В теории единый платеж упрощает бизнесу расчеты с бюджетом, но практика показала, что полезная новация имеет для муниципалитетов и побочный эффект. В январе — феврале поступления в региональные и особенно местные бюджеты существенно сократились, что обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления средств в рамках единого налогового платежа.
Для купирования негативных последствий перехода на ЕНС Минфин опережающе выплачивал дотации регионам, при этом у субъектов появилась возможность покрывать образующиеся временные кассовые разрывы бюджетными кредитами. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
- Анатолий Дмитриевич, в 2023 году кардинально поменялся порядок уплаты налогов — все организации и предприниматели должны перейти на единый налоговый платеж. Можно ли подвести итоги эксперимента по его введению, который прошел в 2022 году?
- Федеральная налоговая служба считает эксперимент по внедрению единого налогового платежа достаточно успешным. Его задачей была подготовка к введению института единого налогового счета для всех налогоплательщиков. По отчету ФНС России, который мы получили, в ходе эксперимента на особый порядок уплаты перешли 762 налогоплательщика, в том числе 490 юридических лиц, 12 из которых крупнейшие налогоплательщики, в частности, АО «РЖД», и 272 индивидуальных предпринимателя, которые состоят на учете в 67 регионах. Но это только 0,01 процента от общего количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.
В рамках пилотного проекта были апробированы механизмы представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, страховых взносов, проведения уплаты единым налоговым платежом, его распределения в счет имеющихся обязательств и возврата на расчетный счет плательщика. Общая сумма платежей, поступивших в качестве единого налогового платежа за период эксперимента с 1 июля по 31 декабря 2022 года, составила 462 миллиарда рублей, из них было распределено в бюджетную систему страны более 408 миллиардов рублей.
- ФНС отмечает успехи, а как сами участники эксперимента восприняли новацию?
- Согласно отчету, участники пилотного проекта оценили преимущества нового порядка исполнения обязанности по уплате налогов, их уровень удовлетворенности вырос с 57 процентов в июле до 99 процентов в декабре 2022 года. Но, на наш взгляд, не все так гладко. Дело в том, что эксперимент был выстроен таким образом, что ни в одном регионе в эксперимент не вошли все налогоплательщики, зарегистрированные на его территории. Отсюда и имеющиеся на сегодня издержки по исполнению закона. В ходе этого эксперимента были апробированы подходы к введению института ЕНС только со стороны налогоплательщиков, между тем проблемы со стороны региональных и местных бюджетов, которые проявились после 1 января 2023 года, выявлены не были.
- На заседании комитета 22 февраля вы отметили, что недоимку в рамках единого налогового платежа по НДС, по налогам на имущество и на землю ФНС пытается закрыть с помощью НДФЛ. Насколько эта практика распространена по регионам? Поступают ли жалобы с мест и как планирует отреагировать Совет Федерации?
- Сейчас к нам потоком идут обращения регионов о ситуации, возникшей в текущем году в связи с введением института ЕНС. В обращениях указывается, что в январе — феврале 2023 года наблюдается существенное снижение налоговых поступлений в региональные и особенно местные бюджеты, что обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления денежных средств в рамках единого налогового платежа. Так, поступления от уплаты НДФЛ, как вы правильно отметили, частично учитываются в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по НДС и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет. Особенно критическая ситуация сложилась в муниципальных образованиях.
- Насколько понимаю, это не единственная проблема?
- Усугубляет ситуацию и поздний срок уплаты единого налогового платежа — 28-е число, а также отсутствие у регионов и муниципальных образований информации о поступлении налоговых доходов, необходимой для работы региональных и муниципальных межведомственных комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины. Сюда же можно отнести списание средств межбюджетных трансфертов и источников финансирования дефицита бюджета с единых счетов бюджетов в рамках механизма ЕНС. Наш комитет начал заниматься этими вопросами начиная с октября 2022 года, и сейчас они — в центре внимания, руководство Совета Федерации в лице Валентины Ивановны Матвиенко держит их на особом контроле. Предложения комитета были включены в постановления Совета Федерации и рекомендации парламентских слушаний. Кроме того, мы создали рабочую группу по подготовке предложений по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и в рамках этой группы с приглашением руководства Минфина, казначейства, ФНС ежемесячно рассматриваем вопросы применения ЕНС, а также поступающие обращения субъектов Федерации.
- Можете озвучить основные инициативы сенаторов в этом вопросе?
- Мы предлагаем рассмотреть вопрос о введении до 1 января 2025 года моратория на применение института ЕНС либо исключить возможность использования доходов от НДФЛ для погашения задолженности по другим налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы. Это объясняется тем, что НДФЛ — особый налог, плательщиками которого являются физлица, а организации лишь исполняют функции налоговых агентов.
Также мы предлагаем установить обязанность налоговых органов в рамках механизма ЕНС предварительно информировать органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления о суммах, которые подлежат списанию в связи с погашением задолженности с указанием конкретных налогоплательщиков для того, чтобы была возможность оперативно планировать расходы региональных и местных бюджетов.
Кроме того, чтобы комиссии по налоговой дисциплине, созданные в регионах, могли продолжить свою работу, необходимо, чтобы они, как и ранее, могли получать необходимую информацию по имеющейся задолженности в разрезе налогоплательщиков.
- Какова позиция Минфина в этом вопросе и возможен ли компромиссный вариант решения проблемы?
- Уверен, что в конечном итоге компромиссный вариант будет найден. Минфин соглашается с нашим предложением о том, чтобы НДФЛ был исключен из числа налогов, участвующих во взаимных зачетах при определении задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой. Надо отметить, что Министерством финансов и Федеральным казначейством с начала года были приняты меры по снижению рисков негативных последствий перехода на ЕНС. Опережающе выплачивались дотации из федерального бюджета региональным. При этом регионам дали право на получение бюджетных кредитов на покрытие образующихся временных кассовых разрывов в ходе исполнения региональных и местных бюджетов.
- Совет Федерации одобрил введение специальных казначейских кредитов для регионов со сроком погашения до 15 лет. Насколько, по-вашему, этот новый финансовый инструмент окажется востребованным субъектами?
- Специальные казначейские кредиты дополняют действующие с 2021 года инструменты льготного бюджетного кредитования, которые направлены на ускоренное развитие инфраструктуры в регионах. Одна из главных задач, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию, — значительное ускорение обновления социальной инфраструктуры в регионах. Поэтому специальные казначейские кредиты будут предоставлены регионам в общей сумме 250 миллиардов рублей для создания объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. Еще 50 миллиардов рублей по поручению главы государства планируется направить на обновление общественного пассажирского транспорта на основе современных технологий в регионах, в первую очередь в малых городах и сельских территориях. Кроме того, по инициативе президента вводятся дополнительные краткосрочные кредитные инструменты на очень льготной для регионов основе с целью опережающего финансирования капитальных вложений, в том числе строительства, реконструкции, приобретения объектов, капитального и текущего ремонта. Соответствующий закон уже принят парламентом. Все эти инструменты востребованы уже сейчас. Уверен, что регионы смогут воспользоваться этими возможностями, — у каждой региональной команды наработана практика подготовки проектов для прохождения отбора, сформированы планы и есть понимание, что ускоренное развитие инфраструктуры даст необходимый импульс развитию регионов в целом.
- В ходе послания Федеральному Собранию Президент предложил увеличить размеры социального налогового вычета на обучение детей, а также оплату медицинских услуг и покупку лекарств. На ваш взгляд, насколько эффективна предложенная мера?
- Вопрос с увеличением предельных размеров социальных налоговых вычетов поднимался и раньше. Совет Федерации неоднократно обращался в Правительство с предложениями о пересмотре и повышении предельных лимитов. Необходимо отметить, что действующие в настоящее время предельные размеры этих налоговых вычетов были проиндексированы 15 лет назад. Размер вычета на собственное обучение налогоплательщика, а также на лечение и приобретение лекарств действует с 2009 года, а на обучение детей — с 2007 года. Меду тем стоимость лекарств, образовательных и медицинских услуг ежегодно растет. А в прошедшие годы — в период пандемии, в 2022 году — они выросли еще больше. Также росла и нагрузка на семейные бюджеты. Несмотря на то что увеличение предельных размеров вычетов повлечет сокращение поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов, надо иметь в виду, что эти меры имеют мультипликативный эффект. Реализация предложенных президентом мер позволит повысить эффективность механизма финансовой поддержки наших граждан, в том числе семей с детьми, а также заинтересованность граждан к получению образования, в том числе дополнительного. А это тоже инвестиции в экономику.