Новое в российском законодательстве на 25 марта 2023

• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 18.03.2023 N 62-ФЗ "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины"

Определен правовой механизм выхода граждан РФ, одновременно являющихся гражданами Украины, из гражданства Украины

Установлено, что граждане РФ, одновременно являющиеся гражданами Украины, в том числе граждане РФ, направившие в полномочный орган Украины обращение о выходе из гражданства Украины и не получившие ответа (не имеющие достоверной информации и документов, подтверждающих прекращение гражданства Украины), считаются не имеющими гражданства Украины со дня подачи ими в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.

В случае подачи указанного заявления наличие ранее у гражданина РФ гражданства Украины признается фактом, не имеющим юридического значения для возникновения или прекращения прав, обязанностей и привлечения к ответственности в рамках правоотношений, возникших до признания такого гражданина не имеющим гражданства Украины.

Гражданин РФ, который считается не имеющим гражданства Украины, обязан не совершать действий, связанных с реализацией прав и исполнением обязанностей, предусмотренных для граждан Украины, в том числе не получать и не использовать паспорт гражданина Украины и иные документы, удостоверяющие гражданство Украины или содержащие указание на гражданство Украины, за исключением случаев, при которых указанные действия совершаются в целях прекращения гражданства Украины в соответствии с порядком, установленным законодательством Украины, если иное не предусмотрено указом Президента РФ.

Граждане РФ, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины и считающиеся не имеющими гражданства Украины в соответствии с положениями иных законодательных актов РФ, не подают заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 23.03.2023 N 185 "О некоторых вопросах совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации"

Президентом РФ учреждена медаль "За храбрость"

Медалью "За храбрость" награждаются граждане РФ за храбрость и мужество, проявленные в ходе выполнения боевых и иных операций по защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, а также по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Медалью также могут быть награждены иностранные граждане и лица без гражданства.

Она имеет две степени, высшей является I степень. Награждение медалью может быть произведено посмертно.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Постановление Правительства РФ от 17.03.2023 N 407 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 115"

Актуализирован перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития

Перечень, как и ранее, включает в себя 20 субъектов РФ, при этом в него взамен Архангельской и Магаданской областей включены Ненецкий автономный округ и Республика Коми.

Кроме этого, документом внесены изменения в методику расчета показателей, исходя из которых субъект Российской Федерации подлежит включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (утв. постановлением Правительства от 13 февраля 2013 г. N 115). Предусмотрено, что в отношении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей значение каждого показателя за 10-летний период, предшествующий году утверждения указанного перечня, рассчитывается на основе данных, представленных Росстатом, Минстроем и Минфином, начиная с 2025 года.

Признано утратившим силу постановление Правительства от 23 декабря 2019 г. N 1770, которым был утвержден аналогичный перечень.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 411 "О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу"

Уточнен порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу

В частности, закреплено, что указанная в заключении государственного заказчика о цене на продукцию информация должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах единственного поставщика, представленных в составе предложения о цене.

Постановление Правительства РФ от 20.03.2023 N 431 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2021 г. N 1827"

Предусмотрен порядок подготовки, согласования и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования федеральной территории "Сириус"

Реализованы положения Закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"

Летние веранды для обустройства уличных кафе включены в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Кроме того, в указанный перечень включены площадки для размещения строительной техники и грузов для осуществления капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства, а также технические средства, которые обеспечивают возможность резервирования даты и времени в целях пересечения государственной границы РФ и соблюдения зарезервированных даты и времени и которыми оборудуются площадки для стоянки грузовых транспортных средств.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 449 "О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации"

Минсельхоз уполномочен утвердить новый нормативно-правовой акт в сфере аквакультуры (рыбоводства)

Министерству предстоит утвердить порядок уведомления лицом, с которым заключен договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, о переходе к лизинговой компании права собственности на судно рыбопромыслового флота и (или) на производственный объект, предназначенный для производства рыбной продукции, построенные на территории РФ, и заключении с такой компанией договора лизинга на указанные судно (производственный объект).

"ОК 037-2022. Общероссийский классификатор направлений природоохранной деятельности и деятельности по управлению природными ресурсами" (утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2022 N 1231-ст)

С 1 января 2023 года введен в действие Общероссийский классификатор направлений природоохранной деятельности и деятельности по управлению природными ресурсами

Он утвержден приказом Росстандарта от 03.11.2022 N 1231-ст и предназначен для классификации и кодирования видов природоохранной деятельности и деятельности по управлению природными ресурсами, упорядочения и систематизации информации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Приказ Минэкономразвития России от 23.01.2023 N 24 "О внесении изменений в приказы Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 707, от 16 августа 2021 г. N 496, от 29 октября 2021 г. N 657 и о признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2014 г. N 684" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72626.

Внесены изменения в некоторые приказы Минэкономразвития по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации

Так, уточнены критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития от 26 октября 2020 г. N 707. В частности:

установлены дополнительные требования к органам по сертификации, выполняющим работы по подтверждению соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

установлены критерии аккредитации медицинских лабораторий, закреплены перечни документов и сведений, подтверждающих соответствие медицинской лаборатории критериям аккредитации.

Кроме этого, приказом перечень документов, прилагаемых к заявлениям об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденный приказом Минэкономразвития от 29 октября 2021 г. N 657, дополнен сведениями о банковских реквизитах заявителя, аккредитованного лица, необходимыми для заключения договора заявителя, аккредитованного лица с экспертной организацией.

Документом предусмотрены и иные изменения в целях совершенствования законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Признан утратившим силу приказ Минэкономразвития от 29 октября 2014 г. N 684 "Об утверждении формы анкеты самообследования соответствия критериям аккредитации".

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Приказ Росреестра от 14.02.2023 N П/0036 "Об установлении порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, порядка создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядка их использования" Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72656.

Актуализирован порядок согласования и утверждения землеустроительной документации

Направление на согласование землеустроительной документации осуществляется ее заказчиками и разработчиками в целях соблюдения прав неограниченного круга лиц и обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, использованным при ее подготовке, и требованиям проведения землеустройства.

Установлен, в числе прочего, перечень необходимых документов, порядок их рассмотрения и принятия решения.

Также утверждены правила включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514, которым регулируются аналогичные правоотношения.

"Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса" (утв. Президентом РФ 22.03.2023 N Пр-562)

Президент РФ поручил рассмотреть вопрос о предоставлении до 1 января 2024 г. заготовителям древесины отсрочки от уплаты арендной платы по договорам аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Правительству РФ в числе прочего поручено принять меры, предусматривающие: развитие производства котельного оборудования, работающего на биотопливе; развитие производства отдельных видов целлюлозы и продукции ее переработки, в том числе для обеспечения нужд оборонно-промышленного комплекса; увеличение доли использования в сфере торговли и гостинично-ресторанного бизнеса одноразовой бумажной (картонной) тары, упаковки, посуды в целях отказа от пластиковых изделий; внесение в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд изменений, предусматривающих возможность закупок небеленой офисной бумаги; сокращение до пяти рабочих дней сроков выдачи разрешений на экспорт образцов дуба монгольского и ясеня маньчжурского; предоставление гражданам возможности при приобретении жилого помещения на стадии строительства включать в сумму ипотечного кредита оплату стоимости неотделимых улучшений, в том числе окон, дверей, встроенной мебели российского производства.

Проект Федерального закона N 316684-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

В Госдуму внесен законопроект об усилении ответственности собственников угольных шахт за нарушения требований промышленной безопасности

Целью законопроекта является совершенствование существующих и создание новых механизмов обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством санкционного и профилактического воздействия на должностных и контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, в том числе обеспечение повышения быстроты пресечения правонарушений в сфере промышленной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, а также конкретизация наиболее опасных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации угольных шахт.

В частности, предусматривается возможность применения в отношении контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, мер административной ответственности в случаях возникновения на шахтах аварий или инцидентов, повлекших за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц, в том числе наложения штрафа в размере, кратном сумме выручки от осуществления такими организациями деятельности по добыче угля.

Проект Федерального закона N 316707-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, включенных в реестр резидентов с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, предлагается увеличить с трех до шести лет сроки осуществления ими капитальных вложений

Согласно законопроекту, это будет возможно на основании поданного резидентом заявления в письменной форме о внесении изменений в инвестиционную декларацию в части увеличения срока осуществления капитальных вложений с трех до шести лет.

Соответствующее заявление резидент сможет подать до 31 декабря 2023 года.

Кроме этого, документом планируется увеличить срок уведомления заявителя о включении в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области с одного до трех рабочих дней.

Проект Федерального закона N 1079811-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (текст к третьему чтению)

К третьему чтению подготовлен законопроект, обязывающий производителей пива и пивных напитков регистрироваться в специализированном реестре

Предусматривается, что право на осуществление деятельности по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи будет предоставляться организациям при условии включения этих организаций и их обособленных подразделений (мест осуществления деятельности по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Определены, в числе прочего, перечень сведений, включаемых в реестр, перечень документов, представляемых организацией для включения в реестр, процедура их рассмотрения и принятия соответствующего решения, основания для отказа во включении в реестр, основания для исключения организации или ее обособленных подразделений (мест осуществления деятельности по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) из реестра

Установлено, что Правительство РФ вправе утвердить перечень дополнительных сведений, подлежащих включению в реестр.

Информация, содержащаяся в реестре, подлежит размещению на официальном сайте Росалкогольрегулирования в сети "Интернет".

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (не внесен в ГД ФС РФ)

В КоАП РФ установят административную ответственность за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности РФ

Законопроектом КоАП РФ планируется дополнить новой статьей 15.25.1, согласно которой за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности РФ (за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ), предлагается установить административное наказание в виде административного штрафа.

Документом устанавливается размер административного штрафа в процентах от суммы операции, осуществленной с нарушением установленных мер, либо в процентах от суммы неосуществленной операции в соответствии с установленными мерами, а также в случае, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения.

В примечаниях к проектируемой статье определяются условия неприменения мер административной ответственности к резидентам, а также порядок пересчета иностранной валюты, стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ, являющихся предметом административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности по указанной статье составит 2 года со дня совершения административного правонарушения.

В случае принятия закона вносимые им в КоАП РФ изменения вступят в силу с 1 января 2024 года.

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2023 N 632-р <Об утверждении состава и видов движимого имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ>

Определены состав и виды движимого имущества, не подлежащего отчуждению по Закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ

Распоряжение издано с целью реализации Закона от 29.12.2022 N 605-ФЗ, которым предусмотрено установление Правительством состава и видов движимого имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Это движимое имущество, в том числе: используемое для обеспечения функционирования социальной инфраструктуры в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта, ЖКХ; относящееся к запасным частям, компонентам или оборудованию воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания; предназначенное для выполнения функций обеспечения безопасности и др.

<Письмо> ФНС России от 09.02.2023 N 14-1-03/0025@ <О заполнении сведений об адресе юридического лица в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании или при изменении адреса>

ФНС даны разъяснения по вопросам заполнения сведений об адресе юрлица в заявлении о государственной регистрации

Указание в форме заявления о госрегистрации сведений о месте нахождения и адресе юрлица осуществляется в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (ГАР) в муниципальном делении.

При отсутствии в ГАР сведений о помещении (за исключением квартиры) адрес юрлица должен указываться до показателя "Здание/сооружение" включительно.

Обращено внимание на то, что отсутствие в ГАР сведений о помещении (за исключением квартиры) само по себе не может являться основанием для отказа в госрегистрации.

Отмечено также, что регистрирующий орган вправе отказать в госрегистрации при наличии подтвержденной информации о том, что адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юрлицом.

<Письмо> Росреестра от 22.03.2023 N 18-2332-ТГ/23 "О направлении информации"

Росреестр изложил позицию по вопросам, возникающим при внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ территориальных зон, муниципальных образований и населенных пунктов

Даны ответы на следующие вопросы, в том числе: отсутствие финансовых средств у муниципальных образований на проведение работ по внесению границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН; не закреплено понятие пересечения границы населенного пункта и многоконтурной территориальной зоны, в особенности, когда часть контуров территориальной зоны одновременно расположена внутри населенного пункта и за его пределами; несоответствие границ участков лесного фонда границам лесничеств, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

"Методические рекомендации по реализации позиции акционера - Российской Федерации в отношении сроков подготовки и проведения годовых общих собраний акционеров по итогам 2022 года (ГОСА 2023) в акционерных обществах с государственным участием, не включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р" (утв. Росимуществом)

Росимуществом подготовлены рекомендации по реализации позиции акционера - Российской Федерации в отношении сроков подготовки и проведения ГОСА 2023

Документ разработан с целью оказания методической помощи при подготовке и проведении годовых общих собраний акционеров по итогам 2022 года (ГОСА 2023) в АО с госучастием, не включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 23.01.2003 N 91-р, в том числе акции которых подлежат отчуждению из федеральной собственности в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

Проект Федерального закона N 317134-8 "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости"

В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимости, сведения о которой составляют государственную тайну

Законопроектом, в частности, предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным для сторон договора и третьих лиц с момента его подписания сторонами.

Кроме этого, Правительство наделяется полномочиями по утверждению перечня видов (типов) режимных объектов, в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности РФ (иного публично-правового образования) на которые, другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну. Право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такие объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона.

Проект Федерального закона N 317135-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"

Предлагается исключить необходимость внесения в ЕГРН сведений о режимных объектах

Изменениями, вносимыми законопроектом в Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости.

Закрепляется, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о находящихся в государственной собственности зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, предприятиях как имущественных комплексах, составляющие государственную тайну, не вносятся в ЕГРН и право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации.

Кроме этого, документом в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения, предусматривающие, в частности, полномочия Правительства по установлению особенностей подготовки документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на режимные объекты и особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты.

• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2023 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева"

Вопрос о правовой природе краткосрочного (на срок от одних до нескольких суток) возмездного предоставления гражданам жилого помещения в многоквартирном доме должен решаться судом исходя из содержания конкретной деятельности

Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает запрета деятельности по краткосрочному (на срок от одних до нескольких суток) возмездному предоставлению собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме без содержательной оценки такой деятельности в соотнесении с гостиничными услугами лишь при наличии отдельных формальных признаков оказания гостиничных услуг (сроки предоставления жилья, систематичность, предпринимательский характер такой деятельности и др.), если при этом не создаются для иных жильцов многоквартирного дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.

Если же собственником предоставляемого гражданам на короткий срок жилого помещения предприняты меры по такому его оборудованию (оснащению), которое позволяет одновременно предоставлять его значительно большему числу граждан, чем размещаются в таком помещении при обычном проживании, либо помещение регулярно предоставляется такому числу граждан, либо оно может предоставляться менее чем на одни сутки, а равно для удовлетворения потребностей, не связанных с проживанием в нем (для проведения празднований, других мероприятий, встреч и т.п.), либо если имеет место постоянное или регулярное нахождение в местах общего пользования в многоквартирном доме лиц, обеспечивающих оказание размещенным в жилом помещении гражданам услуг, обычно оказываемых гостиницами, либо если одним собственником краткосрочно предоставляется гражданам несколько помещений в одном многоквартирном доме, - то это дает основания рассматривать такую деятельность как фактическое предоставление гостиничных услуг с применением соответствующих правовых последствий.

Федеральному законодателю надлежит комплексно урегулировать особенности краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения, обеспечив баланс интересов, в частности, собственников помещений, лиц, которым они предоставляются, иных жильцов многоквартирного дома. При введении тех или иных условий осуществления такой деятельности надо учитывать степень удовлетворенности потребности в средствах временного размещения, в связи с чем законодатель вправе определить специальные правила краткосрочного предоставления (найма) жилых помещений для отдельных местностей (например, туристических мест и курортов).

Приказ Минстроя России от 17.03.2023 N 197/пр "Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 459/пр"

С 18 марта 2023 года вступили в силу обновленные методические рекомендации по заполнению формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения

Одновременно признан утратившим силу приказ Минстроя от 13.08.2014 N 459/пр "Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению".

• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 416 "Об особенностях установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданами Российской Федерации, проживающими или проживавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими или ранее проживавшими на указанных территориях и выехавшими за пределы указанных территорий в другие субъекты Российской Федерации, а также особенностях установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданами Российской Федерации, проживающими или проживавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими или ранее проживавшими на указанных территориях, в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г."

Установлены особенности определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданами РФ, проживающими или проживавшими на территориях новых субъектов РФ

С 1 марта 2023 г. установление степени утраты профессиональной трудоспособности указанными гражданами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, наступивших до 1 марта 2023 г., и имевшими по состоянию на 28 февраля 2023 г. включительно право на получение обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, производится по законодательству РФ. Пострадавшим, имеющим документы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности и определении нуждаемости в соответствующих видах помощи, обеспечения или ухода, выданные в соответствии с актами, действовавшими на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также законодательством Украины до 1 марта 2023 г., обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 марта 2023 г. производится на основании указанных документов до переосвидетельствования таких пострадавших по законодательству РФ.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 г., и действует до 1 января 2026 г.

Проект Федерального закона N 316683-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"

Предлагается сократить периодичность прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам работниками организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) с одного раза в пять лет до одного раза в три года

Отмечается, что научно-технический прогресс требует более интенсивного повышения квалификации, в том числе в части новых регламентирующих документов и изменений нормативных требований, что напрямую влияет на безопасность ведения горных работ.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих, особенности регулирования труда которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации"

Предлагается расширить перечень профессий и должностей творческих работников, особенности регулирования труда которых установлены Трудовым кодексом РФ

Новый перечень содержит 241 позицию, в него включены такие новые профессии, как веб-писатель, видеооператор, главный художник по свету, композитор, продюсер телевизионных и кинофильмов, редактор новостей, рерайтер, светодизайнер и др.

Действующий в настоящее время перечень, содержащий 189 профессий и утвержденный постановлением Правительства от 28 апреля 2007 г. N 252, предлагается признать утратившим силу.

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Приказ Минтруда России от 11.01.2023 N 7н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н" Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2023 N 72695.

Скорректирован порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

Приказом, в частности, уточнен перечень документов (сведений), представляемых лицами, указанными в подпунктах "д" и "е" пункта 42 Порядка, фактически осуществляющими уход за ребенком и не подлежащими обязательному социальному страхованию.

Конкретизированы условия назначения выплат матерям либо отцам, опекунам, осуществляющим уход за ребенком, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, вузах, организациях дополнительного профобразования и научных организациях.

• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 418 "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Правительство уточнило правила субсидирования льготных кредитов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям и переработчикам сельхозпродукции

Теперь на получение льготного кредита могут также претендовать субъекты виноградарства и виноделия, заключившие соглашение о повышении конкурентоспособности.

Скорректированы критерии, при соответствии которым российские кредитные организации и международные финансовые организации вправе участвовать в отборе уполномоченных банков, предоставляющих льготные кредиты.

При подаче заявки на получение субсидии госкорпорация развития "ВЭБ.РФ" признается уполномоченным банком без проведения отбора.

Также, в частности, урегулированы некоторые вопросы, связанные с невозможностью исполнения в 2022-2023 годах обязательств по договору, заключенному заемщиком, и погашением долга по кредиту.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 419 "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности"

Российским фондом технологического развития будет осуществляться финансовая поддержка проектов по модернизации судоремонтных предприятий

Фонд осуществляет финансовое обеспечение проектов путем предоставления займов на их реализацию.

Постановлением, помимо указанного выше, внесено также уточнение в критерии отбора получателей займов в части требований к доле участия в уставном (складочном) капитале иностранных юридических лиц.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 426 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Расширен перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых в том числе за счет средств ФНБ и пенсионных накоплений, на которые не распространяются правила мониторинга

Согласно внесенному дополнению, в частности, Правила осуществления мониторинга, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 N 1008, теперь не распространяются также на инфраструктурные проекты по приобретению вертолетов отечественного производства и воздушных судов для последующей передачи в лизинг, а также на программу льготного лизинга гражданских судов водного транспорта.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 444 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

Субъектам РФ предоставлено право определять критерии максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

При установлении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи субъекты РФ могут применять дифференциацию и устанавливать критерии такой дифференциации с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минстроем России.

Также уточнено, что определение регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в отношении платы за жилое помещение осуществляется исходя в том числе из определяемого на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов размера платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемых при выполнении работ и оказании услуг, включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, и при использовании входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, и за отведение сточных вод при выполнении работ и оказании услуг, включенных в указанный минимальный перечень.

Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2023 N 631-р <Об утверждении перечня субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, информация о получателях которых в 2023 году является информацией ограниченного доступа>

Утвержден перечень субсидий, предоставляемых из федерального бюджета производителям товаров, работ, услуг, информация о получателях которых в 2023 году является информацией ограниченного доступа

Распоряжением также установлен перечень информации, предоставляемой в установленные сроки Минфину России федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении в 2023 году субсидий.

Приказ Минобрнауки России от 07.12.2022 N 1211 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1448" Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2023 N 72664.

Утверждены формы документов, предусмотренных правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования

Указанные правила закреплены постановлением Правительства от 15 сентября 2020 г. N 1448.

Документом утверждены:

форма отчета о суммах выданных образовательных кредитов и процентах, выплата которых подлежит отсрочке;

форма реестра договоров о предоставлении образовательного кредита, по которым заемщиком выполнены все обязательства в связи с окончанием срока договора или в связи с досрочным погашением образовательного кредита;

форма ежемесячного статистического отчета о реализации государственной поддержки образовательного кредитования;

форма отчета по невозвращенным образовательным кредитам.

Признаны утратившими силу приказ Минобрнауки от 28 сентября 2009 г. N 352 и изменяющие его акты.

Приказ Минфина России от 16.02.2023 N 16н "О внесении изменений в приложения к Порядку составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 168н" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72625.

План ФХД федеральных бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми строками и уточнены формы обоснований (расчетов) некоторых плановых показателей

В План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) включены строки для отражения доходов от выбытия биологических активов и расходов на закупку товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.

Введена форма обоснований (расчетов) плановых показателей по поступлениям от выбытия биологических активов, а также, в частности, в новой редакции изложен раздел 2 обоснований (расчетов) расходов на взносы по обязательному социальному страхованию.

Приказ Минэкономразвития России N 178, Минтранса России N 80 от 15.03.2023 "Об утверждении примерного алгоритма действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам"

Разработан примерный алгоритм действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам

Документ утвержден в соответствии с Законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591, в целях реализации системы поддержки новых инвестиционных проектов в регионах.

Предусмотрены в том числе фактические сроки, входящие и результирующие документы, нормативные правовые акты и категории инвестиционных проектов.

• СТРОИТЕЛЬСТВО

Постановление Правительства РФ от 17.03.2023 N 408 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Уточнены случаи и подведомственность проведения строительного контроля при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Установлено, что:

строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением автомобильных дорог ГК "Российские автомобильные дороги", осуществляется подведомственным Росавтодору ФГБУ "Дирекция мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства" в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 2 млрд. рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта;

строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Росавтодору ФАУ "Российский дорожный научно-исследовательский институт" в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта.

<Письмо> Минстроя России от 22.03.2023 N 15274-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2023 года>

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2023 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 423 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

Внесены изменения в правила технологического присоединения к электрическим сетям

В частности, установлен порядок разработки, согласования и утверждения схем выдачи мощности и схем внешнего электроснабжения, уточнен порядок и сроки рассмотрения заявок системным оператором, увеличен срок выдачи технических условий, определен перечень документов, дополнительно представляемых заявителем в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии, и прочее.

Приказ Ростехнадзора от 09.03.2023 N 103 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты"

Актуализировано руководство по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты"

Руководство содержит общие рекомендации по разработке документации систем управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ), рекомендации по внедрению СУПБ, а также рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Руководство распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, которые обязаны создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование, а также на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV класса опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.

Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 29 июня 2020 г. N 248, которым утверждено аналогичное руководство.

• СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Приказ Минсельхоза России от 13.02.2023 N 83 "Об утверждении формы заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72636.

С 1 сентября 2023 г. утверждена форма заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов

В форме указываются, в частности, наименование линий генно-инженерно-модифицированных организмов, на наличие (отсутствие) которых проведены исследования, информация об объекте исследований, место посева (посадки) сельскохозяйственного растения с указанием региона, района, городского или сельского поселения, номера поля или кадастрового квартала и прочее.

• ТРАНСПОРТ

Распоряжение Минтранса России от 20.03.2023 N ИЧ-60-р "Об утверждении официальных разъяснений обязательных требований, установленных пунктом 1 Порядка нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов, товарных знаков на гражданские воздушные суда, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 18"

Даны разъяснения по вопросу нанесения опознавательных знаков на воздушное судно

Приказом Минтранса России от 25 января 2023 г. N 18 утвержден Порядок нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов, товарных знаков на гражданские воздушные суда (далее - Приказ N 18, Порядок). Приказ N 18 вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Согласно пункту 1 Порядка государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации.

Предназначенные для выполнения полетов воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, определены пунктом 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ.

Таким образом, обязательные требования, установленные Приказом N 18, подлежат исполнению в отношении определенных пунктом 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ гражданских воздушных судов, государственная регистрация которых осуществляется после вступления в силу Приказа N 18 в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

• СТРАХОВАНИЕ

Приказ Минтруда России от 27.12.2022 N 818н "О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55" Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2023 N 72690.

Обновлена форма заявления работодателя о подтверждении основного вида экономической деятельности

Изменения связаны с созданием СФР и введением единой формы сведений ЕФС-1.

Приказ включает новые формы заявлений: о подтверждении основного вида экономической деятельности, о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, а также форму уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рекомендуемый образец).

Проект Приказа СФР "Об утверждении Порядка определения расходов на выплату обеспечения по страхованию, понесенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, формы заявления страхователя о возврате перечисленных капитализированных платежей и (или) об их зачете в счет предстоящих платежей по страховым взносам и формы решения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возврате (об отказе в возврате) перечисленных капитализированных платежей и (или) об их зачете (отказе в зачете) в счет предстоящих платежей по страховым взносам"

Подготовлен проект новой формы заявления страхователя о возврате перечисленных капитализированных платежей или их зачете в счет предстоящих платежей по страховым взносам

Проект также содержит форму решения территориального органа СФР, принимаемого по результатам рассмотрения данного заявления, а также порядок определения расходов на выплату обеспечения по страхованию, понесенных территориальным органом СФР.

С утверждением нового приказа утратит силу приказ ФСС РФ от 17 мая 2021 г. N 193.

• ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

<Письмо> Минфина России от 13.03.2023 N 02-14-08/20915 "О казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых с единственным поставщиком на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации"

Минфин разъяснил, в каких случаях осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контрактам, заключенным в 2022 и 2023 годах с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями)

Казначейское сопровождение расчетов в случаях, установленных решением высшего исполнительного органа субъекта РФ, осуществляется по указанным контрактам, заключаемым в 2023 году, на сумму более 3 000,0 тыс. рублей (в т.ч. по контрактам (договорам), заключаемым в целях их исполнения).

Расчеты по контрактам, заключенным в 2022 году, и контрактам (договорам), заключаемым в 2022 и 2023 годах в целях исполнения таких контрактов, казначейскому сопровождению не подлежат.

• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

<Письмо> Росприроднадзора от 30.12.2022 N МК-02-02-34/46405 "О корректировке сведений об объекте НВОС"

Разъяснен порядок корректировки сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Дополнительно сообщается, что к целям ведения государственного реестра объектов НВОС отнесено получение достоверной информации об объектах НВОС.

За сокрытие или искажение экологической информации предусмотрен административный штраф.

<Письмо> Росприроднадзора от 10.02.2023 N РН-09-03-34/3916 "О рассмотрении обращения"

Даны разъяснения по вопросу необходимости учета выбросов от передвижных источников на стоянках и сооружениях хозяйствующего субъекта

Сообщается, в частности, что в случае, если выбросы от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ) на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, их погрузка и разгрузка, были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Установление нормативов допустимых выбросов для передвижных ИЗАВ законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрено. Выбросы от передвижных ИЗАВ, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте, учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).

<Письмо> Минприроды России от 21.02.2023 N 12-47/6586 "Об учете гостевых парковок при проведении инвентаризации выбросов"

Даны разъяснения по вопросу учета стороннего автотранспорта при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Сообщается, в частности, что приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок N 871).

В соответствии с положениями Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных ИЗАВ, постоянно или временно эксплуатируемых (функционирующих) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС).

Так, согласно пункту 5 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВОС, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

<Письмо> Минприроды России от 16.03.2023 N 25-47/9247 "Об обращении с вторичными материальными ресурсами"

Разъяснены особенности учета отходов и побочных продуктов производства

Сообщается, в частности, что законодательство об обращении с отходами производства и потребления не содержит запретов в части объемов отнесения образуемых веществ к отходам либо к побочным продуктам. Вместе с тем необходимо принять во внимание, что в случае отнесения одного и того же вещества к отходам и побочным продуктам производства порядок учета такого вещества и разграничения объема его образования или целевого использования должен быть установлен учетной политикой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 Закона N 7-ФЗ.

<Письмо> Рослесхоза от 20.03.2023 N ИС-06-54/6021 "О разъяснении"

Разъяснен порядок отвода и таксации лесосек, составления таксационного описания лесосеки, проведения предварительного осмотра лесосеки

С 1 марта 2023 года указанные действия должны производиться в соответствии с приказами Минприроды от 17 октября 2022 года N 688, от 14 октября 2022 года N 687, от 29 сентября 2022 года N 641. При этом материалы ранее проведенных работ по отводу и таксации лесосек могут быть использованы для заполнения таксационного описания лесосеки, если они не противоречат его установленной форме.

• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 17.03.2023 N 405 "Об утверждении Правил получения согласия, указанного в пункте 6 части 5 статьи 26 Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", и формы согласия физического лица на размещение его биометрических персональных данных в региональном сегменте единой биометрической системы"

Установлена форма согласия физического лица на размещение его биометрических персональных данных в региональном сегменте единой биометрической системы

Также определен порядок получения согласия физического лица на размещение его биометрических персональных данных в региональном сегменте ЕБС, на передачу его биометрических персональных данных в ЕБС из региональных сегментов этой системы, на обработку таких биометрических персональных данных в ЕБС, а также согласия на обработку персональных данных и биометрических персональных данных в целях проведения его аутентификации в соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 26 Закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 413 "О проведении эксперимента по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти"

С 1 июня 2023 года по 31 мая 2024 года будет проводиться эксперимент по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти

Участниками эксперимента являются Минцифры, Федеральное казначейство, ФНС, федеральные государственные гражданские служащие указанных органов (на добровольной основе) и лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы или поступающие на службу в указанные органы (на добровольной основе).

Эксперимент будет проводиться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". Одна из целей его проведения - апробация использования электронных кадровых документов, включая обмен информацией в форме электронных кадровых документов между представителем нанимателя и гражданским служащим или гражданином, участвующими в эксперименте.

В ходе эксперимента документы, используемые в кадровой работе, в отношении которых предусмотрено их оформление на бумажном носителе и ознакомление с ними в письменной форме, будут формироваться в виде электронных документов.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Проект Приказа Минцифры России "О перечне видов деятельности в области информационных технологий"

Предложен перечень видов деятельности в области ИТ

Проект содержит виды деятельности в области информационных технологий и соответствующие им коды, которые необходимо указать при заполнении справки о доходах (расходах), предусмотренной Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства от 30.09.2022 N 1729.

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 415 "Об особенностях присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, предусмотренных системой государственной научной аттестации Российской Федерации, лицам, указанным в части 1 статьи 6 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

До 1 января 2026 года действуют особенности присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях

Документ устанавливает особенности присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, предусмотренных системой государственной научной аттестации РФ, лицам, признанным гражданами РФ в соответствии с положениями федеральных конституционных законов о принятии в состав РФ новых субъектов, а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами РФ.

В частности, предусмотрено, что публичная защита диссертаций в специализированных советах осуществляется указанными лицами в соответствии с требованиями, действовавшими в новых субъектах РФ на день их принятия в РФ, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к их представлению и защите.

Также для указанных выше лиц, опубликовавших основные научные результаты диссертаций и научные труды в рецензируемых научных изданиях ДНР, ЛНР и Украины до 31 декабря 2023 года, такие публикации признаются в качестве публикаций в рецензируемых научных изданиях в РФ без ограничения срока.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 424 "О внесении изменения в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"

Изменено наименование учредителей образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 N 631-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закреплено новое наименование - учредители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654.

Утверждена федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа имеет варианты для обучающихся с различными ограничениями. Содержание каждого варианта представлено учебно-методической документацией, определяющей единые для РФ базовый объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653.

Утверждена федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа имеет различные варианты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание каждого варианта представлено учебно-методической документацией, определяющей единые для РФ базовый объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Приказ Минобрнауки России от 07.02.2023 N 118 "О внесении изменений в федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов), утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 951" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72637.

Актуализированы федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации и срокам освоения

Закреплено, что срок освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям составляет три года в очной форме, четыре года в заочной форме, за исключением срока освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям, указанным в приложении к федеральным государственным требованиям, срок освоения которых составляет четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.

Приводится обновленный перечень научных специальностей, срок освоения которых составляет четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 марта 2028 года.

Приказ Минобрнауки России от 10.02.2023 N 143 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1076" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72631.

Актуализирован порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

Порядок утвержден приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076.

Изменения в него внесены в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 641-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", которым для Героев России, лиц, награжденных тремя орденами Мужества, детей военнослужащих и добровольцев, принимавших участие в СВО, и детей военнослужащих, направленных в другие государства и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, установлена отдельная квота при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств.

Приказ Минпросвещения России N 131, Рособрнадзора N 274 от 22.02.2023 "Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах" Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72652.

Установлены особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов

Также документом определены формы проведения государственной итоговой аттестации и условия допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах.

Утвержденные Особенности проведения ГИА-9 и ГИА-11 распространяются на лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также обучавшихся в указанных организациях и принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в образовательные организации, расположенные на территории иных субъектов РФ.

Предусмотрено, в частности, что в 2022/23 учебном году:

- к участникам ГИА-9 не применяется требование о необходимости прохождения итогового собеседования по русскому языку и наличия результата "зачет" за него;

- ГИА-9 проходит в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-9 и являются основанием для выдачи аттестатов об основном общем образовании;

- к участникам ГИА-11 не применяется требование о необходимости прохождения итогового сочинения (изложения) и наличия результата "зачет" за него. Закреплено, что они вправе участвовать в итоговом сочинении по желанию, но его результат не повлияет на допуск к ГИА-11;

- участники ГИА-11 проходят ГИА-11 по своему выбору в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-11 и являются основанием для выдачи аттестатов о среднем общем образовании, или в форме единого государственного экзамена по русскому языку и математике (обязательные предметы), а также предметам по выбору (по желанию участника).

<Письмо> Минобрнауки России от 29.12.2022 N 5/27367-О "О подписании диплома о высшем образовании"

Разъяснены особенности подписания диплома о высшем образовании

Сообщается, что диплом о высшем образовании и приложение к нему подписываются руководителем организации в строках, содержащих инициалы и фамилию руководителя организации.

Также диплом и приложение к нему могут быть подписаны исполняющим обязанности руководителя организации или должностным лицом, уполномоченным руководителем организации на основании соответствующего распорядительного акта. При этом перед надписью "Руководитель организации" указывается символ "/" (косая черта); в строке, содержащей надпись "деятельность", с выравниванием вправо - инициалы и фамилия исполняющего обязанности руководителя организации или уполномоченного лица.

Диплом об окончании аспирантуры и диплом об окончании адъюнктуры подписываются также председателем Государственной экзаменационной комиссии.

<Письмо> Рособрнадзора от 21.02.2023 N 04-55 <О соответствии между минимальным количеством первичных баллов и минимальной отметкой по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в 2023 году>

Рособрнадзором направлена информация о соответствии между минимальным количеством первичных баллов и минимальной отметкой по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в 2023 году

Так, минимальное количество первичных баллов, соответствующее минимальной отметке "3" по пятибалльной системе оценивания за ГВЭ в письменной форме, составляет: для русского языка - 5, математики (100-е и 300-е номера вариантов) - 5, математики (200-е номера вариантов) - 4, физики - 7, химии - 9, биологии - 17, географии - 8, обществознанию - 6, истории - 6, литературе - 11, информатике - 7, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) - 13, китайскому языку - 10.

В письме также определено минимальное количество первичных баллов, соответствующее отметке "3" по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в устной форме, и приведены шкалы перевода суммы первичных баллов за экзаменационные работы ГВЭ, выполненные в письменной и устной форме, в пятибалльную систему оценивания в 2023 году.

<Письмо> Рособрнадзора от 17.03.2023 N 04-82 <О применении Приказа Минпросвещения России N 86, Рособрнадзора N 194 от 13.02.2023 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году">

Разъяснены особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году, установленные Минпросвещения и Рособрнадзором

Особенности закреплены приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 13.02.2023 N 86/194.

Письмом уточнены две категории лиц, на которые распространяются указанные Особенности, а также отмечено, в частности, следующее:

- для прохождения ГИА-9/ГИА-11 в соответствии с Особенностями необходимо наличие документального подтверждения отнесения участников ГИА-9/ГИА-11 к одной из категорий;

- обучающиеся обеих категорий вправе согласно Особенностям по своему выбору пройти ГИА-9/ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 (приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513) или Порядком ГИА-11 (приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512), или в форме промежуточной аттестации, результаты которой также являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании/аттестата о среднем общем образовании;

- обучающиеся, проходившие в 2023 году ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, не могут в этом же году участвовать в ЕГЭ;

- при отсутствии возможности сдачи ЕГЭ и ОГЭ за пределами территории Российской Федерации, участие в ОГЭ и ЕГЭ может быть обеспечено на территории Российской Федерации, дистанционное участие в ОГЭ и ЕГЭ не предусмотрено.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Приказ Минтруда России от 16.02.2023 N 90н "Об утверждении Порядка установления причин инвалидности" Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2023 N 72683.

Утвержден новый порядок установления причин инвалидности

В частности, документом закреплен порядок определения причины инвалидности "инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании".

Указанная причина инвалидности устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Признаны утратившими силу приказ Минтруда от 28 ноября 2019 г. N 742н "Об утверждении Порядка установления причин инвалидности" и изменяющие его акты.

"МР 2.5.0306-22. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Изменения N 1 в МР 2.5.0245-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры". Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.12.2022)

Уточнены рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры

В том числе закреплены требования к исследованию воздуха общественных и производственных помещений метрополитена на общее микробное число микроорганизмов и гемолитическую кокковую флору, к отбору проб воздуха. При этом отбор проб проводится аккредитованными организациями.

"МР 2.3.0316-23. 2.3. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2023)

Обновлены методические рекомендации по проведению мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации МР 2.3.0316-23 введены взамен МР 2.3.0274-22 "Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях".

Методические рекомендации разработаны в рамках задач, реализуемых федеральным проектом "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография", направленных, в частности, на сбор информации о питании обучающихся общеобразовательных организаций, оценку организации, структуры и режима питания обучающихся, выявление факторов риска нарушений здоровья обучающихся и др.

Они предназначены для специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, принимающих участие в реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография".

"МР 2.3.7.0317-23. 2.3.7. Состояние здоровья населения в связи с состоянием питания. Изменения N 3 в МР 2.3.7.0168-20 "Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов". Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2023)

На 2023 год распространено действие методических рекомендаций по оценке качества пищевой продукции и оценке доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов

Соответствующие изменения внесены в МР 2.3.7.0168-20 "Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов".

Также документом обновлен ассортимент пищевой продукции для определения показателей качества и безопасности на 2023 год.

<Письмо> Минздрава России от 20.03.2023 N 31-2/И/2-2076 <О направлении разъяснений по оплате случаев оказания медицинской помощи с использованием отдельных лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р>

Разъяснен порядок оплаты случаев оказания медицинской помощи с использованием отдельных лекарственных препаратов, не включенных в актуализированный перечень ЖНВЛП

В частности, Минздрав рекомендует довести до сведения медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ ОМС в части базовой программы, медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, участвующих в реализации базовой программы, территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций разъяснения о возможности применения отдельных лекарственных препаратов, не включенных в актуализированный перечень ЖНВЛП, только при наличии решения врачебной комиссии, а также об условиях оплаты случаев оказания медицинской помощи с их использованием за счет средств ОМС.