Цель изменений – создать дополнительные стимулы для привлечения частных инвестиций в ИТ-проекты на муниципальном уровне, в том числе для ускоренного внедрения различных элементов «умного города».
Как сообщил один из авторов законопроекта, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи ГД РФ Антон Немкин, предлагаемые поправки создают условия для использования концессионерами в своей работе любого объекта ИТ и технических средств, обеспечивающих его функционирование – программ, баз данных, компьютеров и серверов. Принятие проекта позволит создать дополнительные инструменты достижения национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация», уверены его разработчики.
В 2018 году был принят закон, который позволил заключать соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионные соглашения в отношении объектов ИТ на региональном и федеральном уровнях. При этом был установлен запрет на создание ИТ-проектов в рамках муниципально-частного партнерства (МЧП), а в отношении концессионных соглашений муниципального уровня норму сформулировали неопределенно.
Такое положение значительно затрудняет развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в муниципальных образованиях. В первую очередь запрет препятствует привлечению органами местного самоуправления внебюджетных средств на реализацию необходимых проектов в сфере информационных технологий, в том числе на проекты по цифровизации городского хозяйства и созданию «Умных городов» с применением технологий искусственного интеллекта.
С учетом складывающейся практики законопроект № 173246-8 предлагает усовершенствовать правовое регулирование отдельных вопросов, связанных с заключением и исполнением концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП) и муниципально-частном партнерстве (далее - МЧП). Поправки затрагивают вопросы развития и интеграции искусственного интеллекта и других информационных технологий отечественного производства, а также устраняет ряд законодательных барьеров, препятствующих реализации перспективных ИТ-проектов по моделям ГЧП, МЧП и концессии.
По мнению одного из авторов законопроекта, члена комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Антона Немкина, такая ситуация значительно ограничила возможность привлекать внебюджетные средства на реализацию ИТ-проектов, которые напрямую затрагивают жизнь населения и формируют комфортную городскую среду.
«Именно органы местного управления первыми получают от жителей обратную связь по вопросам развития территорий. Наш законопроект предлагает дать муниципалитетам возможность оперативно реагировать на такие запросы и запускать проекты цифровизации городской среды с привлечением частных инвестиций. Речь может идти о создании публичных WiFi-сетей, разработке цифровых платформ и сервисов для предоставления муниципальных услуг, о внедрении систем электронного участия граждан в решении вопросов местного значения и других направлениях», - подчеркивает Антон Немкин.
На повышение инвестиционной привлекательности концессионных соглашений для бизнеса направлены и другие поправки, разработанные авторами законопроекта. Ранее, один из разработчиков, председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин отмечал, что проект предлагает разрешить концессионерам использовать имеющиеся разработки и при создании новых объектов ИТ. Сейчас это возможно только при переработке или модификации компьютерных программ и баз данных. Кроме того, предлагается расширить права концессионера на использование объектов соглашений, в том числе для предпринимательской деятельности.
«В случае принятия законопроекта концессионер сможет использовать в рамках соглашения любой объект ИТ, а также технические средства, обеспечивающие его функционирование, в том числе компьютеры и серверы. Сегодня такое право есть только в отношении информационных систем. Наши поправки позволят сделать реализацию типовых проектов значительно дешевле за счет применения уже созданных решений», - сказал Максим Топилин.
Действия по переработке (модификации) включены в понятие «создание объектов ИТ» - в часть 7 статьи 531 проект предлагает внести уточнение, обеспечивающее возможность использования результатов интеллектуальной деятельности не только при переработке (модификации) объекта ИТ, как сейчас, но и при разработке новых объектов ИТ.
Согласно действующей части 5 статьи 532 Закона о концессиях концессионер вправе использовать информационные системы или совокупность информационных систем, в состав которых входят объекты ИТ, являющиеся объектами концессионного соглашения, для осуществления предпринимательской и иной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Новыми частями 51 и 52 статьи 532 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предлагается детализировать порядок направления инициативного предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов ИТ с учетом принадлежности исключительного права на них и права их использования Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Согласно действующей редакции части 16 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объект такого соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера и обособляются от его имущества.
Напомним, что концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утверждённая распоряжением Правительства России от 19 августа 2020 года № 2129-р, относит совершенствования регулирования для внедрения систем искусственного интеллекта, необходимых для реализации «Умного города», к одной из основных отраслевых задач. При этом в концепции подчеркнута необходимость развития законодательства в сферах ГЧП и муниципального управления.
Координатор федерального проекта «ЕР» «Цифровая Россия», член ИТ-комитета Госдумы Антон Немкин убежден, что настоящие изменения станут одним из ключевых элементов в работе по гармонизации законодательства России, затрагивающего эти вопросы. «Система полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения позволит регионам значительно активизироваться в направлении цифровой трансформации экономики и облегчит интеграцию отечественных ИТ-разработок. Необходимость и актуальность предлагаемых нами поправок стала особенно очевидна в ходе внедрения ИТ-продуктов в рамках исполнения программы «Умный город» во многих регионах страны», - сказал парламентарий.
Также проект предлагает устранить требование для предпринимателя-участника концессии ставить на баланс и амортизировать объекты интеллектуальной собственности, переданные в концессию от государства. «В силу положений законодательства о бухгалтерском учете и Налогового кодекса это невозможно, так как права на объект интеллектуальной собственности сохраняются за государством. Законопроект устраняет эту коллизию и снимает невыполнимое для бизнеса требование», - подчеркнул один из разработчиков Антон Немкин.
Законопроект вносит правки в Федеральные законы «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правительство проект поддержало. В редакции проекта, принятой Государственной Думой РФ в первом чтении, замечания правительства уже учтены.