Новое в системе закупок с 09 января по 14 января 2023

С 4 января действует перечень промтоваров, при госзакупках которых устанавливают аванс не менее 80%

Правительство утвердило список станкоинструментальной продукции, при закупке которой получатели средств федерального бюджета закрепляют в контрактах аванс в размере минимум 80% от их суммы, но не более ЛБО.

Среди прочего в перечень включили такие товары с кодом по ОКПД 2:

25.73.30 - инструмент ручной прочий;

27.90.31.110 - машины, оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки;

28.41.2 - станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие;

28.49.1 - станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов.

Такое авансирование устанавливают при соблюдении ряда условий. Одно из них - для товаров из списка применяли запрет на допуск.

Новшества вступят в силу 4 января.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411

УФАС: при совместной госзакупке доптребования устанавливают с учетом общей НМЦК

Заказчики проводили совместную закупку. Планировали заключить два контракта на содержание автодорог. Поскольку НМЦК каждого из них была ниже 5 млн руб., доптребования не установили.

Контролеры нашли нарушение. В региональных и муниципальных закупках работ по ремонту и (или) содержанию автодорог доптребования нужны при НМЦК более 5 млн руб. Поскольку общая цена закупки превысила это значение, их следовало установить.

К сходным выводам приходило, в частности, Владимирское УФАС.

Документ: Решение Архангельского УФАС России от 02.12.2022 N 029/06/31-1063/2022

Уточнили перечни ЖНВЛП и минимального ассортимента лекарств

С 1 марта 2023 года вступают в силу поправки к перечням ЖНВЛП и минимального ассортимента.

В список ЖНВЛП включили, в частности, такие препараты:

рамиприл (капсулы, таблетки) - для воздействия на ренин-ангиотензиновую систему;

тенофовир + элсульфавирин + эмтрицитабин (таблетки в оболочке) - для лечения ВИЧ;

кальция полистиролсульфонат (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь) - для лечения гиперкалиемии и гиперфосфатемии.

К бета-лактамным антибактериальным препаратам добавили цефотаксим + [сульбактам] (порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения). К противоопухолевым отнесли пэгаспаргазу (лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения и инфузий).

Для ванкомицина и морфина уточнили лекарственные формы.

В разделе противомикробных препаратов системного действия появятся бактериальные вакцины:

- дифтерийные - анатоксин дифтерийный;

- противостолбнячные - анатоксин дифтерийно-столбнячный и анатоксин столбнячный.

Из числа препаратов для лечения заболеваний сердца исключили мельдоний.

В перечне минимального ассортимента лекарств уточнение касается противодиарейных микроорганизмов. Это могут быть не только бифидобактерии бифидум, как сейчас, но и однокомпонентный сорбированный пробиотик из бифидобактерий бифидум.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2022 N 4173-р

Происхождение софта в госзакупках с запретом на допуск подтверждают номерами записей из реестров

С нового года участники госзакупок софта с запретом на допуск иностранных программ и баз данных должны указывать в заявках дополнительные сведения. Речь идет о номерах записей реестров программ из России и стран ЕАЭС.

Документ: Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2461

Продлили послабления в госзакупках ряда товаров, работ, услуг в сфере науки и высшего образования

До конца 2023 года провести электронный запрос котировок без ограничений по цене и объему могут, в частности, государственные вузы и научные организации для закупки ТРУ с кодами по ОКПД-2:

20 - химические вещества и продукты;

26 - компьютерное, электронное и оптическое оборудование;

27- электрическое оборудование;

61 - телекоммуникационные услуги;

62 - программные продукты и услуги по разработке ПО, консультационные и аналогичные услуги в области ИТ;

63 - услуги в области ИТ;

72 - услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4366-р

Разъяснили, какие госзакупки не включают в расчет СГОЗ при определении объема закупок у СМП и СОНКО

Минфин уточнил: при определении объема закупок у СМП и СОНКО в расчете СГОЗ не учитывают закупки у едпоставщика по основаниям, что определили регионы.

Напомним: полномочие правительства и субъектов РФ устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок продлили до 31 декабря 2023 года включительно.

Документ: Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 24-06-06/115996

Госзаказчик отклонил заявку за недействующее удостоверение на медизделие - УФАС с этим согласилось

Заказчик отклонил заявку из-за недействующего регистрационного удостоверения. Из реестра медизделий следовало, что на медизделие оформили новое удостоверение, но участник представил старое.

Участник, в частности, пояснил:

- изменение удостоверения не относят к основаниям для отмены госрегистрации медизделия;

- товар закупили до того, как удостоверение изменили. Оно действует на медизделия с неистекшим сроком годности, которые произвели до переоформления и в течение 180 календарных дней после него;

- если бы к заявке приложили новое удостоверение, заказчик отказал бы в приемке, поскольку документы на товар не соответствовали бы документам из заявки.

Контролеры поддержали заказчика:

- по Правилам госрегистрации медизделий при изменении регистрационного удостоверения старое становится недействительным. Документ из заявки утратил силу;

- по условиям закупки срок поставки составлял 290 дней. Регистрационное удостоверение на товар, который произвели в течение 180 календарных дней после даты переоформления, при исполнении контракта перестало бы действовать. Заказчик правильно отклонил заявку.

Свердловское УФАС в похожей ситуации тоже поддержало заказчика. Контролеры отметили: изменение регистрационного удостоверения не мешает обращению медизделия. Однако решение о том, отвечает ли участник требованиям извещения и Закона N 44-ФЗ, заказчики принимают с учетом документов из заявки.

Документ: Решение Чувашского УФАС России от 09.12.2022 по делу N 021/06/49-1078/2022

В госзакупках хотят утвердить новый порядок расчета НМЦК на строительство объекта "под ключ"

Минстрой предложил в том числе новый порядок определения НМЦК для строительных контрактов "под ключ" вместо действующего. Основные положения оставят прежними. Их приведут в соответствие с законодательством. Есть и новшества.

Так, планируют уточнить: для определения НМЦК в уровне цен периода исполнения контракта региональные заказчики смогут использовать свои индексы фактической инфляции.

При расчете индекса прогнозной инфляции для периода работ не более года или для первого года (если срок работ больше года) будут использовать отдельную формулу.

Общественное обсуждение проекта завершат 5 января.

Документ: Проект приказа Минстроя России

Госзаказчик включил в один лот работы по содержанию дорог в разных районах - суды его не поддержали

Участник закупки на содержание автодорог пожаловался на незаконное укрупнение лота. В него включили работы на двух дорогах в разных муниципальных районах области, хотя могли провести отдельные закупки.

Заказчик пояснил: работы на двух дорогах объединили в один лот, чтобы обеспечить качественное и единообразное исполнение. Они попадали под категорию содержания автодорог, а также были технологически и функционально связаны между собой и с объектом закупки.

Контролеры и суды не поддержали заказчика:

- дороги не были связаны. Они находились далеко друг от друга в разных муниципальных районах и имели разные идентификационные номера, что позволяло выделить их в отдельные объекты закупки. Ведомость объема и стоимости работ разработали отдельно по каждой дороге;

- укрупнение лота ограничило конкуренцию. От участников требовали большой объем технических, кадровых и финансовых ресурсов. Это вытеснило малые предприятия, которые не могли освоить крупный лот или предоставить обеспечение исполнения контракта.

К сходным выводам приходил, в частности, АС Уральского округа. Отметим, в практике есть и другое мнение.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 21.12.2022 по делу N А59-6809/2021

Суды: по Закону N 223-ФЗ можно требовать копию справки из банка об оплате договора для оценки опыта

Контролеры посчитали, что требование к участникам представить среди прочего копию справки из банка о расчетах по договорам, которые заявили для подтверждения опыта, незаконно.

Суды с ними не согласились:

- в Законе N 223-ФЗ нет исчерпывающих критериев оценки заявок. В нем отсутствует и перечень допустимых документов для подтверждения опыта;

- заказчик вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от специфики деятельности. Это отвечает задачам Закона N 223-ФЗ - выявлять победителя, договор с которым позволит наиболее эффективно использовать финансы и удовлетворит потребности заказчика;

- для оценки обычно требуют договоры, копии товарных накладных, приемочных актов. Однако это не значит, что нельзя определить другие подтверждающие документы. Условие об их представлении следует обосновать. В данном случае копия справки нужна, чтобы исключить фальсификацию документов и допуск к закупке участников без опыта;

- спорное требование основано на потребности заказчика в качественном исполнении договора, квалифицированном контрагенте;

- ограничение конкуренции не доказали - на участие в закупке подали 5 заявок, 4 из них допустили;

- то, что заказчик не установил образец справки, означает, что участники могут представить ее в любой форме.

Сходную позицию занимает, в частности, АС Московского округа.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 22.12.2022 по делу N А07-8948/2021