Владислав Алексеевич, Вы работаете исполнительным директором Совета муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, скажите, какие мотивы были у Вас при устройстве на эту работу?
Это была новая для меня сфера деятельности. До этого был бизнес и научно-образовательная деятельность: сферы, в которых я реализовался. Меня пригласили, поставили задачи. Основной мотив - состояться в новой для себя сфере деятельности, добиться результатов, которые положительно скажутся на жизни людей. Еще и внутренняя установка - не пасовать перед проблемами, решать новые задачи.
Можете ли поделиться вашими личными достижениями на должности исполнительного директора? Чем Вы могли бы гордиться, по Вашему мнению?
Работаю в Совете муниципальных образований Кузбасса с мая 2020 года - это непростой период: борьба с коронавирусной инфекцией, а с февраля 2022 года специальная военная операция на Украине и ужесточение санкций со стороны коллективного Запада.
В общественной организации достижения не могут быть личными! Это командная работа. Благодаря совместной работе Председателя Совета Сергея Николаевича Кузнецова, глав муниципальных образований, председателей местных советов народных депутатов, правления и председателей секций, исполкома Совета нам удалось наладить эффективное взаимодействие с Парламентом и Правительством Кузбасса, региональными структурами федеральных органов государственной власти на благо людей и местного самоуправления.
Что это дало? Во-первых, Совет стал активно участвовать в управлении регионом. Управление - процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для достижения поставленных целей. Совет участвовал в разработке и организации общественного обсуждения Стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года; Стратегии развития ТОС до 2030 года; экспертизе федеральных законопроектов, касающихся МСУ (в том числе законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»); экспертизе и общественном обсуждении региональных законопроектов, в том числе об агломерациях, о государственной поддержке ТОС, о проведении преобразований муниципальных образований. По сути, Совет участвовал в «сопровождении» как на правовом, так и на организационном уровне проведения муниципальной реформы в Кузбассе по преобразованию муниципальных районов в муниципальные округа. И это в том числе наша заслуга - основной этап реформы прошел безболезненно, а главное, с положительным результатом для муниципалитетов. Сейчас в Кузбассе 16 городских, 16 муниципальных округов и один муниципальный район.
Эффективное взаимодействие местного самоуправления, общественных организаций и всех ветвей государственной власти, наша командная работа, качественный результат для муниципалитетов при проведении непростых реформ в сложный период - это, по моему мнению, главный предмет гордости Совета и всего муниципального сообщества. А значит, и предмет моей гордости!
Профессор, Вы имеете длительный опыт педагогической работы, видели, как меняются студенты, как трудоустраиваются выпускники. Как Вы можете оценить современную подготовку муниципальных служащих?
Считаю, что нельзя «выучить» на муниципального служащего, а тем более на муниципального управленца. Название направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» звучит привлекательно, но, как правило, столкнувшись с реалиями муниципальной службы, студенты и выпускники быстро перестраиваются и делают карьеру в бизнес сфере, банковском секторе и др.
Считаю, что эффективнее «точечная» подготовка специалистов в разных сферах от ЖКХ до юриспруденции с прицелом на работу в органах местного самоуправления с использованием механизмов целевого направления, назначением муниципальных именных стипендий, прохождением практики и «подработки» с гарантией предоставления работы после получения высшего образования. Для этого нужны программы развития муниципалитетов с пониманием потребности в кадрах на среднесрочную перспективу и кадровая программа, включающая KPI и понятные гарантии продвижения по карьерной лестнице. Необходимо развивать систему ДПО для муниципалов. Хороший пример – красноярский «Институт муниципального развития». Параллельно должны быть решены задачи повышения престижа муниципальной службы и зарплаты.
Как Вы считаете, какими профессиональными, личными, деловыми качествами должен обладать современный муниципальный служащий и почему?
Современный муниципальный служащий должен:
- в базе быть «узким» специалистом в определенной сфере;
- обладать управленческими навыками, уметь сопровождать процесс от начала и до получения конечного результата, решая как ожидаемые, так и возникающие проблемы;
- видеть и уметь описать «образ будущего» своего муниципалитета и пути его достижения;
- уметь выстраивать коммуникации со всеми и в любой ситуации (начальство, коллеги, жители, общественные организации);
- уметь отстаивать позицию по принципиальным вопросам;
- обладать способностью и желанием обучаться и обучать;
- должен любить свою малую Родину и стремиться сделать жизнь людей и свой муниципалитет лучше.
Почему? Без этих качеств, умений и навыков не добиться результата, не сделать жизнь людей в своем муниципалитете лучше. А тогда зачем работать?
Некоторые эксперты отмечают, что в органах местного самоуправления наблюдается «текучесть кадров», специалисты переходят в органы государственной власти, в учреждения, в бизнес-структуры. Как Вы думаете, чем можно было бы остановить такой процесс? Кого стоит удерживать в системе муниципальной службы в первую очередь: молодых специалистов или опытных и заслуженных работников с большим служебным стажем?
«Удерживать», считаю, не надо, а вот дорожить и опираться необходимо на специалистов, которые хотят и могут результативно работать. Не важен возраст, важен профессионализм, желание работать и получать качественный результат. Результат, который напрямую влияет на развитие местного самоуправления и повышение качества жизни людей.
Чтобы «остановить процесс», необходимо законодательно зафиксировать «правила игры», так как реформы местного самоуправления продолжаются уже несколько десятилетий перманентно и разновекторно. Необходима стабильность и четкое понимание, что в результате мы хотим получить. Чтобы привлечь современных молодых специалистов на муниципальную службу, нужно поднять ее престиж и наделить ресурсами, необходимыми для выполнения полномочий. Муниципальный служащий должен не только видеть и понимать, как решить проблемы, но еще и обладать ресурсами для ее решения. Когда человек будет видеть, что от результатов его работы жизнь людей становится лучше, проблема с текучкой и недостатком квалифицированных кадров быстро решится.
Что необходимо делать прямо сейчас? Мы много лет выступаем с этими предложениями и внедряем их в муниципалитетах:
- контролировать открытость процедур формирования кадрового резерва и доступности информации о вакансиях на сайтах муниципальных образований;
- расширить меры государственной поддержки, направленные на повышение профессионального уровня руководителей и специалистов органов МСУ, через реализацию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации на условиях полного или частичного финансирования обучения за счет средств регионального или федерального бюджетов;
- закрепить норму в федеральном законодательстве об «увязке» на уровне субъектов РФ заработной платы муниципальных служащих и государственных служащих (возможно, путем введения расчетного коэффициента для установления размера должностного оклада должностей муниципальной службы и механизма соответствия классных чинов).
Владислав Алексеевич, Вы одновременно занимаете важную общественную должность – возглавляете Общественную палату Кемеровской области – Кузбасса. Какой вклад вносит Общественная палата в развитие местных сообществ и как она взаимодействует с муниципалитетами?
Общественная палата активно включилась в программу развития общественных советов (палат) в муниципалитетах, территориального общественного самоуправления. С органами местного самоуправления мы работаем постоянно «плечом к плечу»: принимали участие в общественном обсуждении и экспертизе региональных законопроектов, связанных с муниципальной реформой в Кузбассе и развитием агломераций. Важными последними мероприятиями для муниципалов являются заседание комиссий Общественной палаты и общественные обсуждение «мусорной проблемы», проблем развития «зеленых поясов» вокруг городов и «городских лесов».
А есть ли люди, которым Вы можете сказать «спасибо» за свое профессиональное развитие, ценный опыт, совет? Если да, то кто и почему?
Своим родителям, дедам и бабушкам, своим Учителям школьным и университетским, своим соратникам и наставникам по работе! Отдельно городу Кемерово, где я родился, живу и работаю, и Кузбассу – настоящему сибирскому региону со сложной историей, жизнь в котором вырабатывает настоящий сибирский характер.
Владислав Алексеевич, какую оценку Вы как историк можете дать нынешнему этапу развития системы местного самоуправления в нашей стране?
Историки изучают прошлое человека и общества. В истории нашей страны есть положительные примеры развития местного самоуправления, как в Российской империи, так и в СССР. К сожалению, отказ от отечественного опыта и поклонение западным моделям местного самоуправления на рубеже веков и в начале XXI века не позволили до настоящего времени построить эффективную отечественную модель местного самоуправления. А нестабильность и «плавающий» подход всегда, на мой взгляд, мешают достижению результата, качественных изменений к лучшему.
Приведу в пример Кузбасс: мы одни из первых в стране совершили переход на одноуровневую модель местного самоуправления, запланировали укрупнение муниципальных образований, связав эти реформы с агломерационными процессами. Для Кузбасса, учитывая специфику региона (крупный индустриальный центр, один из самых урбанизированных регионов в России с долей городского населения 86%, подавляющей долей моногородов) это эффективная программа развития местного самоуправления. Был четко обозначен «образ будущего», разработана стратегия и план действий - в результате реформирование прошло безболезненно и с качественным положительным результатом для муниципальных образований и жителей. Не настаиваю на том, что подобная модель будет эффективна для всех регионов России, но обозначение конечной цели с указанием плюсов для граждан и муниципалитетов, действий по ее достижению крайне необходимо, чтобы избежать несогласованных действий по принципу «рак-лебедь-щука».
Что муниципальному сообществу необходимо предпринять, чтобы решить все поставленные задачи по развитию местного самоуправления?
Работать вместе, дружно, профессионально, с оптимизмом! Понимать, что это долгосрочная программа, и не надо ждать сиюминутного эффекта. Совместно выработать и ясно описать «образ будущего» муниципального самоуправления в России и пути его достижения, донести смысл программы до каждого человека и заинтересовать/привлечь к совместной работе всех активистов, НКО, волонтеров, добиться консолидации усилий всех заинтересованных сторон в реализации программы развития местного самоуправления. Поймем, что хотим построить, договоримся, обеспечим нормативно-правовой и ресурсной основой и – работать, работать и еще раз работать!