Новое в системе закупок с 26 сентября по 30 сентября 2022

Суды отклонили ссылку поставщика на рост цен из-за санкций и не стали расторгать госконтракт

В январе стороны заключили контракт на поставку бумаги. В марте поставщик предложил расторгнуть сделку по соглашению - она стала убыточной из-за удорожания материалов. Заказчик отказал.

Суды контракт не расторгли:

- финансовый кризис и неблагоприятную экономическую ситуацию нельзя отнести к существенному изменению обстоятельств. Поставщик должен был прогнозировать риски удорожания материалов. Невыгодность сделки в этом случае правового значения не имеет;

- конечный срок контракта не наступил. То, что его нельзя исполнить, поставщик не доказал. Отсутствие сырья, а также форс-мажор не подтвердили.

Отметим, недавно 12-й ААС тоже не увидел в увеличении цен из-за санкций существенного изменения обстоятельств. Суд отметил: стороны должны были прогнозировать экономическую ситуацию и не могли исключать вероятность роста цен.

Документ: Постановление 3-го ААС от 29.08.2022 по делу N А33-9477/2022

Контролеры напомнили: в извещение о госзакупке нужно включать проектную документацию полностью

Участник пожаловался, что в извещении о закупке капремонта разместили не все разделы проектной документации.

Заказчик пояснил: необходимые сведения об объекте закупки есть в основных разделах проекта. Их разместили в составе извещения. Этого достаточно, чтобы участник мог сформировать предложение.

Контролеры нашли нарушение. По Закону N 44-ФЗ для описания объекта закупки проектную документацию нужно размещать полностью.

В практике есть пример, когда заказчик также не разместил один из разделов проекта. Он полагал, что в нем нет нужных для подачи заявки сведений. Контролеры подход не поддержали.

Документ: Решение Московского УФАС России от 29.08.2022 по делу N 077/06/106-12922/2022

Поставщика не уведомили об экспертизе - суды признали односторонний отказ госзаказчика незаконным

Стороны согласовали поставку молока в ряд учреждений заказчика. Экспертиза установила: в 2 из них поступил товар, который не соответствует контракту. Поставщик не стал его менять, поскольку ему не сообщили об экспертизе. Заказчик отказался от контракта.

Три инстанции признали решение заказчика незаконным:

- поставщика не уведомили об экспертизе, а значит, нарушили процедуру по Закону N 44-ФЗ. В таком случае заключение эксперта нельзя считать надлежащим доказательством;

- всю партию молока произвели в один день и на одном заводе. На нее были сертификаты качества и результат исследований. Товар не мог отличаться в худшую сторону в зависимости от места поставки.

В практике есть пример, когда поставщику также не сообщили об экспертизе, но заключение признали надлежащим доказательством. Суд решил: само по себе то, что любую из сторон контракта не уведомили об экспертизе, не влечет признания ее результатов недействительными.

Документы: Постановление АС Поволжского округа от 09.09.2022 по делу N А12-28537/2021

Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций

Кассация: неограниченные закупки у едпоставщика на конкурентном рынке нарушают Закон N 223-ФЗ

В положении о закупке закрепили 24 основания закупки у едпоставщика, в том числе на конкурентных рынках. Контролеры нашли в этом нарушение и предписали его устранить.

Три инстанции поддержали контролеров:

- большинство оснований неконкурентной закупки необоснованные. Они охватывают почти любые потребности заказчика, что нарушает принципы Закона N 223-ФЗ;

- для закупки у едпоставщика нужны объективные причины, например срочность или низкоконкурентный рынок. Заказчик должен обосновать, что договор может исполнить лишь конкретный поставщик. Иначе это злоупотребление правом;

- допускать закупки у едпоставщика на конкурентном рынке без ограничений незаконно.

Отметим, сходную позицию АС Западно-Сибирского округа поддерживал и ранее.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 по делу N А75-17352/2021

Планируют запретить госзакупки ряда иностранных измерительных приборов

Минпромторг предложил дополнить перечень иностранных товаров с запретом на допуск. В список может войти продукция с кодом ОКПД2 26.51.45.190 - приборы и аппаратура для измерения или контроля электрических величин, не включенные в другие группировки, например:

- ваттметры проходящей и поглощаемой мощности с верхней частотой менее 37,5 ГГц;

- антенны измерительные с верхней частотой менее 110 ГГц;

- скалярные и векторные анализаторы цепей, рефлектометры векторные с верхней частотой менее 54 ГГц;

- измерители характеристик шума с верхней частотой менее 20 ГГц.

Общественное обсуждение проекта завершат 6 октября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ

Госконтракт не подписали из-за резкого повышения цен - суд не нашел оснований для РНП

Победитель закупки работ по капремонту вовремя не подписал контракт. Документ направили второму участнику, но тот тоже отказался его подписывать из-за изменения экономической ситуации. Контролеры включили сведения в РНП.

Суд с ними не согласился:

- контролеры не выяснили, почему участник отказался подписать контракт;

- иностранные торговые ограничения привели к резкому росту цен. Стоимость работ превысила цену предложения в 2 раза. То, что это можно было предвидеть, не доказали;

- до конца срока подписания контракта участник уведомил заказчика, что не может заключить сделку, поскольку в стране изменилась экономическая ситуация.

При рассмотрении дела суд также учел, что участник имеет многолетнюю репутацию добросовестного поставщика, и ранее его в РНП не включали.

Документ: Решение АС Свердловской области от 14.09.2022 по делу N А60-22167/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/bd83822f-8cd1-41da-8a88-b03d0c083fbd/3b7e7283-bc72-4825-9015-85139fe54755/A60-22167-2022_20220914_Reshenija_i_postanovlenija.pdf)