Цифровой трансформации отрасли строительства и ЖКХ посвящён отдельный раздел. В нём сформулированы преимущества перехода к «цифре», перечислены существующие цифровые инструменты, определены «вызовы» и причины, по которым цифровая зрелость отрасли находится на недостаточном уровне, поставлены задачи цифровой трансформации и определены необходимые для их выполнения мероприятия.
Задачи:
- цифровая трансформация процессов и услуг, административных процедур в сфере строительства и ЖКХ, внедрение информационных технологий на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;
- консолидация информации о градостроительной деятельности на всей территории РФ, обеспечивающая поддержку принятия управленческих решений и широкий доступ для участников отрасли с целью минимизации транзакционных издержек взаимодействия;
- создание прикладного инструментария для реализации всех мероприятий, предусмотренных административной и профессиональной трансформацией;
- развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления ЖКХ;
- повышение эффективности организаций ЖКХ путём внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью;
- обеспечение внедрения конкурентоспособного российского программного обеспечения при реализации мероприятий по цифровизации строительной отрасли и отрасли ЖКХ;
- обеспечение формирования методологической, нормативной правовой базы для обеспечения надлежащего уровня цифровой зрелости и перевод нормативно-технической документации в машиночитаемый формат;
- обеспечение мониторинга объёмов твёрдых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, направляемых на захоронение, за счёт внедрения информационных систем контроля и учета; сокращение логистических издержек при транспортировке отходов строительства и сноса к местам утилизации и (или) переработки за счёт разработанного программного обеспечения для внедрения систем мониторинга обращения с отходами строительства и сноса на всех этапах цикла строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
- унификация и перевод в электронный вид мероприятий (услуг) в сфере строительства с интеграцией с федеральным и региональными порталами государственных услуг, развитие суперсервиса «Цифровое строительство», обеспечивающего «бесшовное» оказание услуг в сфере строительства;
- создание условий для взаимодействия всех участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды, внедрение систем искусственного интеллекта в целях повышения эффективности работы отрасли;
- переход на использование сквозной технологии информационного моделирования для всего жизненного цикла объекта капитального строительства, внедрение и развитие системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе технологий информационного моделирования (государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности РФ);
- формирование вертикали управления цифровой трансформацией отрасли, разработка механизмов повышения «цифровой зрелости» отрасли строительства, «цифровой зрелости» развития городской среды;
- развитие и модернизация государственной информационной системы ЖКХ, разработка механизмов повышения цифровизации организаций ЖКХ;
- повышение эффективности функционирования единой информационной системы жилищного строительства за счёт внедрения технологий искусственного интеллекта;
- развитие, поддержка и внедрение отечественного ПО на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;
- корректировка существующей нормативной правовой базы в рамках применения технологий информационного моделирования;
- разработка ПО для внедрения региональных систем мониторинга обращения с отходами строительства и сноса, поэтапное внедрение программного обеспечения во всех субъектах РФ.
В результате осуществления этих мероприятий к 2030 году должно быть сделано следующее:
- создана единая цифровая система управления строительной отраслью и ЖКХ;
- переведены в электронный вид все процедуры в рамках взаимодействия участников инвестиционно-строительного цикла на всем его протяжении;
- завершено формирование государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- в отношении не менее чем 30% объектов, организация строительства которых осуществлена с использованием технологий информационного моделирования, получены разрешения на строительство и осуществлена постановка на государственный кадастровый учет;
- осуществлена доработка государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ, проведено обучение государственных заказчиков, разработаны информационные системы управления проектами государственных заказчиков;
- проведено импортозамещение за счёт внедрения в строительной отрасли и ЖКХ российского программного обеспечения;
- в единой информационной системе жилищного строительства внедрены алгоритмы искусственного интеллекта и нейронные сети, позволяющие осуществлять оценку и принимать решения относительно выбора застройщика на базе подаваемой финансовой отчётности;
- созданы «цифровые двойники» объектов капитального строительства, используемые на всех этапах жизненного цикла таких объектов;
- 50% многоквартирных домов оснащены интеллектуальными системами общедомового учёта ресурсов;
- 100% диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ;
- 80% общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах проводятся посредством электронного голосования;
- внедрены разработанные информационно-телекоммуникационные сервисы в сфере обращения с отходами строительства и сноса;
- внедрены технологии информационного моделирования не только на объектах капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, но и на объектах капитального строительства, реализуемых за счет привлечённых инвестиций;
- выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг все государственные услуги (сервисы) и функции в отрасли строительства и сфере ЖКХ