При этом табличек с указанием, можно ли купаться в реке, загорать или заниматься спортом на пляже, станет меньше. Их предложили устанавливать только в местах массового скопления людей. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении.
Общие нормы для воды и суши
В России в пользование выдано свыше 300 километров береговой линии с прилегающей акваторией и почти нигде предписанная для пользователей деятельность не учитывает то, что разрешено на побережье. На это обратил внимание глава Минприроды Александр Козлов. По его словам, законопроект позволит решить давнюю проблему, когда «отдых людей на пляже не стыковался с деятельностью, которая ведется на воде». Речь идет о случаях, когда, например, на берегу расположен детский лагерь, а на воде разрешена стоянка катеров. Особенно это актуально для Краснодарского края, отметил министр.
Такая ситуация сложилась, потому что за договоры водопользования отвечают Росводресурсы, за реки — региональные министерства природы, а правила отдыха в рекреационных зонах на суше определяет муниципалитет. «Законопроект четко прописывает, что верховенство теперь за сушей. Муниципалитет, прописывая зоны для отдыха, будет утверждать и правила использования водных объектов», — пояснил Александр Козлов. То есть, например, если на берегу планируют обустроить городской пляж, то это следует учитывать и на воде.
Изначальная редакция проекта предусматривает, что правила коснутся только новых договоров водопользования. При подготовке проекта ко второму чтению Минприроды предложило включить поправку о том, чтобы документ работал и в отношении уже действующих договоров. Это около 11 тысяч документов.
Табличек станет меньше
Согласно законопроекту, предупреждающие таблички должны быть установлены только в рекреационных зонах, чтобы отдыхающие знали, что можно и нельзя делать на берегу и в воде. Сейчас информационные стенды о зонах для купания, запрете плавать или проезжать на пляж на автомобиле есть не только в местах массового скопления людей, но и на безлюдных территориях и это дорого обходится федеральному бюджету. По оценкам Минприроды, сокращение количества табличек позволит сэкономить от 300 до 400 миллионов рублей.
Комментируя эту норму, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и член этого комитета Анатолий Вассерман поинтересовались, не приведет ли сокращение предупреждающих знаков к вреду для экологии. Но в Минприроды уверены, что с экологией будет все в порядке, а освободившиеся средства предложили потратить на очистку рек.
Зачем исключать из закона водоохранные положения
Дискуссию на пленарном заседании вызвали положения законопроекта об исключении из Водного кодекса нескольких норм об охране водных объектов. В том числе хотят исключить дублирующие документы в требованиях по качеству стоков. «Бизнес-сообщество вышло с таким предложением и Росприроднадзор их поддержал, поскольку влияние на качество стоков конкретного водопользователя определяется еще на этапе оформления нормативов допустимых сбросов сточных вод», — отметил Александр Козлов. В сфере охраны водохранилищ также хотят оставить один документ, а не два, как сейчас.
Депутаты поинтересовались, почему Министерство решило оставить важнейшие водоохранные правила на уровне постановлений Правительства, убрав из федерального законодательства. По словам члена Комитета Госдумы по аграрным вопросам Рената Сулейманова, предлагается перенести в подзаконные акты требования к качеству воды в местах стоков, положения о негативных последствиях от наводнений, лимиты забора водных ресурсов, правила благоустройства водохранилищ.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал предложение Минприроды о передаче муниципалитетам полномочий по утверждению правил пользования пляжами и водоемами. «У нас на огромном количестве рек, особенно в городской черте, в пригородной, вся водная гладь разошлась по карманам, — отметил Володин. - Сейчас невозможно обустроить зону отдыха для муниципалитета, потому что вода рядом с набережной, рядом с пляжем, с любой другой рекреационной зоной зачастую отдана в пользование». Он сказал, что структуры в рамках министерств и агентств принимают такие решения в отрыве от потребностей и запросов населения и местных органов власти для обустройства береговой зоны. Новые нормы позволят решить эту проблему.
При этом Вячеслав Володин разделил опасения парламентариев об исключении водоохранных положений из Водного кодекса. «Наверное, правильно будет, учитывая, что эта тема звучит от наших коллег-депутатов неоднократно, дополнительно вернуться к этому вопросу при рассмотрении законопроекта во втором чтении», — сказал Володин. Он подчеркнул, что Водный кодекс — базовый закон, касающийся водных ресурсов и нет ничего плохого, если водоохранные принципы пересекаются в разных правовых актах.
Александр Козлов предложил еще раз обсудить эту тему с депутатами. Если аргументы министерства будут неубедительны, то авторы инициативы откажутся от спорных норм.