Проект его запроса есть в распоряжении «Парламентской газеты». По мнению ученых, одними очистными сооружениями не обойтись — надо еще создать естественные барьеры, мешающие вредным веществам просачиваться в канализацию, например, засадить дорожные кюветы многолетними травами.
Плавать пока не перестанем
Тропические ливни, по свидетельству климатологов, будут все чаще проливаться в российских городах. В выходные, уже второй раз за лето, подтопило Владивосток. Как написал в телеграм-канале мэр города Константин Шестаков, за один день выпало 106 миллиметров осадков, хотя месячная норма — 104 миллиметра. Вздуло асфальт, пострадали ливневки, крыши домов. А Сочи заливало даже зимой. В мае «поплавали» москвичи — подтоплены оказались улицы в нескольких районах.
Притом что Москва — один из регионов, где системно занимаются модернизацией ливневых канализаций. Это делают по двум программам — государственной и городской. Сейчас в столице насчитывается 50 проблемных мест скопления воды, рассказал «Парламентской газете» член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Александр Козлов. В 2011 году их было в 55 раз больше — 2785. Аварий, связанных с ливневками, не было. Но временные подтопления все равно случаются. Виной тому — участившиеся ливни, штормовые ветры, после которых ливневки забивает листьями и ветками, а также сложный рельеф. «Все-таки Москва — город на семи больших холмах и множестве холмиков», — сказал депутат. То же касается Новой Москвы. Но там вдобавок осталось старое хозяйство, которое только предстоит реконструировать либо строить заново.
Что уж говорить о регионах с дефицитными бюджетами. Например, в Северодвинске — городе в Архангельской области с населением около 200 тысяч человек, — нет денег ни на очистные сооружения, ни на ремонт ливневых и фекальных канализаций, пожаловались местные законодатели депутату от региона Александру Спиридонову. Это приводит к загрязнению окрестных водоемов, в том числе Белого моря и реки Солза, из которой забирают питьевую воду, рассказал Спиридонов.
Это общероссийская проблема, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» и. о. директора Института водных проблем РАН Владислав Полянин. «Даже в Москве мало сооружений глубокой очистки, которые доводят воду до приемлемого состояния, позволяющего выпускать ее водный объект без какого-либо вреда для последнего», — сказал он. В городах поменьше и сельских поселениях зачастую ливневая канализация и соответствующие очистные сооружения отсутствуют вовсе. В итоге нефтепродукты, противогололедные реагенты, частицы почвы и то, что образуется из-за разрушения дорожных покрытий, оказываются в реках, озерах и водохранилищах. Во многих местах система канализации является общесплавной и принимает как хозяйственно-бытовые, так и ливневые воды. В таких случаях, если нет надлежащего обслуживания и контроля, нередко коллекторы переполняются и канализационные стоки изливаются на поверхность. «Особенно такие ситуации характерны для периодов интенсивного снеготаяния и во время сильных дождей, когда резко увеличивается поступление воды с застроенных и трудно проницаемых для воды территорий», — пояснил ученый.
Если водоем предназначен для питьевого снабжения или купания, неконтролируемые стоки чреваты отравлениями и заражениями, отметил председатель технического комитета Росстандарта, замруководителя Ассоциации водоснабжения и водоотведения Георгий Самбурский. По его словам, модернизировать ливневки в России потихоньку начинают, в том числе на курортах, где дожди несут грязь в море, но работа, мягко говоря, далека от завершения.
Причиной тому — все та же нехватка денег. Почти каждый регион во время дней субъектов в Совете Федерации поднимает эту проблему, рассказал в январе председатель Комитета палаты регионов по федеративному устройству Андрей Шевченко. Работы предстоит немало — в среднем по России сети изношены на 80 процентов, в отдельных регионах — до 90 процентов.
Где взять деньги
Чтобы найти средства и на ливневки, и на обычную канализацию, в Архангельской области предложили тратить на это «зеленые платежи» — плату за негативное воздействие на окружающую среду, которую взимают с предприятий-загрязнителей, штрафы за нарушения природоохранного законодательства и суммы возмещений, уплаченных за ущерб природе.
С 1 сентября прошлого года эти деньги окрасили. Теперь региональные и местные бюджеты могут их тратить только на охрану окружающей среды. В первую очередь — на ликвидацию объектов накопленного вреда, например свалок, а потом — на другие проекты, перечисленные в постановлении Правительства, например, очистку водоемов, создание лесных питомников, установку на границах заповедников информационных щитов со списком запретов. А ливневок и канализации там нет.
«Обращусь в Минприроды, чтобы разблокировать возможность использовать средства «зеленых платежей» на эти цели. В Вологодской области и Коми идею тоже поддержали», — сказал Спиридонов «Парламентской газете».
В каждом регионе должен формироваться экологический фонд, средства которого можно отправлять на решение насущных вопросов рационального природопользования, в том числе на водоохранные мероприятия и восстановление водных объектов, считает Владислав Полянин. А задача федерального Центра — контролировать использование денег на заявленные цели, оказывать консультационную, методическую поддержку и координировать действия регионов с общегосударственными экологическими программами.
Хотелось бы, чтобы денег с экологических платежей хватило на все, но это вряд ли произойдет, считает Георгий Самбурский. Он предостерег от повышения штрафов, чтобы получить больше средств — это может парализовать работу предприятий, включая водоканалы. А самое главное, по словам эксперта, нельзя допустить, чтобы отведение воды с дорог и улиц признали коммунальной услугой и начали брать за это деньги с жителей.
Есть надежда, что регионы смогут получить на ливневки и федеральные деньги. По распоряжению Правительства в этом году на модернизацию коммунальной инфраструктуры должны выделить 30 миллиардов рублей. В списке есть и центральные ливневые системы водоотведения. Но сколько именно денег пойдет конкретно на них, неизвестно.
Чистые колеса и трава в кюветах
Строительство и эксплуатация очистных сооружений — дело довольно затратное. Стоимость возведения даже небольшого объекта, способного пропустить через себя воду с относительно небольшой площади в пару сотен гектар, может достигать порядка миллиарда рублей, сказал Владислав Полянин. «Проблема заключается также и в том, что поступление поверхностно-дренажных вод на очистку крайне неравномерно в течение года: носит залповый характер в период паводков, а в остальную часть года, как правило, очень низкое. Это затрудняет режим эксплуатации», — пояснил он. Одним из выходов из ситуации может стать строительство перехватывающих коллекторов, чтобы срезать пик нагрузки и равномерно перераспределить поступление воды на очистные сооружения.
Другой подход заключается в предотвращении формирования загрязнений или перехвате их основной части как можно ближе к источнику. Речь идет о создании элементов так называемой «зеленой инфраструктуры», позволяющих использовать природоприближенные технологии перехвата и очистки ливнестоков. Это могут быть полосы травы вдоль дорог, кюветы с многолетними растениями, биофильтрационные лотки, мини-сады, снижающие поверхностный сток, пруды и другие объекты, которые можно было бы интегрировать в городской ландшафт и которые бы, помимо прочего, выполняли еще и эстетическую функцию. Дополнительные зеленые оазисы рядом с дорогами и другими функциональными зонами сослужат еще одну хорошую службу — будут охлаждать воздух в жаркие дни, считает Полянин. По его словам, некоторые расчеты показывают, что при этом затраты на эксплуатацию систем ливневой канализации в долгосрочной перспективе могут снизиться на 15—80 процентов в зависимости от вида и масштабов применяемых технологий.
Кроме того, нужно внедрять экологически ориентированные практики управления городским хозяйством, экологические стандарты, которые будут регламентировать работу строительных, транспортных, эксплуатирующих и производственных организаций на территории водосбора, считает Полянин.
То же с дорогами. Владельцев федеральных трасс уже обязали строить магистрали сразу с ливневкой, рассказал Георгий Самбурский. Теперь надо пойти по тому же пути и для других дорог.
По мнению экспертов, каждый, кто вносит свою лепту в загрязнение сточных вод, должен осознавать свою ответственность — только тогда дело сдвинется с мертвой точки.