Сокращение произошло на фоне снижения сборов налога на прибыль из-за санкций и роста затрат на нацпроекты. Если спад продолжится, то регионы не смогут выполнять свои социальные обязательства и станут больше зависеть от федерального центра, считают эксперты. Однако они уточняют, что такая ситуация будет временной.
В разных темпах
Консолидированные бюджеты российских регионов (совокупность местных и регионального бюджетов) по итогам 2022-го были исполнены с профицитом в 50,1 млрд рублей. Это в 13 раз меньше, чем в предыдущем году, когда излишки казны составили 660,8 млрд. Такие данные приводятся в докладе Счетной палаты (СП).
Согласно информации органа, в 50 регионах сложился дефицит казны на сумму 447,3 млрд. Наибольший объем недостачи имели Московская, Тюменская и Белгородская области. Между тем 35 субъектов оказались профицитными (+497,4 млрд) — на пять из них пришлось почти 65% суммарных излишков бюджетов. Наиболее крупные доходы получили Санкт-Петербург, Сахалинская область, Москва, Кемеровская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Бюджеты четырех присоединившихся к РФ регионов в 2022-м будут утверждаться начиная с этого года, уточняется в отчете.
Расходы регионов росли ускоренными темпами в течение года и превысили показатель 2021-го на 16,2%, тогда как доходы увеличились всего на 12,1%. Из доклада СП следует, что во втором полугодии 2022-го рост поступлений существенно замедлился, при этом траты продолжили увеличиваться.
На это повлияла динамика доходов от налога на прибыль, говорится в документе. Так, в первом полугодии сборы увеличились из-за роста цены на нефть Urals и курса доллара. Однако уже с июля наблюдалась отрицательная динамика в связи с возвратом налоговых переплат (в рамках поддержки нефтяной отрасли) и санкциями, которые привели к снижению объемов выручки предприятий.
При этом, несмотря на негативное влияние западных ограничений, в 71 регионе налоговые и неналоговые доходы выросли на 13%, отметила Счетная палата. Основная причина — высокие темпы поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (+16,4%), акцизов (+17,5%) и имущественных сборов (+12,9%). Суммарный прирост определили крупнейшие города и центры добычи полезных ископаемых.
Основные траты из бюджетов регионов пришлись на национальную экономику (их объемы выросли на 27,4%), ЖКХ (+21%) и образование (+16,2%). Согласно докладу, высокие траты объясняются инфляцией (из-за чего, например, увеличивалась стоимость госконтрактов). А также — увеличением МРОТа и прожиточного минимума. С 1 июня 2022-го их внепланово повысили на 10%.
В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что ведомство постоянно мониторит сбалансированность консолидированных бюджетов регионов и при необходимости принимает оперативные меры для их поддержки. «Известия» также направили запросы в субъекты страны.
В чем риск?
Значительное уменьшение профицита консолидированных бюджетов регионов связано с опережающим ростом расходов, считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая. Эксперт объясняет такую динамику влиянием санкций, остановкой части производств, а также последствиями ухода иностранных компаний из России.
Прошлый год был испытанием для российской экономики и бюджетной системы, отметил член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. Хотя сборы НДФЛ заметно увеличились благодаря росту зарплат, доходы от налога на прибыль, второго ключевого сбора для региональных бюджетов, повысились по итогам года незначительно, добавил он. По словам эксперта, если сокращение корпоративных прибылей продолжится, это негативно скажется на региональных бюджетах.
— Также увеличился госдолг регионов, но при этом расходы на его обслуживание стали меньше. Это произошло благодаря замещению дорогих коммерческих кредитов дешевыми государственными, а также реструктуризации бюджетных заимствований. Поэтому дальнейшее увеличение госдолга в условиях снижения стоимости денег не станет для регионов проблемой. Полученные же от федерального центра ресурсы субъекты смогут вложить в инфраструктурное и экономическое развитие, что, в свою очередь, будет способствовать повышению налогового потенциала территорий, — объяснил эксперт.
Как правило, профицитные регионы направляют средства на финансирование приоритетных социальных статей и на погашение имеющихся задолженностей, пояснила профессор Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина. Субъекты придерживаются консервативной политики при планировании расходов из-за высокой неопределенности, добавила она.
Главным риском для региональных бюджетов может стать рост дефицита до таких уровней, при которых они не смогут выполнять свои обязательства перед населением, и им в любом случае придется занимать у федерального правительства, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Тогда повысится зависимость субъектов от центра.
— Ситуация представляется временной, она придет в норму в течение одного-двух лет, когда российские предприятия полностью переориентируются на Китай и дружественные России страны, — уверена она.
В 2023 году консолидированная казна субъектов будет дефицитной, считает Агван Микаелян. Однако значимого ухудшения бюджетной обеспеченности регионов ожидать не стоит, поскольку у большинства накоплены свободные денежные остатки с прошлого года, превосходящие прогнозируемый дефицит, сказал он.