Минфин: к товарам, что поставляют по смешанным госконтрактам, предъявляют экологические требования
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
Отметим, ранее Минфин сообщал, что экологические требования предъявляют только к продукции, которую включили в объект закупки. К товарам, что поставляют в рамках работ (услуг), это не относится.
Документ: Письмо Минфина России от 26.04.2023 N 24-06-06/38438
Суды: совместимость медизделий с оборудованием госзаказчика определяет не только его производитель
Участник закупки медизделий пожаловался, что заказчик не отклонил заявку победителя из-за недостоверных сведений. Тот предложил неоригинальную продукцию и заявил о ее совместимости с оборудованием заказчика, хотя:
- руководство по эксплуатации допускало использовать только оригинальные материалы;
- производитель оборудования не подтвердил его совместимость с расходниками других фирм, поскольку не проводил тесты.
Контролеры нашли нарушение. Суды с ними не согласились:
- победитель представил в заявке регистрационное удостоверение на медизделия и инструкцию по их эксплуатации. Последняя содержала сведения о совместимости с техникой заказчика;
- поставить только оригинальную продукцию не требовали. То, что производитель оборудования не тестировал его с медизделиями других фирм, не значит, что они несовместимы. Экспертизу мог провести изготовитель расходников в процессе их госрегистрации.
Отметим, Тамбовское и Курганское УФАС в сходной ситуации поддержали отклонение заявки. Контролеры решили: именно производитель медоборудования подтверждает совместимость расходных материалов.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.05.2023 по делу N А45-27627/2022
Запрет на допуск иностранных товаров: с 1 июня уточнен порядок исполнения госконтрактов
Контрагентов освободили от обязанности передавать при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров.
Новшество не затрагивает особенности исполнения контрактов для нужд обороны и безопасности.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 889
Энергосервисный контракт: с 1 июня изменены требования к условиям и особенности определения НМЦК
В требованиях к условиям энергосервисных контрактов среди прочего закрепили:
- возможность включить в перечень энергоэффективных мероприятий те, что направлены на автоматизацию процессов сборки и обработки информации в том числе о параметрах качества энергоресурсов;
- право сторон по соглашению уточнить перечень энергоэффективных мероприятий. Новшество можно применить, если при исполнении обязательств контрагент выявит неполноту и (или) недостоверность сведений об объекте заказчика, которые влияют на состав, параметры и технические характеристики энергоэффективных мероприятий;
- требование о наличии в контракте порядка приемки выполненных мероприятий из перечня.
Особенности определения НМЦК тоже уточнили. Так, при расчете цены контракта со сроком год и менее за стоимость единицы энергоресурса принимают цену (тариф), которая фактически сложилась на дату наступления срока оплаты заказчиком энергоресурса, предшествующую дате объявления закупки. Ранее при расчетах использовали тарифы, что действовали на момент ее объявления.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 890
Предмет закупки по Закону N 223-ФЗ может и не быть основной деятельностью участника, решили суды
Заказчик приобретал услуги по уборке помещений и прилегающих территорий. Он установил требование: услуги по предмету закупки - основной вид деятельности участника. Этот вид деятельности должен относиться, в частности, к таким с кодами по ОКВЭД:
- 81.21 - общая уборка зданий;
- 81.22 - прочая чистка и уборка жилых зданий и нежилых помещений.
Спорное условие обосновали тем, что оно нужно для качественного оказания услуг опытным участником рынка. Виды деятельности по ОКВЭД отвечают предмету закупки.
Контролеры нашли ограничение конкуренции. Суды первой и апелляционной инстанций их поддержали:
- то, как деятельность по уборке зданий, помещений в качестве основного вида деятельности влияет на надлежащее исполнение договора, не пояснили;
- спорное требование ограничивает участие в закупке хозсубъектов, которые ведут указанную деятельность как дополнительную. Необходимость такого ограничения не обосновали;
- по условиям тендера опыт участников - один из критериев оценки заявок. Его подтверждали, в частности, данными о годовых объемах исполнения аналогичных договоров. Наиболее опытного исполнителя могли определить при рассмотрении заявок независимо от того, осуществляет он уборку как основной или дополнительный вид деятельности;
- цель присвоения кодов по ОКВЭД - классификация видов экономической деятельности и информации о них. То, что, например, в ЕГРЮЛ указали основной код ОКВЭД, не означает, что хозсубъект не может заниматься иной деятельностью;
- установили, что рынок услуг по уборке конкурентный. Потенциальными участниками закупки могли стать как минимум 5 организаций. Нужные услуги у них определены как дополнительный вид деятельности.
Документ: Постановление 2-го ААС от 23.05.2023 по делу N А82-18114/2022