Эксперты раскритиковали новый закон о детском и профессиональном спорте

02.10.2022
02.10.2022
Основные

В пояснительной записке к закону нет никаких аргументов, обосновывающих необходимость кардинальных изменений уже практически выстроенной системы подготовки спортивного резерва, начавшейся с 2009 года в соответствии с поручениями президента России и решениями правительства. Федеральный закон N 127 вызвал негативный общественный резонанс еще на этапе его разработки. Профессиональным сообществом задавалось множество вопросов о целесообразности такого закона, противоречивости содержания и сложностях его применения, - отметил в беседе с "РГ" Иван Самсонов, замдиректора КАУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края", кандидат педнаук, доцент.

Новый закон породит несколько серьезных противоречий начиная с того, что с 2023 года спорт станет одним из видов дополнительного образования. Это приведет к дискриминации спортивных отношений - основное регулирование будет осуществляться с общими правилами системы образования, и особенности спорта априори будут учитываться недостаточно.

Поскольку спортивная подготовка будет реализовываться либо как образовательная услуга, либо как трудовые отношения, это создаст конфликтную ситуацию между спортивными школами олимпийского резерва и центрами спортивной подготовки сборных команд субъектов РФ - с 1 января 2023 года юные спортсмены должны будут определяться со своим статусом: либо ты обучающийся, либо нет (новый закон не позволяет одновременно проходить спортивную подготовку по программе специальной практики подготовки и с заключением трудового договора как спортсмена).

На муниципальном уровне новый закон ограничивает реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, особенно для спортсменов старше восемнадцати лет (у муниципалитетов нет полномочий по дополнительному образованию для взрослых). На этом акцентирует внимание Сергей Алексеев, председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Немало препон для эффективной организации подготовки спортивного резерва принесут требования к лицензированию. Одной из особенностей подготовки спортивного резерва является проведение учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований как форм образовательного процесса в различных местах. Поэтому все адреса мест проведения сборов и соревнований должны будут указываться в приложении к лицензии на образовательную деятельность. Иначе организацию привлекут к административной ответственности. Кстати, судебная практика подтверждает эти опасения. Еще одной проблемой по новому закону станет статус тренера. Его наделили социальными гарантиями и трудовыми правами как тренера-преподавателя, но ограничили в получении дополнительных гарантий и компенсаций по статье 348.10 ТК РФ.

- В октябре 2020 года Владимир Путин на заседании президентского Совета по физической культуре и спорту говорил о необходимости возвращения тренерам статуса педагога - такого же, "как учитель физкультуры в школе", с распространением на него соответствующих социальных гарантий - педагогический стаж, пенсия, более длительный отпуск и так далее. Следовательно, в поручениях, данных по итогам того заседания совета, речь шла о льготах, сопоставимых с льготами учителей физкультуры, а не тренеров-преподавателей как педагогов допобразования. Вместо этого в ФЗ-127 тренер просто переименован в тренера-преподавателя, - отмечает Иван Самсонов.

К чему приведет реализация нового закона? Возникнет большая неразбериха с системой подготовки спортивных талантов - в частности, с региональными училищами олимпийского резерва. Спорт как сфера социально-культурной деятельности превратится в подвид образования (кроме профессионального спорта, который строится на основе трудовых отношений). Спорт потеряет основное - право на управление процессами внутри своей сферы. Регулятором будет выступать министерство образования, у которого всегда были свои приоритеты. Ведь что главное в дополнительном образовании? Занятость детей, гармоничное развитие личности, профилактика правонарушений, социально-культурная, творческая деятельность, но никак не подготовка спортивного резерва. Таким образом, из-под большого спорта вышибается значительная часть фундамента, который закладывался начиная с 2010 года, когда был принят федеральный закон, обозначивший отраслевую самостоятельность спорта. До этого финансирование подготовки спортивного резерва велось то через сферу здравоохранения и соцобеспечения, то через систему просвещения.

Конечно, цель была благая. Но все необходимые социальные льготы и гарантии для тренеров и инструкторов по спорту можно было бы спокойно провести в виде поправки в федеральном законе №329 "О физической культуре и спорте в РФ". А с реализацией нового закона может получиться как в известной формуле: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Может, действительно, стоит приостановить скорое вступление в силу ФЗ-127 и все-таки тщательно его обсудить, разобраться в возможных последствиях, чтобы не наломать дров? Позицию алтайских экспертов, сообщил корреспонденту "РГ" Иван Самсонов, поддерживают коллеги из Кемерова, Омска, Томска, Краснодара, Астрахани, Севастополя. 

От первого лица

Юрий Шамков, председатель Общественной палаты Алтайского края:

- Посыл, прозвучавший в 2020 году на президентском Совете по физической культуре и спорту, о том, что тренеров по социальным льготам и гарантиям следует приравнять к школьным учителям, был правильным. Но если по новому закону детский спорт попадет под крыло минобразования, могут появиться серьезные противоречия. На нашем, региональном уровне мы знаем, что бывает, когда спорт объединяют в общую структуру с молодежной политикой. К тому же возникнут непростые вопросы с учебой у юных спортсменов, добившихся серьезных результатов на высоком уровне. Мне представляется, что ФЗ-127 не улучшит положения в детско-юношеском спорте.

Источник: "Российская газета"