Апелляция: в закупке по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать образцы товара при подаче заявок
Заказчик установил в закупке требование предоставить образцы товара при подаче заявок. Оплате и возврату они не подлежали. Без их предоставления заявки отклоняли.
Контролеры и суды посчитали, что это условие ограничивает конкуренцию:
- участие в закупке зависит от наличия товара. Закон N 223-ФЗ не обязывает иметь его при подаче заявки. В ней достаточно декларирования полного соответствия продукции условиям документации;
- требование образцов обязывает участника приобрести или изготовить продукцию заранее без гарантии того, что он станет победителем и реализует товар. Оно исключает возможность принять участие в тендере из-за отсутствия такого образца;
- желанием заказчика выбрать надлежащий товар нельзя обосновать спорное требование. Оно не влияет на качество исполнения договора;
- подача заявки означает, что участник принял условия закупки, а подписание договора подтверждает соответствие передаваемого товара установленным требованиям.
Сходную позицию занимают, в частности, ФАС, АС Московского округа. Ульяновское же УФАС не нашло нарушений в спорном требовании.
Документ: Постановление 11-го ААС от 28.11.2022 по делу N А49-2445/2022
В госзакупках станут предупреждать о наказании за антиконкурентные соглашения - закон опубликовали
С 1 января 2024 года госзаказчики включат новую информацию в извещение о закупке. Речь о предупреждении об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений.
Новшество применят в том числе при закупках у едпоставщика и закрытых процедурах.
Документ: Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ
Суды: рост цен и нестабильный курс не оправдали уклонение от подписания договора по Закону N 223-ФЗ
Победитель отказался подписывать договор поставки из-за того, что в конце февраля изменилась экономическая ситуация. Он не мог исполнить сделку на согласованных условиях из-за роста цен. Контролеры включили сведения в РНП.
Суды поддержали их решение:
- победитель понимал условия договора и необходимость его заключить, но отказался это сделать. Он умышленно уклонился и знал о последствиях;
- повышение курса валюты и удорожание товара не относят к форс-мажору. Победитель рискует, когда предлагает цену в заявке. Невозможность заключить договор на ее условиях не снимает с него ответственность перед заказчиком;
- документ не подписали по формальному основанию. Не доказали, что победитель обращался к заказчику за разрешением ситуации. Не подтвердили и то, что договор нельзя исполнить из-за сильного роста цен.
Отметим, в практике есть пример, когда в похожей ситуации суд не нашел причин для РНП. Победитель уведомил заказчика о том, что не может заключить договор из-за повышения цен, и подтвердил это письмами производителей. Суд учел, что тот не отказывался исполнить договор, а предложил заказчику поставить меньше товара по предложенной цене, но не получил ответа.
Документ: Постановление 5-го ААС от 30.11.2022 по делу N А51-10372/2022
УФАС решило, что договор субподряда не подтверждает опыт в строительной госзакупке с доптребованиями
Участник пожаловался, что его не допустили к закупке. Он представил среди прочего договор субподряда на строительные работы, но заказчик решил, что такой договор не подходит.
Контролеры поддержали заказчика. В строительных закупках с доптребованиями опыт подтверждают договором генподряда. Субподрядчик не имеет нужной квалификации, поскольку выполняет лишь часть работ. Он не участвует в сдаче и вводе объекта в эксплуатацию, не несет по нему гарантийных обязательств.
К сходным выводам приходили, в частности, ФАС и Мурманское УФАС. Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Решение Владимирского УФАС России от 21.11.2022 N 033/06/48-798/2022
Госзаказчикам разрешили закупать менее энергоэффективные телевизоры
С 16 декабря при закупках телевизоров разрешили не применять требование о наличии класса энергоэффективности не ниже первых 2 наивысших.
Напомним, сейчас приобретать телевизоры с кодом ОКПД2 26.40.20 можно, только если их класс энергоэффективности равен "A++" и выше.
Документ: Постановление Правительства РФ от 06.12.2022 N 2233 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212080018)
Расширили список товаров и перечень заявителей в рамках госзакупок для мобилизации
С 10 декабря ряду региональных и муниципальных заказчиков разрешили приобретать среди прочего обработанные и необработанные лесоматериалы. Речь о закупках по заявкам в том числе для мобилизации.
Теперь, кроме уполномоченных органов Минобороны, заявку на эту закупку могут направить:
- территориальные органы МЧС, МВД и ФСИН;
- воинские части, подразделения и организации войск нацгвардии, а также территориальные органы Росгвардии;
- органы ФСБ.
Напомним, к товарам, которые закупают таким способом, не применяют запрет на допуск. Их, а также результат работ или услуг бесплатно передают в федеральную собственность по акту приема-передачи.
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.12.2022 N 2257