Суды: недостатки акта осмотра помогли подрядчику избежать гарантийного ремонта по госконтракту
Стороны заключили контракт на работы. Результат приняли и оплатили без замечаний. Позднее в работе выявили недостатки и составили акт осмотра с фотографиями. Поскольку подрядчик не устранил их по гарантии, заказчик удержал обеспечение, начислил пени и обратился в суд.
Апелляция и кассация поддержали подрядчика:
- заказчик не просил провести судебную экспертизу. Дефекты подтвердили только односторонним актом осмотра и фотографиями. То, что подрядчика приглашали на осмотр, не доказали;
- в акте указали общие сведения о недостатках. Из него не ясно, какие дефекты имел каждый объект работ;
- фотографии не отражали дату, время и место съемки. Нельзя определить, что объекты на изображениях находились на гарантийном содержании подрядчика.
Отметим, по общему правилу суды в таких спорах ссылаются на презумпцию вины подрядчика за недостатки работ в пределах гарантийного срока. Так, 19-й ААС и 18-й ААС обязали подрядчика устранить дефекты по гарантии, поскольку тот не доказал, что они возникли не по его вине, и не просил суд провести экспертизу.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 10.10.2022 по делу N А55-24475/2021
Хотят уточнить перечни квотируемых товаров по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
В списки продукции по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют включить, в частности:
- 26.11.22.200 - светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля с 2023 г. - 90%;
- 26.40.20.122 - цветные телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью. Доля с 2023 г. - 80%;
- 26.51.63.130 - счетчики производства или потребления электроэнергии. Доля с 2023 г. - 90%;
- 26.60.12.111 - электрокардиографы. Доля с 2023 г. - 60%.
Из перечней могут исключить, например:
- 26.60.12.131 - магнитно-резонансные томографы;
- 28.22.16.110 - лифты.
В ряде позиций хотят изменить размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. он может составить 90% вместо 80%.
В госзакупках предложили также расширить перечень иностранной продукции с ограничением допуска. В него хотят включить, в частности, панели и прочие комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты на напряжение не более 1 кВ и более 1 кВ.
Планируют, что новшества вступят в силу 1 января 2023 года. Общественное обсуждение проекта завершат 1 ноября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Заказчик по Закону N 223-ФЗ не направил договор единственному участнику - суд не нашел нарушений
Аукцион признали несостоявшимся, поскольку к участию в закупке допустили только одного участника. Договор ему не направили.
Кассация не нашла нарушений:
- одна из причин в положении о закупке для признания тендера несостоявшимся - наличие единственной допущенной заявки;
- в положении о закупке и документации предусмотрели право, а не обязанность заключить договор с таким участником. Это обосновали тем, что организация закупочной деятельности должна быть экономически эффективной;
- по итогам конкурентной закупки сделку заключают с победителем, который в том числе предложил наиболее низкую цену путем снижения НМЦД. В данном случае тендер не состоялся, поэтому победителя не определяли;
- норма Закона N 223-ФЗ о заключении договора по итогам конкурентной закупки регулирует лишь порядок исчисления сроков для этого. Она не обязывает заключить сделку, если аукцион признали несостоявшимся и не определили победителя;
- действия заказчика нельзя признать незаконными, в том числе потому, что они обеспечивали развитие добросовестной конкуренции. Так, он мог провести повторную закупку;
- из-за наличия лишь одной допущенной заявки экономии денег в результате конкурентной борьбы не достигли.
Отметим, в практике есть и иное мнение.
Документ: Постановление АС Московского округа от 04.10.2022 по делу N А40-237073/2021
Апелляция: запрос дополнительных сведений у участников до подведения итогов нарушает Закон N 223-ФЗ
В положении и документации закрепили право запрашивать у участников разъяснения или дополнения, которые влияли на отклонение либо оценку их заявок. Его применяли, если, в частности, сведения в них были неполными или имели разночтения.
Контролеры решили, что условие ограничивает конкуренцию. Суды позицию поддержали:
- Закон N 223-ФЗ не разрешает направлять участникам дополнительные запросы информации и документов до подведения итогов;
- при спорном условии участие в закупке зависит от воли заказчика. Его могут применять не в равной степени ко всем участникам;
- в положении о закупке и документации не установили порядок таких запросов. Оценка заявок могла быть необъективной.
Отметим, ранее ФАС и 9-й ААС высказывали похожую позицию.
Документ: Постановление 9-го ААС от 12.10.2022 по делу N А40-78641/2022