Одним из инструментов таких изменений может стать краудфандинг, или краудинвестинг. О том, что это такое и как работает — поговорим с экспертом Агентства стратегических инициатив Никитой Наумовым.
— Давайте объясним этот непонятный термин.
Термин краудфандинг, краудинвестинг — международная формулировка. Crowd — «толпа», funding — «совместный сбор средств»: коллективное участие в реализации определённых проектов.
Краудинвестинг предполагает определённую прибыль или инвестиционную модель. По-русски говоря, это коллективное финансирование или инвестирование.
— Приведите примеры этой схемы.
Мало кто понимает, что даже когда у нас в зоопарке кто-то финансирует поддержку друзей наших меньших — это тоже, в принципе, краудфандинг.
— Как краудфандинг применим в урбанистике?
Есть достаточно обширные применения. В инфраструктуре их меньше, у многих городов есть запрос — мы обсуждаем с другими экспертами Агентства стратегических инициатив, что это необходимо сделать интересной практикой, когда люди с удовольствием это делают. Но в городской среде опыта не так много явного, но те проекты, которые на слуху — строительство общественных пространств, храмов (люди коллективно собирают свои средства и передают их для строительства или реконструкции).
— Расскажите о механизме. Как, на ваш взгляд, он должен работать, чтобы быть эффективным?
Все модели краудфандинга делаются через онлайн-сервисы. Это удобно тем, что не нужно никуда ходить. Высвечивается проект, за который голосуют либо средствами, либо сначала принимают решение, какие проекты мы отбираем, а затем начинают собирать средства. Это чуть дольше, чем просто собирать средства, а потом говорить, куда пойдут средства, но в целом людям понятнее, куда это идёт. Человек перевёл деньги — и тут же видит, что они пришли на счёт.
Второй момент — полностью открытые документы: сметы, кто подрядчик, нужны ли какие-либо специалисты. Каждый предлагает наиболее оптимальный и прозрачный, дешёвый вариант, потому что понимаю, что у компаний-поставщиков задача — не зарабатывать на таких объектах, а участвовать, вносить свой вклад — поставлять по себестоимости стройматериалы, оказывать услуги.
— Интересно понять, кто должен инициировать эти проекты и как объединять вокруг себя людей.
Почему очень важно, чтобы администрация поддержала инициативу? Если даже люди примут решение, соберут средства и что-то сделают — у них должно быть право это сделать.
Если они в каких-то дворах сделают футбольное поле — а на каком основании? Где разрешение?
Это земля в чьей-то собственности. Соответственно, эти нюансы должны быть отрегулированы — кто будет эксплуатировать, кто будет поддерживать, на каких условиях. Эти моменты должны отрабатываться совместно с эксплуатирующей организацией и администрацией города.
— У многих горожан может возникать ощущение, что это какой-то дополнительный сбор средств: мы платим налоги, оплачиваем капитальный ремонт — для чего участвовать ещё и в этих форматах?
Тут формат добровольный полностью, никакого принуждения нет. Задача — обеспечить реализацию тех возможностей, которые есть у каждого. Объединение всегда сильнее, чем действия какой-то структуры. Если сто рублей в месяц отчислять в нашем городе, условно говоря, сто миллионов собираем — мы можем реконструировать часть пешеходных улиц, их фасады, где гуляют все. И все будут знать, что это совместно сделано. Бюджет — не бесконечен, нужно понимать, что это не повод кому-то где-то дополнительные средства найти. Это повод совместно что-то делать. Вот мы деревья высаживаем совместно, или субботник делаем — приятные ощущения! Мы же не говорим, что это обязательная история. Это добровольная история, и иногда она необходима людям. Люди говорят: «мы хотим!»
— И таким образом улучшаем жизнь в своём городе.
Да, это просто потребность, а механизм не до конца понятен.
— Когда таких моделей станет больше и их будет невозможно игнорировать, тогда появятся регламенты администрации, или это должно вместе развиваться?
Тогда появится эффективность.
— Все примеры, которые вы сейчас назвали, в принципе, и так работают. В чём проблема, почему сейчас это направление не развивается ещё активнее?
Знаете, это как с тем, что мы очень хорошо понимаем, но не понимаем, почему какого-то механизма до конца нет. Например, мы сидим сейчас — и я знаю, в каком месте необходимо газон подправить. Я готов семена купить, готов дать что-то, чтобы этот уголочек сделали. А что мне делать, кому отдать? Вы говорите: ну есть же управляющая компания, которая должна это делать. Я говорю: можно это сегодня сделать? Наверное, нет. А я хочу сегодня, чтобы увидеть эффект — я буду идти и радоваться этому дню, что я отдал условно 500 рублей и газон благоустроят.
Приведу пример: на улицах Титова и Станиславского — вчера гуляю — газоны не сделаны. Нет проблемы их сделать. Купить семена, землю привезти — но нам нужен механизм. В администрации говорят: мы согласовываем возможность выполнения работ за счёт частных средств. Это могут быть как средства местных жителей, так и тех, кто приезжает туда просто погулять. Они будут приятно удивлены — что пришли, а там идеальный газон, мы сами это сделали. Его только стригут, а мы ходим и говорим: это мы сделали! Знаете, как приятно?
— Поделитесь планами о том, какие проекты вы хотите воплотить в ближайшее время с помощью краудфандинга?
У меня большая мечта сделать совместные проекты по подсветке наших зданий. У нас в городском бюджете пока этим вопросом не занялись повсеместно, по всем районам, но у нас столько старинных интересных зданий, на которых нет подсветки. Или по реконструкции фасадов — очень классная тематика, которая увеличивает стоимость жилья, привлекательность наших улиц для туристов.
Поверьте, все здания, которые имеют возможность реконструкции фасадов в более интересном виде, это всё сделаем — все вместе.
И не только в Ленинском районе, на улицах Ватутина, Блюхера, — там же классные улицы, трамваи ездят, домики невысокой этажности. Красиво можно сделать!
Так же и по Красному проспекту, в районе площади Калинина — там, где парки, где могут быть прогулочные территории. Возле Центрального рынка тоже невысокие здания.
В этом большая перспектива, в том числе это хорошо для бизнеса, который находится на первых этажах — потому что людям будет интереснее гулять, когда фасады будут в другом виде. Все знают наши граффити, а вот интересных фасадов не так много.
Возможности очень большие, надо украшать наш город и делать так, чтобы эти затраты были примером того, что вы видите, по каким ценам закупаем — предлагаем на муниципальных закупках тоже снижать стоимость и делать объектов больше.
Полную версию интервью смотрите на видео.