставщика, а ответственность заказчика не предусмотрели. Нарушение предписали устранить.

Три инстанции признали решение незаконным:

- жалобу подал не участник закупки. Он может обжаловать только нарушения порядка размещения информации о закупке или подачи заявок. Заявитель не указал на них, а также не доказал, что его права ущемили;

повод для жалобы - несогласие с размером неустойки в проекте договора. У контролеров не было оснований ее рассматривать;

- антимонопольный орган не доказал, что заявителя можно отнести к лицам, чьи права могут нарушать действия заказчика. Этого достаточно, чтобы признать решение незаконным;

- доводы о том, что жалобу рассмотрели правомерно, поскольку заявитель был потенциальным участником закупки, неверные. Такой статус заявителя в данном случае не имел правового значения.

Отметим, к сходным выводам АС Центрального округа приходил и ранее.

Документ: Постановление АС Центрального округа от 17.08.2022 по делу N А48-6465/2021